Авторская программа по нравственно-патриотическому воспитанию экологической направленности Росточек
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Управление образования администрации города Шахтёрска
Дошкольное общеобразовательное учреждение №11 «Берёзка»
УТВЕРЖДЕНО
Начальник управления образования администрации города Шахтерска
__________ А.Н.Федоренко
СОГЛАСОВАНО
Методическим кабинетом
Управления образования
администрации города Шахтёрска
Заведующий методическим
Кабинетом __________С.Л.Максименко
РАССМОТРЕНО
Методический совет
Протокол заседания №2
от 03.03.2016
Авторская программа по нравственно – патриотическому воспитанию экологической направленности «Росточек»
для старшего дошкольного возраста 6-7 лет
Шахтёрск – 2016
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Управление образования администрации города Шахтерска
Шахтёрское дошкольное образовательное учреждение №11 «Берёзка»
УТВЕРЖДЕНО
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Приказ от __ ________ 20 __ № __
СОГЛАСОВАНО
Донецкий республиканский
институт дополнительного
педагогического образования
Протокол заседания
Учёного совета
от __ _________ 20 __ № ___
Авторская программа по нравственно – патриотическому воспитанию экологической направленности «Росточек»
для старшего дошкольного возраста 6-7 лет
ДОНЕЦК - 2016
«Одобрено к использованию в образовательных организациях»
Рассмотрено методическим советом
Протокол от 03 марта 2016 года №2
Рецензенты:
1. Наталья Ивановна Невольник, методист методического кабинета управления образования администрации города Шахтерска, «отличник образования», специалист высшей квалификационной категории.
2.Татьяна Васильевна Севрюкова, заведующая ДОУ №11 «Берёзка» управления образования администрации города Шахтёрска, воспитатель-методист, специалист высшей квалификационной категории.
Составитель:
Инна Михайловна Дерезюк, воспитатель–методист ДОУ №11 «Берёзка», специалист первой категории.
Авторская программа «Росточек» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в условиях внедрения Государственного стандарта дошкольного образования. Активная позиция детей – показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.
Настоящая программа воспитывает у детей любовь и уважение к родному краю, является важнейшей составляющей нравственно – патриотического воспитания. Занимаясь по программе, дети обогащают свой запас новыми знаниями о природных явлениях, получают знания о прекрасных местах, природе, растительном и животном мире родного края.
Программа построена в соответствии с возрастными индивидуальными и специфическими особенностями детей.
Экспертный листок
Составитель:
Инна Михайловна Дерезюк, воспитатель–методист ДОУ №11 «Берёзка», специалист первой категории
Рецензенты:
1.Наталья Ивановна Невольник, методист методического кабинета управления образования администрации города Шахтёрска, «отличник образования», специалист высшей квалификационной категории.
2.Татьяна Васильевна Севрюкова, заведующая ДОУ №11 «Берёзка»,
воспитатель – методист, специалист высшей квалификационной категории.
Утверждено педагогическим советом
дошкольного образовательного учреждения
ДОУ №11 «Берёзка»
Протокол от 15.01.2016 года №2
Заведующий ___________ Т.В.Севрюкова
МП подпись (фИО заведующего)
Согласованно с методическим кабинетом
Заведующий ________ С.Л.Максименко
Рецензия
на авторскую программу по нравственно – патриотическому воспитанию через природу родного края «Росточек»
Авторская программа «Росточек» представлена воспитателем ДОУ №11 «Берёзка» управления образования администрации г.Шахтёрска Дерезюк Инной Михайловной, имеет социальную значимость и представляет практический интерес.
Следует отметить, что данная программа создана по законам проектной методики и содержит все основные элементы проекта : замысел – средства реализации программы – результативность решения задач.
Можно утверждать, что при разработке программы автор руководствовалась принципами: адресности, индивидуального подхода, приоритета интереса детей и родителей, комплексности мер воздействия.
Определена стратегия реализации программы, сделан прогноз в отношении ожидаемых результатов. Достаточно детально прописан мониторинг эффективности реализации программных мероприятий.
