Статья на тему: Взаимодействие с семьями воспитанников.


Статья на тему: «Взаимодействие с семьями воспитанников».
Важнейшее требование, которому сегодня должен отвечать современный детский сад, чтобы обеспечить целостное развитие личности ребенка-развитие конструктивного взаимодействия с семьей, обладающей способностью передачи и поддержки присвоения личностью основ материальной и духовной культуры. В связи с этим основными задачами взаимодействия детского сада с семьей являются: * изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, развития, обучения детей; * знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье, а также знакомство с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников; * информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей; * привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях. Эти задачи определяют основные направления и формы взаимодействия детского сада с семьей: * знакомство с семьей; * информирование родителей о ходе образовательного процесса; * образование родителей; * совместная деятельность. Знакомство с семьей. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Целью первых собраний-встреч являлось знакомство семей с нами, воспитателями. На них мы использовали методы, ориентированные на развитие доверительных отношений: «Ассоциативный ряд», «Разговор без умолку».
Прекрасную возможность для знакомства с достижениями и трудностями дает анкетирование родителей: «Адаптация ребенка в ДОУ», «Будущий первоклассник», «Стиль воспитания ребенка в семье». Приобретенные знания друг о друге позволяют принимать верные решения по организации взаимодействия детского сада и семьи. Информирование родителей о ходе образовательного процесса. Информативную функцию выполняет просвещение, без которого сегодня невозможно представить взаимодействие детского сада и семьи. В своей работе мы используем такие формы просвещения как индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, на которых освещаем не только актуальные вопросы воспитания, обучения и развития детей, но и проблемы педагогической компетентности воспитывающих взрослых. Наглядной формой предъявления информации для родителей являются стенды. Стендовая информация вызывает у родителей интерес в том случае, если она отвечает информационным запросам семьи, хорошо структурирована и эстетически оформлена, текст сочетается с иллюстративным материалом. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Образование родителей. Особое место в системе образования взрослых занимает образование родителей. Родители, как обучающиеся, существенно отличаются от детей, с которыми мы привыкли взаимодействовать. Взрослые избирательны в обучении, сами решают, какую форму самообразования им выбрать. Мы стараемся помочь им в этом, развивая в своей работе такие формы, как тренинги, игры, проекты. Действует у нас и «Школа для родителей», работа которой направлена на улучшение детско-родительских отношений, повышение коммуникативной способности родителей, сплочение семей воспитанников. Также для родителей создана библиотека, в которой содержаться книги об особенностях психического развития детей, передовой опыт в области воспитания и развития детей, сборники занимательных дидактических, подвижных игр. В любое время родители имеют возможность прийти и взять необходимую книгу по своей инициативе или нашей подсказке. Совместная деятельность. Данный вид является наиболее востребованным, полезным, но и одновременно самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие помогает родителям увидеть сильные и слабые стороны ребенка, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Развитию интереса к искусству и разнообразной художественной деятельности, творческих способностей детей и взрослых способствует семейный театр. Данная форма ориентирована на диалог, характеризуется открытостью, искренностью; в ней заложено воспитание у родителей бережного отношения к детскому творчеству. Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности как проекты. Они помогают научиться работать в «команде», объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта. Использование мною в своей работе названных форм взаимодействия с семьей позволяет добиться целостного развития личности ребенка, компетентности его родителей, заключающейся в способности решать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка.