Итоговая работа : «Применение игровых педагогических технологий на уроках физической культуры в начальных классах»
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ ВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ (СИПКРО)
Итоговая работа
На тему: «Применение игровых педагогических технологий на уроках физической культуры в начальных классах»
Курсы повышения квалификации по направлению
«Современные педагогические технологии в сфере
физической культуры и спорта»
19-23 января 2015г.
Выполнил: слушатель курсов
Соргина Татьяна Анатольевна,
учитель физической культуры
МБУ СОШ №73 г.о. Тольятти
Проверил: сотрудник кафедры МФК и ОПРБугаева Дарья Эдуардовна
САМАРА, 2015
Содержание:
1. Введение.
1). Отличительные особенности нового образовательного стандарта.
2). Актуальность игровых педагогических технологий.
3). Философы и учёные, которые внесли вклад в научное понимание и толкование феномена игры.
2. Основная часть.
1). Понятие «игровые педагогические технологии».
2). Функции игровых технологий.
3). Основные направления реализации игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий.
4).Условия использования игровых технологий на уроках.
5). Виды организации уроков с использованием игровых технологий.
6). Физиологические и психологические особенности младших школьников.
7). Игры и игровые упражнения, применяемые на уроках физкультуры для учащихся 1 классов.
3. Заключение.
4. Список литературы.
5. Приложение (конспект урока физической культуры в 1 классе).
1. Введение.
1). Отличительные особенности нового образовательного стандарта.Отличительной особенностью нового образовательного стандарта в начальном школьном образовании является его деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).
2). Актуальность игровых педагогических технологий.
Игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе.Актуальностьигровых технологий заключается в том, что они учитывают психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам.
Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. Чем же вызвано возрастание интереса к игре в настоящее время? С одной стороны, оно вызвано развитием педагогической теории и практики, распространением проблемного обучения, с другой стороны, обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности.Убыстрение темпа современной жизни ставит задачу более активно использовать игру для воспитания подрастающего поколения. Сейчас очевидно, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния.
В педагогической науке феномен игры рассматривается как способ организации воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, изучаются формы и способы оптимизации игровой деятельности современного поколения.
В психологии, игра рассматривается как средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен.
3). Философы и учёные, которые внесли вклад в научное понимание и толкование феномена игры.
Одним из первых обратил внимание на феномен игры Ф. Шиллер. Он рассматривал игру как один из действенных факторов формирования мировоззрения человека. Шиллер считал, что человек в игре и посредством игры творит себя и мир, в котором живет, что человеком можно стать, только играя. Г. Спенсер особое внимание обращал на упражняющую функцию игры. На значение игры как источника культуры обратил внимание нидерландский историк культуры Й. Хейзинга. По его мнению, человеческая культура возникает и развертывается в игре и как игра [1].
Наибольший вклад в научное понимание и толкование феномена игры внесли такие западные философы и психологи, как Э. Берн, Р. Винклер, Г-Х. Гадамер, Ж.-П. Сартр, З. Фрейд. В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для психического развития ребенка разрабатывали И.Е. Берлянд, Л.С. Выгодский, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятельности руководство игрой разрабатывали Н.А. Аникеева, Н.Н. Богомолова, В.Д. Пономарев, С.А. Смирнов, С.А. Шмаков и др.
Самоценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости. Игра – это проявление желания действовать.
2. Основная часть.
1). Понятие «игровые педагогические технологии».
Понятие игровые педагогические технологии включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в своюочередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Особенность игры педагогической в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий на уроках физической культуры создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.Во время игр ребята на уроках физической культуры всегда активны и инициативны. В то же время условия и правила игр обязывают их к сдержанности. Дети в играх отличаются большой непосредственностью. Они полностью раскрывают свои положительные и отрицательные черты характера, а это имеет большое значение для лучшего изучения детей.
2).Игровые технологии в учебном процессе могут нести ряд функций:
- обучающая;
- воспитательная;
- развивающая;
- психотехническая;
- коммуникативная;
- развлекательная;
- релаксационная.
3). Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям: - дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; - учебная деятельность подчиняется правилам игры; - учебный материал используется в качестве её средства; - в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых; - успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. 4). При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
- соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
- доступность для учащихся данного возраста;
- умеренность в использовании игр на уроках.