Авторская программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Росточек» ориентирована на создание эффективной среды, в условиях которой возможно развитие дошкольника посредством воспитания патриотических чувств через любовь к родному городу, родной природе.
Вывод: авторская программа по нравственно – патриотическому воспитанию с экологической направленностью «Росточек», представленная воспитателем ДОУ №11 «Берёзка» Дерезюк Инной Михайловной, носит характер новизны и может быть предложена к практическому применению.
Методист методического кабинета
Управления образования ____________ Н.И.Невольник
Рецензия
На авторскую программу по нравственно – патриотическому воспитанию через природу родного края «Росточек», воспитателя ДОУ №11 «Берёзка» Дерезюк Инны Михайловны .
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…».
Авторская программа «Росточек» воспитывает у детей любовь и уважение к родному краю , является важнейшей составляющей нравственно – патриотического воспитания . Программа предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития, предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых. Деятельность планируется систематически. Используется принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.
Занимаясь по программе, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. При изучении тем, предусмотренных программой, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие. В ходе реализации программы дети получают знания о прекрасных местах, природе, растительном и животном мире родного края .
Данная авторская программа разработана в помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Заведующий ДОУ №11 «Берёзка» ___________Т.В.Севрюкова
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Как бы, не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свое село, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Тем более, что нам есть чем гордиться. К.Д. Ушинский писал: “Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства”. Таким образом, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребёнку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поёт скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослый, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше. Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами, - воспитать любовь к родине, а значит, и бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребёнка с её тайнами, показывать интересные моменты в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому.
Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.
Закладывая фундамент с детства, мы создаем предпосылки для формирования личности настоящего патриота, любящего свою Родину.
Любой край, область, даже небольшой посёлок неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край, родной посёлок... (история, природа, достопримечательности,).
Чтобы воспитать любовь к родному краю, растениям и животным, населяющим его, вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране, сформировать активную позицию – не равнодушного созерцателя, а деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем проводятся целевые прогулки, наблюдения, разработаны мини - проекты.
Огромная работа была проведана по знакомству детей с природой родного посёлка , в детском саду функционирует исследовательская лаборатория . в которой дети изучают особенности растительного и животного мира нашего посёлка. Дети с удовольствием и большой ответственностью принимают участие в сборе гербария растений , родители оказали помощь в создании коллекции «Полезных ископаемых Донбасса». Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это в своей работе мы стараемся передать нашим детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных, духовных и патриотических чувств подрастающего поколения
Программа «Росточек» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.
Настоящая программа разработана на основе обязательного минимума содержания по познавательному развитию для детей 6 – 7лет. Программа построена в соответствии с возрастными, индивидуальными и специфическими особенностями детей.
Авторская программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Росточек» разработана на основе Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи ДНР от 17.07.15., приказа №92 от 25.08.2015 «Об организации военно – патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи в 2015 – 2016 учебном году», Концепции патриотического воспитания дошкольников ДОУ №11 «Берёзка» управления образования администрации г.Шахтёрска , всестороннего анализа проводимой нравственно – патриотической работы в ДОУ №11 «Берёзка» за 2014 – 2015 учебный год .
Назначение авторской программы : воспитание патриотов республики, граждан правового демократического государства, воспитание бережного отношения к природе родного края , историческому и культурному наследию нашей республики.
Средства реализации основных направлений авторской программы «Росточек»:
- устное народное творчество,
- декоративно – прикладное искусство ,
- музыка ,
- игра ,
- труд ,
- самостоятельная детская деятельность .
Цель программы – нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через развитие познавательного интереса к миру природы , воспитание гуманного , бережного к ней отношения.
Задачи программы:
1.Формирования у детей представления о живой и неживой природе , их взаимосвязи.
2. Систематизировать знания детей о растительном мире Донбасса (строение , развитие , многообразие , значение).
