Статья на тему: Профилактика экстримизма в молодежной среде

ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Е.В. Григорьева,
Преподаватель общепрофессиональных дисциплин

«Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества на Земле, сколько антропологическая – уничтожение человеческого в человеке».
отечественный философ Ю.А.Шнейдер

Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране. Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала.
Поэтому основная профилактическая задача – выявить такую молодёжь и предупредить совершение преступлений экстремистского и террористического характера с их стороны.
 Поднимая проблемы реализации государственной молодежной политики в сфере межконфессиональных отношений, нельзя не остановиться и на вопросах межэтнических отношений.
Учитывая пестрый национальный состав, приближенность к имевшим место очагам межнациональных конфликтов, а также особенности геополитического положения, существует необходимость в более тщательном изучении ситуации среди молодежи, представляющей различные национальные группы. Необходимо укрепление в молодежной среде толерантности, противодействие угрозе распространения среди молодежи экстремистских идей и учений, связанных как с религиозным фактором, так и с этническим. Одним из важных направлений воспитательной работы по профилактике экстремизма и терроризма в молодежной среде является решение задачи совершенствования правовой грамотности как гарантии социальной активности, воспитания у детей и молодежи личной гражданской ответственности за умение жить в согласии в многонациональной стране.
С целью обеспечения безопасности, гражданско-патриотического и духовно-нравственного становления и самоопределения обучающихся, предотвращения незаконного распространения наркотических средств, сокращения наркомании и токсикомании, а также в целях профилактики экстремизма на национальной и религиозной почве в школе приняты и действуют профилактические программы: «Программа по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности», «Профилактика употребления ПАВ», «Профессиональное самоопределение», «Комплексная профилактическая программа по антинаркотическому просвещению и пропаганде здорового образа жизни среди учащихся», «Программа волонтерского движения «Творим добро»», «Программа воспитания, социализации и коррекции», «Программа по профилактике насилия и жестокого обращения в детско-подростковой среде, семье и ОУ»
Конкретная работа по профилактике экстремизма и терроризма в молодежной среде ведется по следующим направлениям:
1. межведомственный подход к организации воспитания и взаимодействию с родителями;
2.    повышение квалификации учителей по данным проблемам;
3.    включение в содержание учебных предметов тем по профилактике экстремистских проявлений, формированию законопослушного толерантного поведения обучающихся;
4.    реализация целевых воспитательных программ по толерантному и духовно-нравственному воспитанию; по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности; по профилактике насилия и жестокого обращения в детско-подростковой среде, семье и ОУ;
5.    организация мониторинга сформированности уровня развития толерантности;
6.    организация полезной досуговой занятости обучающихся (конкурсы, социальные проекты, волонтерское движение).
1. Межведомственный подход к организации воспитания и взаимодействию с родителями.
В рамках межведомственного подхода практикуется ежегодное составление совместных планов по профилактике правонарушений и правовому воспитанию обучающихся со всеми заинтересованными структурами и силовыми ведомствами.
2.    Повышение квалификации учителей по данным проблемам.
В рамках августовской конференции 2012 года на секции для руководителей по воспитательной работе проведен обучающий семинар по организации работы, направленной на профилактику экстремизма и ксенофобии в молодежной среде.
Институтом повышения квалификации регулярно проводятся семинары указанной тематики.
Вопросы о недопустимости расовой, национальной, религиозной розни между людьми ставятся также на заседаниях методических объединений классных руководителей, административных совещаниях, классных и общешкольных родительских собраниях, заседаниях родительских комитетов с привлечением сотрудников правоохранительных органов.
В течение учебного года школьное методическое объединение обобщал и организовывал обсуждение следующих методических тем: «Методические рекомендации классному руководителю по организации работы с учащимися группы риска», «Содержание деятельности классного руководителя, социального педагога по индивидуальной профилактической работе», круглый стол «Работа классных руководителей с детским коллективом по вопросам профилактики асоциального поведения учащихся», педагогический консилиум «Навыки позитивного общения в сфере учитель-ученик. Как разрешать конфликты».
3.    Включение в содержание учебных предметов тем по профилактике экстремистских проявлений, формированию законопослушного толерантного поведения обучающихся.
В любых образовательных учреждениях содержательные аспекты реализуются в рамках преподавания Обществознания (раздел права).
