Рефлективный отчет по проведенной работе на тему:влияние диалогического обучения на самостоятельную познавательную активность учащихся в начальной школе.
Рефлективный отчет по проведенной работе и проблеме: влияние диалогического обучения на самостоятельную познавательную активность учащихся в начальной школе.
Педагогический подход «Обучение через диалог» относится к новым подходам в обучении, поскольку обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся построить и развить свое собственное мышление. Развитие данных навыков является ключевым индикатором становления таких детей успешными учениками. У детей начальной школы не совсем речь и малый словарный запас и для развития речи, для пополнения словарного запаса, для создания коллаборативной среды я выбрала модуль диалоговое обучение.
Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении, а также интерактивное общение как со взрослыми в процессе менторинга, на коучинг занятиях, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей и их когнитивному развитию (Руководство для учителя стр.144).
Диалог в обучении, или учебный диалог – своеобразная форма общения. Это взаимодействие между людьми в условиях учебной ситуации, осуществляющееся в форме речи, в ходе, которого происходит информационный обмен между партнерами, и регулируются дела между ними. Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия. Вести диалог – значит искать истину вместе. Учебный диалог – это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; главное в нем не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество.В современном обществе меняются приоритеты образования: выпускник школы должен быть не просто напичкан знаниями, умениями и навыками, а уметь организовывать собственную учебную деятельность, т.е. Иметь готовность и способность учиться. Понятно, что такие цели образования предполагают использование иного метода организации совместной деятельности: на смену монологу приходит диалог. Что же необходимо учитывать при построении диалогового урока как "места встречи людей, думающих по-разному" (Г.А. Цукерман)? Во-первых, необходимо помнить, что диалог есть форма общения. Поэтому если у педагога есть проблемы в общении с детьми, если он осознанно или неосознанно воздвигает барьеры в общении, диалоговый урок, увы, не получится. Что же блокирует общение, а значит, и диалог на уроке? По нашим наблюдениям, к факторам, тормозящим диалог на уроке, относятся следующие: 1. Категоричность учителя, демонстрация себя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке; навязывание собственного мнения; несвободная обстановка на уроке, обилие дисциплинарных замечаний. Все это является проявлением авторитарной, монологической деятельности педагога. Проявлением авторитаризма, на наш взгляд, является также недоверие взрослого к ребенку: "Он маленький, многого не знает, не умеет, поэтому я сам ему все объясню, помогу, подскажу, сделаю за него". 2. Неэффективные словесные конструкции, тормозящие обучение. Преобладают вопросы закрытые, на которые дети дают односложные ответы; вопросы репродуктивные, направленные только на воспроизведение знаний, и вопросы риторические, на которые вообще отвечать не нужно. Предпочтение в плане разворачивания диалога на уроке надо отдавать вопросам открытым, проблемным, операционным, проясняющим, переломным, на которые нельзя дать односложный ответ. 3. Неумение учителя быть хорошим слушателем, то есть слушателем эмпатическим. К сожалению, слушание педагогом того, что говорит ребенок, часто является критическим: перебивает, не дослушивает до конца, негативно оценивает услышанное, не учитывает то, что было сказано ребенком.. Я думаю, что в наше время важно даже не то, сколько фактов, правил, слов вы знаете, а то, как вы можете пользоваться приобретенными знаниями, важен не объем информации, а умение ее получать, важно сотрудничество и креативность. Поэтому практическое приобретение знаний является важной цепочкой в ходе серии последовательных уроков, проведенных мною во время практики в школе. При прохождении практики в период дистанционного обучения я применяла данные идеи модуля «Обучение через диалог». Целями данных уроков было повышение качества знаний по предмету. К каждому уроку была поставлена своя цель, ориентированная на результат обучения для учащихся. Целью первого урока было знание учащимися темы, расширение кругозора учащихся, расширение знаний о наречии. Для достижения цели урока учащиеся работали в группах- при составлении кластеров по теме, где вели диалоги между собой, обсуждали тему и цели урока ( диалог «учитель - ученик»).