3. Формировать у детей элементарные трудовые навыки . умение работать в коллективе . готовить необходимый инструмент для работы, убирать его за собой.
4.Формировать навыки экспериментирования в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
5. Развивать чувство ответственности за свои действия в природе.
6. Развивать у детей мыслительные операции и творчество.
7. Воспитывать бережное отношение к природе.
8. Дать знания о природных ископаемых родного края.
Настоящая программа разработана на основе обязательного минимума содержания по познавательному развитию для детей 6 – 7лет. Программа построена в соответствии с возрастными, индивидуальными и специфическими особенностями детей. Срок реализации 1 год.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 6 – 7 ЛЕТ ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ЧЕРЕЗ ПРИРОДУ РОДНОГО КРАЯ.
Макросфера 1. «Живая природа»
1 микросфера – растения
Темы: «Волшебная осень», «Осенний листопад», «Наши друзья – комнатные растения», «Я ёлочка - красавица», «Огород круглый год», «Ветки сирени в вазе», «Целебные растения клумбы»
2 микросфера – животные
Темы: «Земноводные животные», «Рыбы», «Дикие и домашние животные».
3 микросфера – птицы
Темы: «Перелетные птицы», «Птичьи столовые», «Покормите птиц зимой», «Зимующие птицы», «Какие же они разные – наши птички», «Птицы прилетели».
Макросфера2. «Неживая природа»
1 микросфера – воздух, почва вода (камни)
Темы: «Полезные ископаемые Донбасса», «Песок и глина», «Тайны снега или городская зима», «Что такое воздух?», «Воздух и вода».
2 микросфера – времена года
Темы: «Осень», «Поздняя осень», «Зимушка – зима в гости к нам пришла», «Вместе весело играть», «Пейзажи зимы», «Зимнее время года», «Красавица зима», «Пройдёт зима холодная», «Весна». «Долгожданная весна», «Красавица Весна».
Макросфера3. «Природа и человек»
Темы: «Заповедники Донбасса», «Мы отправляемся на зимнюю прогулку», «Экологический поход», «День рождения земли», «Кладовая Земли», «Живая и неживая природа».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
✓ Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показа сказок (педагогом, детьми); рассматривание книжных иллюстраций, репродукций картин донецкого художника Александра Болотова «Дождливая набережная», «Донецк», «Зимняя аллея», «Река», «Берёзы на пригорке», «Лес у реки» ; дидактические игры .
✓ Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
✓ Игровые методы: проведение разнообразных игр; загадывание загадок; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров
✓ Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений, коллекции семян, плодов; постановка сказок, отрывков литературных произведений; изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы программы я обратила особое внимание на следующие основные направления:
✓ Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
✓ Практическое направление - изучение растительного и животного мира.
✓ Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Ожидаемый результат:
Показателями высокой эколого-краеведческой культуры детей следует считать:
➢ Интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;
➢ Желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;
➢ Желание заботиться о живых объектах природы;
➢ Желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
➢ Стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;
➢ Попытка оценивать свое поведение.
В процессе работы по программе предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту:
Группа детского сада________________________________________________
Дата проведения мониторинга________________________________________
Имя, фамилия ребёнка_______________________________________________
Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений_____________________________________________________________________________________________________________________________
Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира______________________________________________________________ __________________________________________________________________
Имеет представления о Красной книге, называет редкие и исчезающие виды растений и животных нашего региона ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарственных растения_____________________________________________ __________________________________________________________________
Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов________________________________________________ __________________________________________________________________
Имеет представления об экологии родного города, называет факты отрицательного воздействия человека на природу ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Имеет представления о правилах поведения в природе_____________________________________________________________________________________________________________________________
Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении____________________________________________________________________________________________________________________________
Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями__________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка уровня развития:
1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла – отдельные компоненты не развиты;
3 балла – соответствует возрасту;
4 балла – высокий.