5). Можно выделить такие виды организации уроков с использованием игровых технологий:
- ролевые игры на уроке;
- игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);- игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;
- использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
- различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
6).Физиологические и психологические особенности младших школьников.
В этомвозрасте (7-11 лет) происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В основе такой перестройки (ее еще называют вторым физиологическим кризом) лежит отчетливый эндокринный сдвиг — включаются в действие «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые». Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость.
Поскольку мышечное развитие и способы управления им не идут синхронно, то у детей этого возраста есть особенности в организации движения. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, в связи с чем, дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности (например, при письме). Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Их работоспособность обычно падает через 25 – 30 минут урока.
У младшего школьника интенсивно растет и хорошо снабжается кровью мышца сердца, поэтому оно сравнительно выносливо. Благодаря большому диаметру сонных артерий головной мозг получает достаточно крови, что является важным условием его работоспособности. Вес головного мозга заметно увеличивается после семи лет. Особенно увеличиваются лобные доли мозга, играющие большую роль в формировании высших и наиболее сложных функций психической деятельности человека.
Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания, самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, отсюда - непоседливость младших школьников. Сознательная и разумная дисциплина, систематичность требований взрослых являются необходимыми внешними условиями формирования у детей нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения. Вместе с тем к семи годам их общий баланс соответствует новым, школьным, требованиям к дисциплине, усидчивости и выдержке.
В младшем школьном возрасте, по сравнению сдошкольным, происходит значительное укрепление скелетно-мышечной, системы, относительно устойчивой становится сердечнососудистая деятельность, большее равновесие приобретают процессы нервного возбуждения и торможения. Все это исключительно важно потому, что начало школьной жизни - это начало особой учебной деятельности, требующей от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости.
В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование игровых умений и технико-тактических взаимодействий, необходимых при дальнейшем изучении и овладении спортивными играми. Подвижные игры, это прекрасная база по развитию двигательных способностей и умений. Например, в раздел программы « легкая атлетика» планируются подвижные игры и игровые упражнения, направленные на закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков и метаний, на развитие скоростных, скоростно-силовых способностей, способностей ориентирования в пространстве и т.п. В разделе программы « спортивные и подвижные игры»- игры и эстафеты на овладение тактико-техническими навыками элементов спортивных игр. В разделе «гимнастика» - игры и игровые упражнения на развитие ловкости и координации, гибкости, чувства равновесия. На уроках лыжной подготовки– игровые упражнения на освоение и закрепление техники лыжных ходов, развитие быстроты и выносливости.
Игровую технологию на уроках физкультуры в начальных классах нужнообязательно сочетать с технологией успеха. Это повышает эмоциональность урока, что благотворно влияет на развитие и здоровье детей.
7). Игры и игровые упражнения, применяемые на уроках физкультуры для учащихся 1 классов:
- Игры на развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств:
«Хитрая лиса», «Мы весёлые ребята», «Салки с хвостиками», «Горелки», «Волк во рву», «Чья команда дальше прыгнет», «С кочки на кочку», «Кто дальше бросит», «Догони свою пару», эстафеты и т.д.
- Игры на развитие координации движений, внимания, равновесия:
«Пройди, не урони», «Быстро возьми», «Затейники», «Угадай, чей голосок»? «Снайперы», «Удочка», «Перелёт птиц», «Пожарные на учении» и т.д.
- Игры с мячом (быстрота одиночного действия, ловкость, внимание): «Передал - садись», «Мяч капитану», «Охотники и утки», «Круговая лапта», «Ножной мяч в кругу», «Бросай, кто умеет», «Ловишка с мячом»,«Десять передач», эстафеты с мячами.
Используя различные подвижные игры на уроках физической культуры, применяя игровые технологии, учитель в зависимости от цели и задач игры может видоизменять саму игру и применять различные варианты усложнения. Например: увеличить количество водящих, изменять размеры игровой площадки, добавлять другие игровые персонажи в сюжетных играх, усложнять игровые задания, менять местоположение водящих и т.д.
С применением игровых технологий мною был разработан конспект урока физической культуры в 1 классе.(см. приложение).
