Виды активной деятельности учащихся на уроках экономики как фактор, стимулирующий познавательную активность учащихся
Виды активной деятельности учащихся на уроках экономики как фактор, стимулирующий познавательную активность учащихся.
В жизни нам ничего не достается в готовом виде. Все, чего добивается обычный человек, он добивается своим трудом. И тем дороже нам наши достижения, чем больше труда мы в них вложили. Также обстоит дело и с теми знаниями, которые получают наши дети. Потому что прослушанная информация, даже если она очень интересна, может не оставить ни какого следа ни в умах, ни в душах учеников. То, что они получили в готовом виде, может быстро «выветриться» у них из головы. А те знания, которые ученики добывали сами с помощью различных видов учебной деятельности, которые применяли на практике, как бы «примеряли» на себя, будут сопровождать их всю жизнь.
И мои ученики не получают готовых знаний, а добывают их своим умом, усердием, любознательностью. Я глубоко убеждена, что процессы обучения и воспитания только тогда развивают личность, если они пропускаются через призму сознания ученика и воплощаются в деятельностных формах. Поэтому на своих уроках я стремлюсь использовать различные виды самостоятельной деятельности учащихся.
Для закрепления материала и углубления знаний учащихся я использую различные формы: вопросы «в лоб», обсуждение более сложных проблем, вопросы множественного выбора, счетные задачи, упражнения, задачи качественного характера, дискуссии, а также анализ конкретных экономических ситуаций и статистических материалов.
Вопросы, задачи и упражнения, используемые мною на уроках, имеют различный уровень сложности. Большинство из них достаточно просты, и это естественно для первой стадии изучения экономической теории. Некоторые из обсуждаемых проблем и предложенных задач имеют достаточно высокий коэффициент сложности. Цель такого подбора задач проста. С одной стороны, ребятам не следует предлагать только очень сложные задачи. Первый неудачный опыт их решения навсегда отобьет охоту у большинства школьников заниматься экономикой. Ведь известно, что любому человеку нравится заниматься тем, что у него лучше всего получается. С другой стороны, отдельные сложные задачи не позволяют учащимся «расслабиться» и думать, что все экономические вершины ими уже покорены.
Теперь я подробно расскажу, как осуществляется обучение в деятельности на моих уроках.
I. Разрешение проблемной ситуации.
Создавая проблемную ситуацию и предлагая детям найти выход из нее, я стараюсь давать задания, обогащающие личный опыт учащихся.
Таких проблемных заданий на уроке экономики может быть много. Например, это проблема "лишних", свободных денег. Еще великий Шекспир предупреждал:
"Зарытый клад ржавеет и гниет,
лишь в обороте золото растет".
Иначе говоря, деньги должны работать. Эта проблема может быть поставлена, например, при изучении темы «Ценные бумаги». Например, рассказывая учащимся о таком виде ценных бумаг, как акция, я знакомлю детей с тем, что такое АО, какие виды акций существуют, каковы преимущества того или иного вида акций. Затем я предлагаю проблему:
Представьте, что вы решили стать акционером какой либо компании. Какие акции вы предпочтете приобрести - простые или привилегированные?
Эта же проблема свободных денег может быть поставлена при изучении темы «Деньги». Здесь она звучит так: «Помещая деньги на банковский счет, в какой валюте вы будете их хранить - в рублях, в долларах или в евро?»
Решение проблемы происходит в группах. Учащимся дается время для оценки всех возможных последствий и принятия решения.
Дети после бурных споров и обсуждений обычно приходят к правильным выводам.
Надо покупать акции всех видов (и простые, и привилегированные).
Свои деньги, чтобы обезопасить себя от всевозможных рисков, нужно разделить на части, перевести в разные виды валюты (в доллары, в евро, в рубли) и разместить вклады в разные банковские учреждения.
Таким образом, учащиеся самостоятельно приходят к сути принципа разумного финансового поведения «Нельзя класть все яйца в одну корзину». Мне остается лишь привести им его формулировку, как совет на все случаи жизни. Ведь этот совет хорош прежде всего тем, что любой человек, как бы он ни был далек от экономических вопросов, задумываясь о вложении своих денег вспомнит его и примет правильное решение, т.е. знания, полученные на таком уроке, могут пригодиться моим ученикам в их будущей самостоятельной жизни.
II. Игровая деятельность.
Другой не менее важной формой деятельности является игра.
Игровая деятельность помогает активизировать творческий и интеллектуальный потенциал учащимся, получить опыт, который может пригодиться в жизни. Особенно это проявляется в деловой и ролевой игре. Ролевая игра дает детям уникальную возможность представить себя в различных жизненных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли. Это очень ценно на уроках такого предмета, как экономика. Я использую игровую деятельность на различных этапах урока. Проиллюстрирую это на примере урока по теме «Методы управления».