Дальнейший анализ выстраивается в виде диаграмм в соответствии с уровнями развития по балловой системе. Диаграммы позволяют отследить динамику развития детей по каждому направлению развития в течение учебного года.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Месяц Тема Задачи
Сентябрь «Полезные ископаемые Донецкого кряжа»
Познакомить детей со свойствами песка и глины, каменного угля . Дать знания о месторождении полезных ископаемых : Донецкий каменноугольный бассейн богат углём , Амвросиевский район – залежи глины , Приазовье – песка. Развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
«Заповедники Донбасса»
Дать представление о заповедниках Донбасса , о самом близлежащем «Донецкий Кряж», на территории которого сохранилось около 152 видов насекомых , 80 видов птиц .Закреплять знания о среде обитания живых существ. Развивать любознательность, познавательную активность, интерес к выполнению самостоятельных трудовых действий.
«Осень»
Закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью в черте города. Рассматривая картину донецкого художника А.Болотова «Дождливая набережная», создать эмоциональный настрой, формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного.
Формировать у детей смекалку, сообразительность.
«Земноводные животные»
Углублять у детей знания и представления о земноводных животных. Познакомить с представителями земноводных животных , обитающих в ландшафтном парке «Донецкий Кряж» : змеи, лягушки, жаба земноводная, ящерица прыткая , веретеница. Продолжать учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать. Развивать логическое мышление, внимание и память. Воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю.
ОКТЯБРЬ
«Волшебная осень»
Продолжать знакомить детей с изменениями в природе осенью. Научить их составлять гербарии из опавших листьев деревьев, растущих на территории Донбасса. Закрепить названия деревьев : липа, ясень, клен, тополь, дуб, ива, боярышник, рябина.
«Песок и глина»
Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются. Познакомить детей со свойством: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина — из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу. С помощью презентации «Глина – уникальный дар природы» расширить знания детей о богатстве Донбасской площади керамическими глинами..
«Перелетные птицы».
Расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода. Во время проведения игры «Узнай птицу по силуэту» закрепить перелётных птиц нашего региона (соловей , ласточка, жаворонок).Воспитывать любовь и заботу о птицах.
«Рыбы» Расширять знания детей о рыбах, рыбах речных и рыбах морских. На примере регионального ландшафтного парка «Меотида», расположенного в Азовском районе , продолжать знакомство с рыбами, закреплять умение классифицировать их. Познакомить с дельфином – азовкой , редкий обитатель ландшафтного парка .Развивать мышление и память, пополнять словарный запас детей.
«Осенний листопад»
Совершенствовать экологические знания, рассматривать картину донецкого художника А. Болотова «осень в Донецке», сравнить с картиной «Дождливая набережная». Пробуждать стремление выразить себя в изобразительном творчестве; воспитывать активность, инициативность; способствовать развитию психических процессов и положительных эмоций.
НОЯБРЬ
«Птичьи столовые».
На основе наблюдений закрепить с детьми названия птиц , оставшихся зимовать. С помощью родителей изготовить кормушки для птиц. Создать фотовыставку «Зимующие птицы родного края».
Формировать у детей научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности.
«Поздняя осень».
Уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе поздней осенью. Продолжать развивать наблюдательность. Дать представления о семенах различных деревьев и кустарников Донбасса , таких , как дуб, рябина красная, рябина черноплодная .
«Наши друзья – комнатные растения».
Способствовать формированию у старших дошкольников желания и способностей к самостоятельному поиску, сбору информации о комнатных растениях. Рассказать о способностях растений очищать и дезинфицировать воздух в комнате .Развивать чувство ответственности за порученное дело. Расширение зеленого уголка в группе такими комнатными растениями , как : хлорофитум, алоэ, аспарагус, герань, крассула..
«Зимующие птицы» Формировать у детей обобщенное представления о зимующих птицах нашего региона. При помощи игры «Четвёртый лишний» закрепить названия зимующих птиц Донбасса : воробьи, голуби, сороки, синичка, сова. Развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц.
Воспитывать заботливое отношение к птицам и желание им помогать.
Закреплять умения понимать образный смысл загадок.
