Рефлексивный отчёт по коучинг-занятию на тему Как типы бесед влияют на познавательную активность учащихся


Как типы бесед влияют на познавательную активность учащихся?
Раздел 1: Обоснование фокуса
Переосмыслив теорию уровневых курсов и по результатам анкет, я на втором коучинге акцентировалась на фокусе диалогического обучения. В сложившейся методике преподавания, которой пользуются учителя и при которой на вопрос учителя ученики дают короткие ответы или имеют немного прав для разговора, невозможно выявить знания и незнание учеников. Это является одной из актуальных и обсуждаемых тем, которая стоит не только перед учителями и учениками, но и перед родителями. Опираясь на теоретические материалы новых подходов в обучении нужно рационально использовать диалог в классе. Во-первых, нужно понять, что это способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. Дети раскрываются при использовании диалога в обучении. На основании утверждения Выготского, что «когнитивное развитие происходит в процессе социального взаимодействия; иными словами, в момент, когда учеников обучают более взрослым способам мышления путем их общения с более способными учениками и взаимодействия с окружающей культурой и средой» я убедилась, что диалог является мощным инструментом обучения. Учителя нашей школы понимают, что необходимо найти пути решения проблемы изменения познавательного интереса учащихся и повышения качества обучения. Поэтому мною был разработан план проведения коучинга на тему: Как типы бесед влияют на познавательную активность учащихся.
Раздел 2: Описание коучинг занятия и оценивание преподавания
В коучинг – занятии участвовало 16 человек. Со стажем работы более 20 лет – 7 человек, более 10 лет – 4 человек , молодые педагоги у которых стаж до 5 лет- 6 человек.
Цель данного занятия: «Показать, как посредством применения бесед диалогического обучения можно активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке». Цель определила следующие задачи:
Познакомить учителей с тремя типами бесед, определёнными исследованиями Мерсера, научить их определять при выполнении заданий.
Учить коллег задавать открытые и закрытые вопросы при проведении различных типов бесед
Содействовать переносу полученных теоретических знаний в практическую деятельность 
Вызвать интерес к новым технологиям в обучении, показать преимущества современных подходов в обучении.
Чтобы настроить участников коучинг – занятия на позитивное мышление, в самом начале занятия, я предложила им посмотреть «Мультфильм о позитивном мышлении». Затем предложила коллегам, присутствовавшим на коучинг- сессии разделиться на группы по цвету стикеров. После чего были озвучены цели и задачи коучинг-сессии. Затем произошло деление на группы, и был проведён тренинг «Тренируй память». От каждой группы были приглашены по два человека, одного я попросила остаться, остальных пять человек, выйти за дверь. После того, как я прочитала письмо, оставшийся педагог должен был как можно подробнее передать содержание одному из коллег, бывшему за дверью. Тот в свою очередь, следующему и так они по очереди передают содержание, пока не зайдёт последний человек. Из всего содержания письма, до последнего коллеги дошли всего пару строк из десяти предложений. Вывод делали все вместе.

Погружением в тему было задание по составлению кластера "Диалогическое обучение" после кумулятивной беседы. Участники коучинг-сессии должны были ответить на вопросы: «Что такое диалогическое обучение? Что вы знаете о видах беседы? Какие приемы и стратегии применяются в диалогическом обучении?». После непродолжительного времени спикеры каждой группы защищает свою работу.

Было видно, что все участники коучинг – занятия с интересом слушали защиту кластеров друг друга, но я предполагала, что они будут задавать вопросы друг другу и дополнять ответы, но этого не произошло. Сказалась нерешительность в выражении своих суждений. Хочу отметить, что коллеги с удовольствием оценивали работу друг друга, подбадривая, поощряя друг друга.
Далее я предложила презентацию «Три вида беседы». После которой, предложила внимательно просмотреть фрагменты видеосюжетов «Разговор близнецов", "Начальник и подчинённый", «Штирлиц встреча с женой» и каждой команде предложить инсценировать один из роликов. Коллеги творчески подошли к выполнению задания.

Чтобы разрядить обстановку и снять некоторую усталость в процессе ведения занятия, коллегам была предложена музыкальная разминка «Ковбой», где учителя повторяли движения за персонажами на экране.
Чтобы закрепить полученные знания, я предложила внимательно просмотреть фрагменты видеосюжетов «Самая обаятельная и привлекательная », «Любовь и голуби» и «Джен Псаки и В.Жереновский» и определить вид каждой беседы, обосновать свой выбор.
Чтобы показать роль вопроса в диалоге, я рассказала учителям об эффективной модели типологии мыслительных процессов таксономии Блума. Представила презентацию по данной теме. Мне надо было дать учителям конкретное представление о том, какие вопросы развивают высокое мышление учащихся, объяснить процесс их создания и показать практическую значимость для их уроков.  Далее учителям было предложено составить вопросы согласно ромашке Блума, по теме «Мир животных». Вопросы низкого порядка учителям было составлять не сложно, а как только подошли к высоким вопросам, то возникли определённые сложности, поэтому пришлось предложить им подсказки. В итоге каждой группой были составлены вопросы, согласно ромашке Блума. Вот такие вопросы были составлены первой группой :На какие группы делятся животные?
Как ты понял, млекопитающие животные – это такие … 
Почему зайчиха бросает своих детёнышей , как только они рождаются?
Почему тебе поставили 5, а мне 2?
Как вы думаете, что произойдёт с белым медведем в наших условиях? В тропических условиях?
Как бы вы поступили, если бы встретили медведя в лесу?