3. Заключение. Таким образом, использование игровых педагогических технологий на уроках физической культуры даёт большое поле деятельности для учителя и учеников, стимулирует учебный процесс, даёт возможность хорошо и быстро усваивать знания в области физической культуры, а так же двигательные умения и навыки. Игровые технологии на уроках физкультуры дают возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям, позволяют усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогают ребятам в процессе игр научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых технологий на уроках ведет к повышению творческого потенциала детей.
Список литературы:
1. Е.В.Советова « Эффективные образовательные технологии» - Феникс, 2007г.;
2. Е.В.Советова « Педсовет» - Феникс, 2007г.
3. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ, 2004. – 144 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
5.Былеева Л.В., Коротков И.М., Яковлев В.Г. Подвижные игры: Учебн. пособие для ин-тов физической культуры. 4-е изд., перераб. и дополн. М.: Физкультура и спорт, 1999. 208 с.
6. Головина Л.Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников. - М., 2003. - 197 с.
7. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб.пособие для студентов ВУЗов. М., 2005. 80 с.
8. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. М.: Физкультура и спорт, 1991. 116 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Конспект урока физической культуры в 1 классе с использованием игровых технологий «Играем в баскетбол».
Оборудование: малые баскетбольные мячи по количеству детей, спортивная площадка для мини-баскетбола, 2 баскетбольных кольца (расстояние от пола - 2 метра),конусы, стойки со шнуром, 3 цветных обруча, музыкальное сопровождение.
Задачи урока.
Образовательные: научитьсяловле и передаче мяча в парах разными способами на месте;закрепить навык ведения мяча по прямой и с изменением направления; добиваться точности при бросках в кольцо, познакомиться с правилами игры в баскетбол и игре в баскетбол по упрощённым правилам;
развивать умение выполнять простейшие взаимодействия в командной игре; развивать быстроту, ловкость, внимание, ориентировку в пространстве.
Оздоровительные: укреплять костно-мышечную, дыхательную, нервную системы организма детей. Продолжать формировать двигательные навыки и умения.
Универсальные учебные действия:
Личностные: развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; формировать умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Познавательные: продолжать знакомить детей сположением рук при ловле и передачи мяча, с техникой бросков в кольцо; закреплять правила игры в баскетбол по упрощённым правилам.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; контролировать свою деятельность по результату; формировать умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.
Коммуникативные: формировать умение договариваться, понимать эмоциональное состояние партнёра и находить выходы из спорных ситуаций.
Ход урока
Дети входят в спортивный зал.
Учитель: Ребята, посмотрите на эти фотографии.(показывает фотографии спортсменов, играющих в футбол, баскетбол, волейбол). Я предлагаю вам выбрать фотографии с изображением спортсменов, играющих в баскетбол. А почему вы выбрали эти фотографии? (потому, что здесь есть игроки с баскетбольным мячом, баскетбольное кольцо). А вы хотите играть в баскетбол? Начнём нашу тренировку!
1 часть Вводная.
Ходьба: в колонне друг за другом; на носках, руки в стороны; на пятках, руки за спиной; перекатом с пятки на носок.
Бег: в колонне друг за другом; «змейкой»; галопом правым и левым боком; с остановкой прыжком по сигналу.
Игровое упражнение. Дети делятся на 3 команды. Каждой команде предлагается запомнить обруч определённого цвета.
На слова учителя:
Вышло солнышко из-за речки, разбросало золотые колечки.
Кто за речку пойдёт -тот колечко найдёт!
дети передвигаются врассыпную по залу.
На счёт «1,2,3 – беги!» строятся в 3 круга, каждая команда около обруча своего цвета. Затем игра повторяется, команды должны построиться у обруча другого цвета. (повторяется 3 раза)
ОРУ с малыми баскетбольными мячами под музыку.