ДЕКАБРЬ
«Зимушка – зима в гости к нам пришла» Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Познакомить детей с картиной донецкого художника А.Болотова «Зимняя аллея». Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.
«Я ёлочка - красавица»
С помощью презентации познакомить детей с разновидностями ели в ботаническом саду г.Донецка. Для расширения кругозора сообщить , что в ботаническом саду выращена первая плакучая ель.
Воспитывать экологическое мировоззрение: вызвать отрицательное отношение к тем, кто наносит вред природе. Воспитывать понимание ценности каждого дерева. Развивать логическое мышление.
«Вместе весело играть» Продолжать знакомить с явлениями природы – появление снега, выявить его свойства: таять от тепла, быть липким. Способствовать развитию умения делать выводы и умозаключения в процессе наблюдения и беседы. В процессе трудовой деятельности (лепка снежной крепости) учить доводить начатое до конца, формировать представление о значимости труда для окружающих.
«Пейзажи зимы»
Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и знание об одном из направлений изобразительного искусства – фотографией .С помощью интернет ресурсов познакомить детей с фотографиями донецких фотографов Д.Болотова и В.Накрапаса из цикла «Завораживающая красота зимней природы Донбасса».Продолжать учить детей видеть красоту окружающего мира , гордиться , беречь и приумножать красоту родного края.
ЯНВАРЬ
«Тайны снега , или зима в Шахтёрске».
Систематизация знаний о свойствах снега и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о состоянии воды, и причинах перехода одного состояния в другое. Учить понимать образные выражения «белоснежный ковёр », «город одел», «волшебный парк».С помощью родителей организовать фотовыставку «Зима в Шахтерске».
«Зимнее время года».
Закрепить и систематизировать знания детей о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в жизни животных. О влиянии человека на природу .Познакомить с животными красной книги Донбасса: заяц-русак,(средой обитания и питание в зимний период). Учить беречь и умножать природу родного края.
«Зимняя рябина под окном».
Учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образов, настроения. Учить видеть характерные особенности разных времён года.
Воспитывать у детей любовь к природе, желание её изображать нетрадиционными техниками рисования : монотипия , отпечатки листьев. Развивать эстетическое восприятие.
«Что такое воздух?»
С помощью экспериментальной деятельности определить значение воздуха для жизни человека. Способствовать формированию чувственного эмоционального состояния , осознания взаимосвязи человека и природы. Познакомить с экологической ситуацией на Донбассе : причины загрязнения воздуха.
ФЕВРАЛЬ
«Лекарственные растения Красной книги Донбасса».
Познакомить детей с лекарственными растениями Донбасса . занесёнными в красную книгу. Рассказать о свойствах растений : калужница болотная (кашель . простуда), прострел раскрытый (кашель), шиповник Донецкий (профилактика и лечение простудных заболеваний) – выведен в донецком ботаническом саду .
«Огород круглый год».
Формирование у детей интереса к экспериментальной и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях (проращивание лука, рассада помидоров, перца ),с дальнейшим выращиванием овощных культур на огороде детского сада . Воспитание у детей любви к природе, желания заботиться о растениях .
«Донецкие степи . Жизнь животных в зимний период».
Познакомить детей с обитателями донецких степей : ежи, полевые мыши, степной хорёк , красная лисица, сурок. Расширить представление детей о жизни этих животных в зимний период. Познакомить с народной приметой: «Первый признак весны – посвист сурка». Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к животным родного края.
«Реки Донбасса и их обитатели».
Познакомить детей с крупными реками Донбасса : Северский Донец, Кальмиус , Бахмут, Волчья. Уточнить представления детей обобитателях рек в это время года. Довести к сведению детей, что камыш является природным очистителем водоёма, много рыб мечет икру на мелководье среди камышей. Приготовить презентацию «Хозяева реки», познакомить с такими видами рыб : карп, карась, щука, лещ, сом, ёрш.