Для достижения цели были реализованы идеи диалогического обучения. Также я предусмотрела разные виды вовлечения детей в диалоговое обучение, посредством включения детей в работу в парах, группах. На стадии вызова на всех уроках мною была использована интерактивная доска. На этом этапе самым важным является активизация учеников. В начале урока я применила различные приемы для создания благоприятной обстановки на уроке, например, «Внешний и внутрений круг», «Муравейник» ритмичные физминутки. Эти разминки строились на диалоге,т.е. опрашивали домашнее задание друг у друга. Тему раскрывала с помощью детей с использованием ИКТ, используя стратегию учитель-ученик, ученик-ученик. Показывала ученикам заранее подготовленный материал в виде презентации и задавала им наводящие вопросы. Так как это 2 класс, то учитывая их возрастные особенности я начинала с простых вопросов и далее переходила к более сложным, «Поставьте от слова «Бежать» вопросы, бежать где? бежать откуда? бежать куда? почему бежать, бежать как? бежать зачем?», то есть если рассматривать их по таксономии Блума, то они соответствовали первым 4 уровням сложности: знание, понимание, применение, анализ. Ответы учеников были различными, например: бежать от сабаки, бежать домой и т.д.Немаловажным аспектом при реализации стадии вызова является систематизация всей информации. С этой целью, учащиеся выполняли задание по заполнению кластера «Части растений», где отразили не только местонахождение, но и функции. Учащиеся работали в группах, пользовались различными источниками информации (учебник, ресурсы), то есть никто в группе просто так не сидел и не проводил время бесполезно. На втором уроке передо мной встал вопрос, как можно построить урок так, чтобы он помог учащимся развивать диалог. Организация занятий с использованием диалога начинается с организации учебного пространства кабинета. Диалоговые формы взаимодействия осуществляются при общении лицом к лицу. Качество диалога зависит от количества учащихся в группах. Я рассадила детей по пять человек. Почему? Потому что нечетное число детей приводит к единому мнению. При входе в класс, где по новому организовано учебное пространство, у учащихся возникает готовность к нестандартной учебной ситуации. Целью диалога является ещё и то, чтобы обучать учащихся полноценному участию в диалоге.
47625110934500Все коучинг занятия проводила с использованием данного модуля. В Руководстве для учителя было указано, что лишь «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как обучаться» рассматривается в рамках именно новых подходов, поскольку они находятся в тесной взаимосвязи с социоконструктивистской точкой зрения. Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся построить и развить свое собственное мышление.
Диалог в обучении, или учебный диалог – своеобразная форма общения. Это взаимодействие между людьми в условиях учебной ситуации, осуществляющееся в форме речи, в ходе, которого происходит информационный обмен между партнерами, и регулируются дела между ними. Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия. В деятельности школьника диалог представлен в основном двумя его видами: учитель – ученик и ученик – ученик. Диалог между одним учеником и учителем в классе происходит нечасто: так как в классе нет возможности работать только с одним учащимся. Даже если это наблюдается, то таковой диалог нацелен в основном на класс в целом, для получения коллективного результата. И для учителя, и для ученика диалог 45720186245500является средством деятельности: для учителя – средством обучающей деятельности, для ученика – учебной.
Участие в коучинг занятии приняли в основном учителя начальных классов и учителя предметники- казахского, английского языка и психолог.
-292608058547000 В начале занятия на стадии «вызова» работали в группах, выполнили упражнение «Интервью».
Группам были заданы вопросы:
-Какие методы вы использовали при выполнении этого задания?
-Назовите тему нашего занятия.
-Что такое диалогическое обучение?
Участники отвечали о своем понимании диалогического обучения.
6667550355500Просмотр презентации «Диалог младенцев» дал первичное представление участникам о предстоящей теме коучинг-занятия.
Так как программа курса нацелена на самостоятельное приобретение знаний, предложила изучить из ресурса тему «Диалогическое обучение», затем обсудили и составили постер в виде трех китов. Выделили три типа беседы по Мерсеру. Защита постера заняло не много времени. Взаимооценивание в цветовой гамме.
Затем предложила «Чтение текста с остановками», для того, чтобы показать, как посредством применения беседы можно активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся на уроке. Использовала прием «Ассоциации». Выбрала для этого текст рассказа А.Грина – «Зеленая лампа». После каждого определенного отрывка задавала вопросы по «Ромашке Блума» - простые, уточняющие, интерпертационные, оценочные, творческие, практические. Здесь не все удалось, коллеги не все понимают в достаточной мере вопросы по «Блуму». Поэтому коучинг занятие запланирую на тему «Использование вопросов или «Ромашка Блума» на уроках». Возможно, я не в достаточно доступной форме преподнесла задание. При обсуждении воопросов:
-Какие типы бесед вы увидели в проделанной работе? Не все могли ответить. Группа в которой учитель прошедший уровневые курсы знают и применяют вопросы трех видов бесед. Следующее задание составление вопросов по картинке удалось благодаря этим же учителям, прошедшие курсы.
На стадии рефлексии, заполнили три стикера и прикрепили к трем вазам со словами «знаю», «узнал», «хочу узнать». Большинство участников хотели бы увидеть урок с применением модуля, некоторые уже используют. Участники считают мало одного коучинга и хотели бы подробнее узнать об использовании вопросов на уроке. Диалог – это среда, в которой учащиеся чувствуют себя свободно и комфортно. В непринужденной, доброжелательной атмосфере учащиеся делятся друг с другом новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал. Диалогическая, коммуникативная атмосфера на уроке помогает ученику развивать эмоциональные, интеллектуальные свойства личности. При этом происходит усвоение нового материала.