В процессе изучения нового я рассказываю о том, что такое управление, его целях и методах управления. Учащимся предлагается работа по заполнению таблицы:
Методы управления
Название группы методов Форма проявления Ожидаемый результат Позитивный аспект Негативный аспект
Командно- административные Приказ
Распоряжение и т.д. Неукоснительное исполнение задания.
Методы материального стимулирования Применение материальных стимулов (премии, прибавка к зарплате и т.д.) Исполнение работником задания с желанием достичь наилучшего результата.
Методы морально- психологического стимулирования Применение моральных стимулов. Исполнение работником задания с желанием оправдать доверие начальства.
Для выполнения этой работы я предлагаю учащимся разделиться на две группы.
Одна группа учеников представляет себя руководителем, субъектом управления. Используя различные методы управления, они должны достичь своей главной цели - получить от своих подчиненных максимальную отдачу. С позиции своей роли они оценивают плюсы и минусы использования каждого метода и решают, достигается ли при этом максимальный результат.
Другая группа должна представить себя в роли объекта управления, т.е. рядового сотрудника подчиненного.
Учащиеся из первой группы демонстрируют, как они будут применять тот или иной метод, а учащиеся из второй группы должны оценить на себе действие применяемых «руководством» методов. Это помогает заполнить два последних столбца таблицы. Проделав эту работу, дети замечают, что каждый метод имеет и свои «плюсы», и свои «минусы». Возникает вопрос: «Какой же метод лучше применять, чтобы достичь оптимальных результатов?». Помогает ученикам найти ответ на этот вопрос творческое задание: составьте свое обращение к тому подчиненному, который, по вашему мнению, должен выполнить очень ответственное задание. Какими методами вы воспользуетесь для достижения этой цели?
После обдумывания и обсуждения дети приходят к следующему выводу - надо использовать все методы для достижения максимального результата.
При изучении темы управления есть раздел, который представляет интерес для каждого человека. Это этика деловых отношений. Здесь я обращаю внимание детей на то, что экономика не изолированная наука, она живет в соседстве со многими областями знаний, в том числе с психологией, этикой, социологией.
Я приступаю к формированию основных знаний по теме, обращаясь к жизненному опыту детей. Познакомив их с темой урока, я предлагаю им сразу включиться в деловую игру. На этот раз это мозговая атака. Объединившись в группы или каждый индивидуально учащиеся должны за определенное время вписать на одну сторону листа то, что с их точки зрения может быть включено в понятия деловые отношения, а с другой то, что в это понятие не входит. Или я предлагаю выполнить такое задание в виде теста. Слова, записанные в середине листа, вам нужно распределить по крайним колонкам.
Деловые отношения Неделовые отношения
Профессионализм
Симпатия
Антипатия
Вежливость
Доброта
Усердие и т.д.
Выполняя это задание, дети использовали свой личный опыт, знания по другим предметам, таким, например, как этика, обществознание. Затем мы обсуждаем написанное и приходим к выводу, что в деловых отношениях нет места эмоциям, симпатиям и антипатиям. Здесь должны царить спокойствие и деловитость, профессионализм и коммуникабельность.
III. Урок-исследование, урок-поиск.
В рассматриваемых примерах видно, как элементы познавательной игровой поисковой деятельности можно органично вплести в канву урока. Но и сам урок может быть самостоятельной единицей деятельности. Например, поиском или исследованием.
Приведу пример проведения урока - исследования по теме «Инфляция. Причины и следствия».
Такой урок требует особой подготовки и учителя, и учащихся. Тема исследования сообщается детям заранее. Они получают домашнее задание: узнать как можно больше об экономической ситуации в России конца 80 - начала 90 годов из газет журналов, дополнительной литературы, из бесед с членами своей семьи.
Предварительно учащиеся распределяются по группам. Исследование учащимися причин инфляции и ее последствий - это пример коллективной, групповой деятельности. Дети делятся информацией, обсуждают, анализируют ее. Делают логические выводы.
1) Выяснить причины инфляции детям помогает основное уравнение обмена (уравнения Фишера). MV=PQ (M-денежная масса, V-скорость обращения денег, P-средний уровень цен, Q-товарная масса).
Изучая это уравнение и анализируя, к каким последствиям может привести нарушение соответствия товарной и денежной массы, учащиеся называют следующие причины инфляции:
Неоправданный рост денежной массы.
Сокращение товарной массы.
2) Проанализировав полученные данные, подкрепив их информацией из различных публикаций, а также жизненным опытом старшего поколения, дети приходят к пониманию основных последствий инфляции для общества и каждого человека.