МАРТ
«Пробуждение природы». Продолжать знакомить детей с редкими растениями Донбасса, такими как : адонис весенний, шафран, тюльпан Шренка, пион узколистный. Воспитывать чувство гордости , что на донецком кряже растёт более 15 видов редкого ковыля , папоротник . Все эти богатства сохраняются и разводятся в региональных ландшафтных парках и заповедных степях . Воспитывать детей, способных понять природу, беречь её, любить.
«Вода и воздух»
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.В процессе игры расширять знания о воздухе и воде, их свойствах. Продолжать знакомить детей со способами очистки загрязнённого воздуха .Уточнить причины загрязнения воздуха на Донбассе. Воспитывать у детей желание беречь и охранять природу.
«Дикие и домашние животные».
Способствовать формированию у детей умений выделять характерные признаки домашних животных пониманию того, что домашние животные отличаются от диких. Подвести детей к тому , что весной у животных появляется потомство .Закрепить правила поведения в природе. Презентация «Весна в «Донецком кряже». Воспитывать у детей интерес к жизни животных и желание заботиться о них.
«Какие же они разные –наши птицы»
На примере регионального ландшафтного парка «Меотида» продолжать знакомить детей с жизнью пернатых с приходом весны. Дать сведения о том , что в парке находится более 250 видов редких птиц, о которых заботятся и разводят популяции .Способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам.
«Долгожданная весна».
Продолжать формирование интереса к коллективным формам деятельности. Развивать умение художественно отражать явления окружающей действительности с приходом весны. продемонстрировать детям создание многофигурной сюжетной композиции, располагая предметы по всей плоскости листа бумаги (ближе, дальше).
АПРЕЛЬ
«Экологический поход» к водоёму на территории поселка.
Показать детям пробуждающуюся природу –набухающие почки, цветущие деревья и кустарники, развёртывающиеся листья. Связать состояние растений таких : как ива плакучая, камыш, гусиный лук желтый их рост с нарастающими благоприятными условиями: увеличением дня (количества света), тепла, изобилием влаги; уточнить представления об охраняемых растениях.
«День рождения Земли». Продолжать расширять знания детей о планете Земля. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой. Подвести к пониманию того, что планета Земля сейчас в опасности, чтобы спасти её, надо с детства любить природу, изучать её, правильно с ней общаться. Закрепить весенние растения Донецкого кряжа , занесённые в Красную книгу Донбасса (прострел раскрытый, крокус, ковыль).Развивать внимание, мышление.
"Кладовая Земли". Закрепить знания детей о том, что Земля имеет три основных значения: Земля – это планета; Земля – это суша; Земля – это почва. Способствовать становлению у детей первоначального представления о внутреннем содержании Земли – полезных ископаемых. Формировать навыки сотрудничества и исследовательские навыки.
«Красавица Весна».
Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны в степной зоне Донецкого кряжа. Устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных. Через пословицы и поговорки помочь узнать мудрость народа, его жизненный опыт и наблюдения, накопленные в течение долгих веков.
МАЙ
«Ветки сирени в вазе».
Продолжать учить детей любоваться красотой весенней природы . Подвести детей к пониманию приметы : «Настоящая весна приходит на Донбасс тогда , когда цветёт сирень в ботаническом саду».Дать детям сведения о том , что в ботанический сад г.Донецка не уступает количеством видов сирени зарубежным коллекциям. Побуждать детей к самостоятельной передаче образов, используя доступные им средства выразительности (цвет, композиция); продолжать развивать способность самостоятельно выбирать способы изображения, используя различные технические навыки и приёмы.
«Птицы прилетели».
Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о перелетных птицах Донецкого кряжа (жаворонки, ласточки, соловьи.), прилет, добывание ими корма, выведение птенцов, выкармливание, забота о них. Развивать представление о заботе человека о птицах. Воспитывать бережное отношение к гнездовьям птиц.
«Живая и неживая природа».
Способствовать расширению и обобщению представлений о связи живой и неживой природы на примере регионального ландшафтного парка «Донецкий кряж».Продолжать знакомить с ландшафтом парка .Воспитывать желание сохранять и оберегать природу.