С целью формирования у студентов первичных умений анализировать любую социальную ситуацию, требующую принятия ответственного решения, связанного с личными проблемами и готовность нести персональную ответственность за последствия принимаемых решений для студентов преподаётся курс «Права человека». Базовые ценности толерантности введены в практику обучения в рамках образовательных стандартов. Различные аспекты толерантного воспитания содержат образовательные программы по истории, обществознанию, географии, литературе, изобразительному искусству, музыке, технологии.
4.    Реализация целевых воспитательных программ по толерантному и духовно-нравственному воспитанию.
Разработанные целевые воспитательные программы, которые размещены на сайте образовательного учреждения.
Одними из важных ее составляющих являются формирование гражданско-правовой культуры и толерантного сознания.
Традиционно в план воспитательной работы включаются проведение классных часов, дискуссий и устных журналов на темы: «Быть гражданином», «Права и обязанности несовершеннолетних», «Правонарушения - понятия и виды. Юридическая ответственность», «Чтобы соблюдать закон - его надо знать», «Изучаем закон о противодействии экстремистской деятельности», ток-шоу «Это высокое звание - человек», диспут «Что мешает жить людям в мире и согласии?»,«Неформальные молодежные объединения в России: лозунги и реальность», "Духовность и молодёжь», «Опасности неофашизма», «СНГ - крупнейший международный союз», «Национализм и интернационализм», «Глобальная проблема человечества - сохранение мира на Земле»,«Давайте жить дружно», «России верные сыны», «Презентация недели толерантности», «Ответственность и патриотизм», «Я и общество. Что такое нетерпимость», «Что такое толерантность», «Толерантность и межнациональные отношения», «Люблю Отчизну я»,«Мы хотим жить в мире», «Воспитание человечности у подростков», «Доброта, вежливость, дружба», «С детства дружбой дорожи», «Заботливое отношение к родителям – признак высокой культуры человека», «Если добрый ты – это хорошо!», дискуссии «Почему национальность человека это дискриминирующий фактор?», «Антисемитизм и Сионизм - что общего?»
Ежегодно проводятся уроки «Права человека». Цель данного урока - ознакомление обучающихся с основополагающими международными документами о правах человека и формирование уважительного отношения к правам и свободам человека.
Социально-психологическая служба планирует и проводит изучение конфликтов, межнациональных отношений; занятия для учащихся и родителей коллективов по проблемам межличностных отношений, по результатам исследований. Работа кураторов направлена в первую очередь на решение проблем межличностных отношений в классе, в основе которых лежат явления нетерпимости.
В техникумовской библиотеке организуются тематические выставки литературы, посвященной Международному дню толерантности.
В целях объединения молодежных коллективов в городе активно развивается движение КВН. К этому мероприятию привлекаются городская молодежь, молодежь сельских поселений, учебных учреждений.
Проводится активная работа по вовлечению студентов во внеурочную деятельность, что является также фактором, противодействующим распространению экстремистских настроений в подростковой среде.
В техникуме ведётся постоянный контроль по недопущению распространения деятельности неформальных молодёжных групп и объединений. Распространение учений нетрадиционных религиозных организаций в ОУ запрещено в соответствии с Уставом техникума.
В критерии оценки воспитательной работы образовательных учреждений
включены показатели, характеризующие состояние правонарушений, законопослушного и толерантного поведения обучающихся и воспитанников.
Учитывая характер экстремизма, можно утверждать, что профилактика экстремизма будет успешной лишь в том случае, если будет слаженное и четкое взаимодействие всех заинтересованных структур.
5.Организация мониторинга уровня развития толерантности.
На протяжении многих лет проводится диагностика психологической комфортности учебной среды. Организован мониторинг уровня развития толерантности у студентов. Результаты тестирования показывают повышение уровня толерантности.
По итогам анкетирования по отношению к детям других национальностей ярких случаев проявления экстремизма на почве различий национальностей и вероисповеданий не выявлено.
6.Организация полезной досуговой занятости студентов (конкурсы, социальные проекты, волонтерское движение).
В содержании воспитания важное место занимает планирование досуговой занятости студентов, социальное проектирование, расширение волонтерского движения.
Отсутствие массовых проявлений экстремистского характера в молодёжной среде внутри техникума свидетельствует об успешности предпринимаемой профилактической работы. Но необходимо формировать мировоззрение и духовно-нравственную атмосферу этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу только при совместной деятельности с силовыми структурами и различными социальными ведомствами.
Только тогда работа по профилактике экстремизма и терроризма будет эффективной и продуктивной.

Литература:

Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615