При этом учитель направляет поисковую деятельность детей. Знания, которые они добывают, становятся прочными и осмысленными.
Но исследования на этом не заканчиваются. Я учу детей измерять индекс инфляции.
3) Каждый получает практическое задание составить примерную потребительскую корзинку своей семьи.
Дети вместе со своими родителями составляют список товаров и услуг, которые постоянно приобретаются в семье. Затем им нужно отметить цены на эти товары, потом отметить, какими стали цены на эти же товары их через месяц, 6 месяцев и то же самое сделать через год.
Теперь вычисляем индекс инфляции по известной формуле.
Индекс инфляции вычисляется за месяц, 6 месяцев и за год. Конечно, наши данные разнятся с данными статистики. Это происходит, потому что в свою потребительскую корзину дети включают товары, которые пользуются наибольшим спросом, и поэтому их цена растет быстрее.
Выполнение этого задания помогает детям увидеть, что инфляция затрагивает каждую семью.
IV. Дискуссии и диспуты.
Исследовательская и игровая деятельность учащихся может быть прослежена и на уроке-дискуссии. Дискуссия – это форма организации повторительно-обобщающих уроков, на которых учащиеся сами проверяют прочность своих знаний, своего умения доказательно спорить, рассуждать и убеждать. (Использование этих видов деятельности можно показать и на примере проведения внеклассного мероприятия ( HYPERLINK "http://festival.1september.ru/2004_2005/articles/211934/pril1.doc" Приложение 1)). Такой урок, как правило, заключительный урок темы или раздела. Вопросы, выносимые на дискуссию, предлагают сами дети. Чаще всего это вопросы, обсуждаемые в СМИ и представляющие общественный интерес.
В начале урока я повторяю с детьми правила ведения дискуссии и напоминаю наш девиз: " Убеждай, а не агитируй".
Обычно такие уроки проходят бурно и интересно.
Приведу пример такого урока по теме международная торговля. На обсуждение предложен вопрос: Выгодно ли России в данный исторический момент вступать во Всемирную торговую организацию (ВТО)?
Чтобы направить обсуждение в конструктивное русло, я предлагаю ряд вопросов, которые помогут ощутить суть проблемы.
Против кого направлен протекционизм?
Почему российские товары, кроме сырья, не охотно впускают на рынки Европы и США.
Что нужно ВТО от России - ее рынки сбыта или товары?
Обсуждая эти вопросы, убеждая друг друга, поправляя и исправляя друг друга, учащиеся приходят к более глубокому пониманию сути экономических и политических процессов, которые происходят в современном мире. Они проникаются тем, какие проблемы стоят перед нашей страной, хотя очевидно, что для их преодоления понадобится много времени и сил, дети приходят к выводу, что Россия обязательно займет достойное место в мировом экономическом сообществе. И конечно, этот урок должен закончиться на мажорной ноте.
Здесь я обязательно хочу упомянуть о колоссальном воспитательном значении уроков экономики. Патриотизм, неравнодушие к судьбе страны, желание решить ее проблемы - эти и многие другие качества формируются на таких уроках.
А проблем у страны много. В глубинке развал промышленности, разруха в ЖКХ...
Какой вопрос напрашивается? Кто виноват? Или все-таки - Что делать?
Я учу детей ставить перед собой конструктивные вопросы. И если самим найти ответы не сразу удается, то им поможет великая русская литература.
« Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? – яростно спросил Филипп Филиппович. - Это вот что: если я вместо того, чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня начнется разруха! Если я, ходя в уборную, начну, извините меня за выражение, мочиться мимо унитаза, в уборной настанет разруха. Следовательно, разруха сидит не в клозетах, а в головах! Значит, когда эти баритоны кричат: «Бей разруху!», я смеюсь. Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот когда он вылупит из себя мировую революцию, Энгельса и Николая Романова…, а займется чисткой сараев – своим прямым делом, - разруха исчезнет сама собой».
М.А. Булгаков. «Собачье сердце».
Эти строки вот уже почти 80 лет остаются удивительно актуальными. Нужно каждому человеку заниматься делом и многое изменится к лучшему.
V. Заключение.
В заключение я еще раз хотела бы подчеркнуть основную мысль: самостоятельная творческая деятельность учащихся в процессе обучения – залог прочности добываемых ими знаний и умений, а также залог того, что интеллектуальные и творческие способности детей получат свое развитие.
Таким образом, я показала, как деятельностный подход к обучению помогает формированию прочных знаний и умений, развивает такие качества детей, как умение анализировать, самостоятельно делать выводы и обобщения. А игровая деятельность является своего рода тренингом, репетицией жизненных ситуаций и учит детей самостоятельно и обдуманно принимать решения.