«Красавица Весна».
Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны на Донбассе. Устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных , растений. Через пословицы и поговорки помочь узнать мудрость народа, его жизненный опыт и наблюдения, накопленные в течение долгих веков.
Глоссарий .
Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами, во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа.
Краеведение- всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, др. поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем.
Интеграция– представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости .
Непосредственно образовательная деятельность– специально организованная образовательная деятельность дошкольников в условиях взаимодействия детей и взрослого.
Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.
Информационное обеспечение :
1. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи ДН
от 17.07.2015.
2. Концепция патриотического воспитания дошкольников ДОУ №11 «Берёзка» Управления образования администрации г.Шахтёрска.
3.Государственный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 гг. – URL: http://mondnr.ru/wp-content/uploads/2015/Prikazy/326P.pdf4. Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - Д.,2015 .
5.Л. Б. Фесюкова «Времена года» -Х., «Ранок»,2007.
6. Л. М. Шульга «Разноцветная радость» - З., «ЛИПС»,2007.
7. Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» - М., «Сфера»,2007.
8. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие» - В., «Учитель», 2004.
9. О. Каплуновская «Дошкольникам о космосе» - З., «ЛИПС»,2000.
10. Л. А. Швайка «Экспериментирование в ДОУ» - Х., «Основа»,2009.
11. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» - М., «Сфера»,2005.
12. Н. Н. Авадеева «Безопасность» - С. – П., «Детство - пресс»,2004.
13. Е. А. Попова «Волшебные времена года» - Д., 2006.
14. Электронные ресурсы – planetadetstva.net, detsadclub.ru , ped-kopilk
Приложение 1
Примерный проект в рамках программыПРОЕКТ «Милый сердцу уголок»
Там, где солнце щедро светит,
Где шахтёрские края,
Там единственный на свете -
Мой Шахтёрск , судьба моя.
В современных условиях пробуждения интереса детей к историческому и культурному наследию нашей республики , гражданское и патриотическое воспитание относятся к задачам дошкольного образования .
Во все времена любовь к Родине , патриотизм были чертой национального характера .
Первые чувства патриотизма . Доступны ли они малышам ? Исходя из опыта работы в данном направлении , можно дать утвердительный ответ: дошкольникам , особенно старшего возраста , доступно чувство любви к родному городу , родной природе , к своей Родине . Это и есть начало патриотизма . который рождается в познании , а формируется в процессе целенаправленного воспитания .
В современных условиях пробуждения интереса детей к историческому и культурному наследию нашей республики , гражданское и патриотическое воспитание относятся к задачам дошкольного образования .
Во все времена любовь к Родине , патриотизм были чертой национального характера .
Первые чувства патриотизма . Доступны ли они малышам ? Исходя из опыта работы в данном направлении , можно дать утвердительный ответ: дошкольникам , особенно старшего возраста , доступно чувство любви к родному городу , родной природе , к своей Родине . Это и есть начало патриотизма . который рождается в познании , а формируется в процессе целенаправленного воспитания .
Актуальность темы :Воспитание любви и уважения к родному поселку является важнейшей составляющей нравственно – патриотического воспитания . Чтобы воспитать патриотов своего посёлка , города, надо его хорошо знать .
Вид проекта: краткосрочный .
Цель: воспитание гражданина и патриота своей республики, формирование нравственных ценностей.
Задачи:
Дать знания детям о родном поселке Алексеево–Орловка , городе Шахтёрске: история , достопримечательности. Познакомить с историей происхождения.
2. Расширить знания детей о флоре и фауне .
3. Воспитывать любовь к родному посёлку , городу . умение видеть прекрасное, гордиться им .
4. Формировать у детей и их родителей экологическую культуру, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Ожидаемые результаты :
познавательные: дети узнают про историю своего города, о его архитектуре, о предприятиях , о растительном мире , флоре и фауне;
- дети знают и называют свою республику , город , поселок , улицу, детский сад , домашний адрес ;
- у детей сформировано чувство гордости за свою малую родину и желание сохранить её чистой и красивой, беречь и приумножать природу ;
- родители являются активными участниками педагогического процесса .