Последним заданием была предусмотрена беседа – дебаты, с целью понять, нужно ли педагогу осваивать и внедрять новые подходы в обучении? «За» и «Против».
Заключительный этап коучинга заключался в том, что учителя, написав свои имена, приклеили их на плакаты, выразив мнение надо ли осваивать и внедрять новые подходы в обучении, современному преподаванию и заполнили таблицу ПМИ

Раздел 3: Оценивание обучения учителей по отношению к идеям Программы 2 уровня
Я считаю, что цели и задачи проведенного коучинг-занятия полностью реализованы. Ожидаемые результаты занятия полностью оправданы.  Я думаю, что мною было правильно выбрано задание на этапе вызова, и считаю, что я смогла
активизировать, заинтересовать, мотивировать на дальнейшую работу.
Таким образом, проведя данное занятие, я пришла к выводу, что создание коллаборативной среды, творческой атмосферы, создание диалогического общения ведет к содействию в решении различных проблем, а групповая работа дала возможность реализоваться каждому участнику коучинга. Учителя знают три типа
беседы, определённые исследованиями Мерсера, умеют определять эти типы бесед при выполнении заданий, умеют задавать открытые и закрытые вопросы при проведении различных типов бесед.
Если бы мне удалось провести данный коучинг снова, я бы сделала меньше заданий в нём, я замахнулась сразу на огромный блок материала. Учителя, как всегда торопились, и им не понравилось много видеоматериалов. После коучинга я решила, что его можно легко было бы разделить на 3 коучинга и более глубоко и качественно проработать каждый этап.  Мне надо научиться четко выдерживать временные рамки каждого
этапа и в дальнейшей своей практике мне нужно более тщательно подбирать задания, что бы учителя чувствовали себя психологически комфортно на занятиях.
Использованная литература:
1.Руководство для учителя, (второй основной уровень) – Астана, 2014.
2. Раздаточные материалы. Издание третье 2014.
3. Касымова А.А., Корнилова Т. Б. и другие «Настольная книга учителя – коуча», Алматы ,2014
План коучинга №2Коучинг № Дата Время
Тема Как типы бесед влияют на познавательную активность учащихся?
Общие цели Показать, как посредством применения бесед диалогического обучения можно активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке
Результат обучения Учителя знают три типа беседы, определённые исследованиями Мерсера.
Учителя умеют определять эти типы бесед при выполнении заданий.
Учителя умеют задавать открытые и закрытые вопросы при проведении различных типов бесед
Ключевые идеи Беседа представляет собой мощный инструмент, с помощью которого учитель может поддерживать и поощрять обучение детей. Благодаря использованию диалога в классе, учителя могут иметь огромное положительное влияние на качество образования детей. Искренняя попытка исследовать знания детей и идеи приведет их к более активному участию в их обучении. Следуя этому направлению мышления, диалогический подход, такой как опрос и групповая работа, имеет потенциал для повышения качества обучения детей.
- диалоговое обучение
- спор
- кумулятивная беседа
- исследовательская беседа
Источники Руководство по работе в группе
Презентация Диалоговое обучение.
Видеофильмы "Разговор близнецов" , «Самая обаятельная и привлекательная », Любовь и голуби», "Штирлиц - встреча с женой", «Джен Псаки и В.Жириновский», «Начальник и подчинённый»
Материалы и оборудование Компьютер, проектор, экран, презентация, маркеры, стикеры, кластеры
Ход занятия
1.Этапы Время
90 мин Действия коуча и действия участников
Введение. 2 минут Коуч приветствует участников, спрашивает об их самочувствии, участники отвечают, спрашивают о самочувствии коуча.
Формирование групп 5 мин Коуч предлагает участникам коучинг занятия разделиться на группы по цвету стикеров.
2.Погружение в тему 3 мин Приём «Тренируй память»
Задание №1
Кумулятивная беседа "Что такое ДО?"
Работа в группах 10 мин Создать кластер "Диалогическое обучение":
1. Что такое - диалогическое обучение?
2. Что вы знаете о видах беседы?
3. Какие приемы и стратегии применяются в диалогическом обучении?
Презентация кластеров и оценивание 6 мин Каждая группа защищает свой кластер.
Коуч обобщает и дает оценку.
Закрепление понятий по теме 3 мин Презентация "Три вида бесед "
Групповая работа 10 мин Задание №2. Внимательно просмотреть фрагменты видеосюжетов «Разговор близнецов" ,"Начальник и подчинённый", «Штирлиц встреча с женой» и каждой команде предложить инсценировать один из роликов
Физразминка2 мин Выполняют движения
Работа с видеоресурсом. 15 мин Задание №3
Внимательно просмотреть фрагменты видеосюжетов «Самая обаятельная и привлекательная », «Любовь и голуби» и «Джен Псаки и В.Жереновский». Предложить определить вид каждой беседы, обосновать свой выбор
Мини-лекция 15 мин "Роль вопроса в диалоге"
Таксономия Блума.
Презентация № 2
Групповая работа 5 мин Составить вопросы по теме «Мир животных» ,
согласно ромашке Блума
Рефлексия 10 мин Беседа - дебаты «Нужно ли педагогу осваивать и внедрять новые подходы в обучении «За» и «Против
Самооценка и анкетирование. 5 мин -Заполните таблицу ПМИ
Что вызвало у вас затруднение в тренинге?
Анализ Цель урока достигнута, слушатели знают виды бесед, умеют определять эти типы бесед, при выполнении заданий, умеют задавать «открытые» и «закрытые» вопросы. Был охвачен большой объём материала, потрачено много времени, надо придерживаться одной темы.