Диалог – это форма, в которой можно искать истину вместе. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество.
Мерсер и Литлтон (2007) показали, что диалог в классе способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчеркивается, что не только совместная работа со взрослыми, но и со сверстниками способствует обучению детей.
А, по мнению Выготского, ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники и учителя.
В диалоге участники коучинга выражают свое понимание темы, осознают, что у людей могут быть разные идеи, аргументируют свои идеи. Диалогические беседы помогают учителям определить, на какой стадии находятся ученики в процессе обучения.
Учебный диалог – важнейшая сторона деятельности и учителя, и ученика. В связи с этим отношение к нему является более ответственным, чем,например, к обыденному житейскому диалогу. Как учитель, так и ученикактивно направлены на построение адекватной модели партнера как основыдля ориентации своей деятельности.
Мой уровень базируется и на проведении менторинга.
Зная о том что, менторинг это - длительный процесс создания доверительных, личностно- заинтересованных взаимоотношений между ментором и подопечным, направленный на достижение у последнего существенной динамики в совершенствовании знаний, мышления, эффективности практических действий, с целью его профессионального становления как целостной личности педагога. После практики я решила продолжить работу с менти учителем начальных классов Рахимовой Г.М. По понятным причинам, так как молодой учитель и коллега по кабинету и специфике работы.
Я расчитывала на ее понимание и желание учиться.
Я вижу стремление проводить уроки с использованием новых подходов в обучении. Понимание того, что дети сами могут самостоятельно добывать знания, использует групповую форму работы, виды оценивания для улучшения знаний, результатов и обучения. Обращает внимание на индивидуальные особенности учащихся. Ученики стали более раскрепощуннее, заинтересованнее, более ответственно относиться к учебному процессу и выполнению заданий.
Тесная работа в одном кабинете и специфика одна – обучение в начальной школе, позволяет более ясно и четко определить проблему, возникшую у учителя. Посетив урок математики, заметила необходимость помочь правильно составлять планирование урока и умение правильно ставить цель урока.
-8318546672500269494080708500 В начале третьей учебной четверти решила с разрешения учителя, моей подопечной посетить урок русского языка. Все что происходило на протяжении урока, напоминал использование всех тех методов и приемов, которые использовала на первом этапе менторинга. Учитель усвоила использование формативного оценивания и форму групповой работы, Но при постановке цели урока, учитель конкретно не смогла поставить совместно с учащимися цель, которую необходимо достичь. Я задумалась о SMART цели. Но радовал тот момент, учитель начинает урок и посматривая на время, старается продумывать поминутно весь урок, на этот раз эмоциональный настрой занял всего лишь 5 минут.
Итак решили остановиться над проблемой SMART. Вместе изучили план урока, Гульнур Мырзахметовна сама обратила внимание на то, что цели ставит расплывчито и обширно. Объяснила, что цель нужно ставить достижимой и конкретно, именно это называется SMART целью.
41821106286500-1123952730500 Вместе изучая поурочное планирование, менти сама делала пометки в тексте плана, сама пересматривала и предлагала, как правильно написать цель урока, какие задания лучше выполнять в группе и отметила то, что нет заданий по способностям.
Предложила попробовать разработать цели к
план урока менти следующему уроку, план урока после беседы
воспользовавшись моих советов. Для образца показала несколько поурочных планов для 2 класса по разным предметам.
Следующий урок решили провести на следующей неделе. Сразу же перед уроком попросила показать поурочный план, так как с краткосрочным еще не ознакомлена, попросила написать в произвольной форме, но уже попытаться поставить узкую цель, и на протяжении урока использовать формы работы в группе и в паре, формативное оценивание, использовать задание с использованием стратегии КМ. Сделала для себя вывод, что необходимо оказать помощь не только как ставить цель, но и составлять план урока. На этом же уроке я обратила внимание, что дети не совсем умеют работать вступая в диалог.
Следующий урок мы с менти решили запланировать сразу же на следующей неделе. Урок начался с повторения в виде взаимоопроса.
Диалог позволяет сконцентрировать внимание на изучение конкретного вопроса и лучше его понять.
В ходе диалогового обучения учащиеся критически мыслят, собирают информацию, решают сложные проблемы на основе анализа соответствующей информации, взвешивают альтернативные мнения, принимают продуманные решения, участвуют в дискуссиях. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Диалог - это средство измерения, с помощью которого можно увидеть уровень понимание предмета.
Когда на уроках преобладал монолог, многие дети не проявляли себя. Наблюдая за работой с « тихих» учеников в паре и группе, я заметила, что они не боятся отвечать и тянутся за более сильным. Пусть даже их ответы были не четкими и не полностью раскрытыми, главное, что они включились в работу, я увидела их заинтересованность и положительные эмоции при изучении темы. Значит, данный подход позволяет комфортно чувствовать себя на уроке, позволяет раскрыться.