«Прокати-не урони»
И.п. стоя ноги врозь, мяч в согнутых руках перед собой. 1-4 – прокатить мяч по талии влево. (по 3 раза в каждую сторону)
2. «Восьмёрка»
И.п. стоя ноги врозь, мяч в руках внизу. 1-8 – наклониться,прокатить мяч по полу вокруг правой и левой ноги восьмёркой. (4 раза)
3. «Ловкий поворот»
И.п. стоя- правая нога впереди, левая сзади, мяч в согнутых руках перед собой. Подбросить мяч вверх, сделать быстрый поворот на 360 градусов и поймать мяч после отскока от пола. (6 раз)
4. «Хлопки»
И.п. стоя, правая нога впереди, левая сзади, мяч в согнутых руках перед собой. Подбросить мяч вверх, сделав 2 хлопка, поймать мяч. (8 раз)
5. «Ведение по кругу»
И.п. стоя ноги врозь. 1-8 – выполнить ведение мяча на месте, делая поворот на 360 градусов (по 3 раза в каждую сторону)
6. «Прыжки».
И.п. стоя на правой ноге, мяч лежит на полу справа. 1-8 - прыжки на одной ноге вокруг мяча. Тоже в другую сторону. (по 3 раза в каждую сторону)
7. «Потянись!»
И.п. ноги врозь, мяч в прямых руках внизу. 1-4 - поднять мяч через сторону вверх (вдох), 5-8 - опустить вниз (выдох). Тоже в другую сторону. (6 раз)
2 часть.Основная.
Игровое упражнение «Будь ловким». ( 2 раза)
Дети стоят в колонне, у каждого в руках мяч. Дети друг за другом, сохраняя дистанцию, выполняют задание: ведение мяча одной рукой, обводя конусы, стоящие на расстоянии 1,5 метра. На обратном пути выполняют подлезание под шнур, делая ведение в низкой стойке баскетболиста.
Перестроение в 2 шеренги.
Игровое упражнение «Десять передач». Дети встают в 2 шеренги напротив друг друга. Расстояние между шеренгами 2,5 метра.
1. передача мяча 2-мя руками от груди. (10 раз)
2. передача одной рукой от плеча. (10 раз)
3. ведение мяча одной рукой по прямой, обвести партнёра, возвратиться на своё место и сделать передачу мяча партнёру. (каждый выполняет по 3 раза)
Учитель оценивает выполнение упражнений, отмечает ошибки успехи и ошибки.
Эстафеты:
«Вызов номеров». Дети стоят в 2-х колоннах, у каждого ребёнка в руках мяч. В каждой колонне дети рассчитываются по порядку и запоминают свой номер.Учитель называет любое число и этот игрок выполняет ведение мяча и забрасывает его в корзину. Затем называется другой номер и т.д. Выигрывает команда, которая сделала больше попаданий в кольцо. (кольцо на расстояние от пола 2 метра)
«Передал - садись». Капитан встаёт лицом к своей команде. Бросает мяч от груди первому, стоящему в колонне. Первый бросает мяч капитану, а сам приседает. Затем капитан бросает мяч второму и т.д. Выигрывает команда, которая выполнила эстафету быстрее.
«Туннель». Команды стоят в колоннах, ноги врозь. Мяч у капитана. По сигналу капитан передаёт мяч между ног из рук в руки следующему и т.д. Последний, получив мяч, бежит с ним в начало колонны. Эстафета завершается, когда капитан опять окажется на своём месте.
Учитель подводит итоги эстафет.
Играем в баскетбол. Дети строятся в 2 шеренги напротив друг друга.
Дети вместе с учителем повторяют правила игры в баскетбол:
- каждая команда старается забросить в кольцо как можно больше мячей;
-нужно стараться завладеть передаваемым мячом;
- можно: перехватывать мяч, отнимать его, делать передачи мяча игрокам своей команды, вести мяч;
- нельзя: толкать противника, бить по рукам, бежать с мячом в руках.
За нарушение правил дается предупреждение, и мяч передаётся другой команде.
(игра длится 5-7 минут).
3 часть. Заключительная.
Игра «Горячий мяч».
Дети стоят в кругу на небольшом расстоянии друг от друга. Выполняют передачу мяча по кругу из рук в руки в быстром темпе. По сигналу «Стоп!» тот, у кого в руках остался мяч, выходит в круг и показывает элементы игры в баскетбол.
(1-1,5 мин.)
Построение. Подведение итогов урока. Учитель беседует с детьми об уроке, что было интересно, что понравилось, а что нет.