теоретические: будут разработаны методические рекомендации по материалам проекта и конспекты бесед с детьми, проведений экскурсий;
практические:
Создание альбомов «Мой город», «Достопримечательности Шахтёрска».
Оформление книги «Цветы нашей клумбы».
Конкурс рисунков «Мой детский сад», «Наш красивый парк».
Составление рассказов «О родной улице».
Создание группового альбома «Мой родной поселок».
Механизм реализации:
Предлагаемые темы для воспитательно-образовательной деятельности:
1.По улицам поселка.
Местоположение поселка, его экономическое значение. История возникновения поселка. Люди, населяющие город. Герб города. Город, где человек родился, называется родным. Все любят родной поселок, тоскуют по нему, когда уезжают, много делают для того, чтобы он стал лучше. Экскурсия по поселку : СШ №14, ДОУ №11 «Берёзка», парк , Памятник погибшим воинам .
Виды деятельности:
познавательная :
- беседа с детьми «Мой родной детский сад»;
игровая:
- «Кресло мечтателя» Если бы я был волшебником , то …
- дидактическая игра «Продолжи рассказ …»
-устные домашние задания : распросить родных о родном поселке ,улице;
-продуктивная:
-рисование «Мой детский сад».
2. Мой край родной.
«Малая родина - моя улица, мой город». История главной улицы города. В городе много улиц, они тоже имеют свои названия. Герб города.
Виды деятельности:
познавательная:
- фотовыставка о родном городе,
- презентация «Мой родной Шахтёрск» ;
игровая :
- кресло мечтателя : «Представь, что ты легкий ветерок …»;
продуктивная:
- творческая мастерская: «Составим сказку о родной улице».
3.Транспорт города.
Виды транспорта.Назначение транспорта , какую функцию выполняет.
Виды деятельности:
познавательная:
-занятие «Общественный транспорт» ;
-целевая прогулка по улице , рассматривание грузового транспорта;
- ИКТ – презентация «Мы едем – едем – едем …»;
продуктивная:
-рисование «Машина едет по дороге».
-аппликация «Весёлый автобус».
-конструирование из бумаги «Паровоз с вагончиками»
4.Архитектура нашего города.
Архитектурные здания города, их место положения и назначение. Места отдыха в Шахтёрске (парковая зона).
Виды деятельности:
познавательная:
-занятие «Здания родного города».
-рассматривание иллюстраций , фотографий с изображением разных архитектурных сооружений;парков;
продуктивная:
-лепка «Проложим дорожку из камешков к домику».
-рисование «Моё дерево».
-коллективная аппликация «Моя улица»
игровая :
-дидактическая игра «Построим дом».
- художественно – речевая:
-развлечение «Кто в домике живет ?».
5.Достопримечательности нашего города.
Культурное наследие жителей города: памятники, художников, музыкантов. Архитектура города.
Виды деятельности:
познавательная:
-занятие «Наш город уютный и красивый».
-оформление альбома «Достопримечательности г.Шахтёрска».
- просмотр видеофильма «Мой любимый Шахтёрск»;
игровая:
-сюжетно – ролевая игра «Путешествие по городу».
-итоговая игра – викторина «Знатоки г.Шахтёрска»;
трудовая :
-высадка семян цветов на клумбу , уход за цветами ;
продуктивная :
-рисование «Наш красивый парк»;
-аппликация «Цветочные клумбы»;
-конструирование из бумаги «Улица города».
Работа с родителями :
1. Конкурс семейного рисунка «Мой родной город».
2. Фотовыставка «Где мы бували с семьёй».
3. Творческий рассказ «Выходной день города . «Наш двор».
4. Помощь в создании выставки «О Шахтёрске».
5. «Что мы знаем о своём городе » - рассказы , книги своими руками