Обучаются вступая в диалог
В беседе после проведенного урока менти понимала и считала, что задалась цели достичь доверительного отношения между учениками и развить коммуникабельные способности. В результате она должна получить следующие результаты:
ученик сможет свободно выражать свою точку зрения; умение прислушиваться к мнению других членов группы; ученик сможет непринужденно общаться с учителем, со сверстниками.
Менти призналась, что урок старалась строить чтобы вовлечь детей в диалог, реализуя один из методов «Ассоциация», старалась сформулировать урок, так чтобы каждый ученик мог выразить свое мнение. Кроме того, внимательно выслушивала детей, не перебивала, не оценивала выступающего, не выслушав до конца. Если дети неправильно отвечали, с помощью вопросов старалась направить их в нужное русло. Ученики в начале урока не могли сконцентрироваться, потом после повторного объяснения стали чувствовать комфортно и учащимся было очень интересно.
Диалоговое обучение выявляет интерес и эмоции у детей, развивает любознательность. Я соглашусь с мнением Барнса (1971), что речь используется в классе и оказывает наибольшее влияние на учеников. Им подтверждено, что обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения и аргументации. Диалоговое обучение позволяет ученикам выражать свое понимание темы, осознавать, что у людей могут быть разные идеи, содействует аргументированию учениками своих идей. А учителю помогает понять, на какой стадии находятся ученики в процессе своего обучения (рук. для учителя стр.155). Так же хочется сказать, что во время урока менти использовала исследовательскую беседу, для достижения. Проведя урок, менти призналась, что достигла поставленных целей и получила необходимые293941527051000результаты. Применение модуля на уроке математики В дальнейшем я буду реализовывать в своей практике модуль диалоговое обучение, я понимаю, что в течение месяца невозможно получить всю информацию по модулю и реализовать его. Поэтому я буду изучать дополнительный материал, который будет мне помогать в моей педагогической деятельности. Внедрение модуля диалогового обучения дает учащимся самим понимать цели урока и достичь ее в конце урока. Ценность данного опыта можно выразить словами: «Теперь я не представляю, как можно работать иначе. Ведь это так здорово – открывать знания вместе с детьми!»
-381043243500 Самое главное – это обратная связь, как дети и коллеги рефлексировали в конце занятий, каждый заметил свое участие на уроке, почувствовал, что именно в диалоге легче ответить на вопрос.
5143505334000
При интеграции модуля «Диалоговое обучение» я приобрела следующие навыки: - умение создать в классе и среди коллег атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; - быть практиком, который учится грамотно анализировать свою деятельность; - быть источником ценной профессиональной информации для других учителей. Внедрив модуль " Диалоговое обучение " в свои уроки, я сделала вывод: все модули Программы неразрывно связаны с модулем «Новые подходы-диалоговое обучение»Кроме того большой проблемой является невысокий уровень словарного запаса учащихся, зачастую они не могут донести свои мысли до слушателей. В связи с этим, появилась необходимость в решении следующих задач в процессе дальнейшей работы: - продолжать работу по развитию навыков самостоятельного поиска решений учебных задач. - разнообразить формы работ по развитию речи учащихся. - развивать критическое мышление, опыт и инструментарий учебно-исследовательской деятельности. - воспитывать в детях уважительное отношение к окружающим, такт, объективность оценивания, ответственность, самостоятельность. В данных условиях меняется моя роль - учителя. Мои основные функции - направить, помочь, скорректировать. Резюмируя вышесказанное, хочу отметить, что использование диалогического обучения в образовательном пространстве обеспечивает развитие коммуникативной компетентности - т.к. дети учатся ставить и решать задачи, результате этого появляются: -значительные возможности для повышения качества знаний обучающихся; -возможность выдвигать гипотезы по собственной инициативе, упражняясь в творческом поиске; - развитие речи учащихся, углубление понимания нового материала. По итогам прошедших уроков, коучинг занятий и менторинга было выявлено развитое критическое мышление у учащихся, коллег, неподдельный интерес и эмоции, развитая любознательность и стимул к исследованиям, развитое умение учиться друг у друга, уважение идей других учеников и коллег, углубление и концентрация мышления и действий посредством разговора и размышлений. Помимо всего прочего, групповые занятия "дисциплинируют", так Вы чувствуете, что связаны с группой людей и участвуете в общем беспрерывном процессе обучения, как в плане учебной программы, так и в плане расписания. Свою практику преподавания переосмысливаю и, осознавая роль диалогового обучения, ее эффективность, буду работать над развитием трех типов беседы в классе: (дебаты, кумулятивные и исследовательские беседы), продолжу работу по формированию умений навыков речевой общения посредством организации групповой и парной работы на уроках, активного использования стратегий критического мышления и развития навыков саморегуляции.