Консультация для воспитателей «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального и личностного роста педагогов в условиях внедрения ФГОС»


Консультации для воспитателей
«Психолого-педагогическое сопровождение профессионального и личностного роста педагогов в условиях внедрения ФГОС»
 
Развитие  и  изменение  современного  общества  неизбежно  влечет  за  собой  реформы  в сфере  дошкольного  образования.  Обновление  содержания  и  изменение  условий образовательной деятельности, усложнение возложенных законом РФ «Об образовании» функций ДОУ в новых экономических условиях требует преобразования и организации управления и совершенствования управленческой системы.Изменения присущи любой общественной системе, но в итоге они отражаются на непосредственном исполнителе, конкретном человеке – воспитателе, на практике реализующем основы научных нововведений.Внедрение в ДОУ   Федеральных Государственных Образовательных Стандартов – непростой процесс, требующий максимального внимания и поддержки педагогов со стороны психологических и методических служб. Как выяснилось, сложнее всего приходится тем педагогам, которые имеют большой опыт работы в предыдущее системе образования.Ученые отмечают, что у педагога есть три возможности или три пути в определении перспектив своего развития: путь адаптации, путь саморазвития и путь стагнации (распада деятельности, деградации личности). Адаптация дает возможность приспособиться ко всем требованиям системы образования, освоить все виды деятельности, овладеть ролевыми позициями. Саморазвитие позволяет постоянно самосовершенствоваться, изменяться, в конечном итоге полностью реализовать себя как профессионала. Стагнация наступает тогда,«когда педагог останавливается в своем развитии, живет за счет эксплуатации стереотипов, старого багажа». В результате профессиональная активность снижается, возрастает невосприимчивость к новому и, как итог, утрачивается даже то, что когда-то позволяло быть на уровне требований.
В выборе стратегии психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС, несомненно, стал мониторинг и анализ образовательной ситуации в ДОУ, анкетирования педагогов, естественно, учитывались данные бесед с воспитателями и наблюдений.Всё это позволило сопоставить истинные, и только представляющиеся таковыми факторы, выявить ряд проблем в освоении и реализации ФГОС.1. Часть педагогов ДОУ не готовы к изменениям, проявляют «протест» или занимают пассивную позицию.2. Недостаточна   профессиональная   компетентность   педагогов   в   вопросах   ФГОС; имеющаяся методическая литература, перспективные планы, разработки различных форм организации работы с детьми соответствуют разделам программы, а не образовательным областям.
3. Уровень  мотивационной  готовности  большей  части  педагогов     к  инновационным изменениям не обеспечивает системное использование ими соответствующих индивидуальным, возрастным, психофизиологическим особенностям развития воспитанников методов обучения и воспитания.4. Нет   глубинного   понимания   педагогами   положений,   заложенных   в   федеральных стандартах.5. Испытывают   трудности   в   проектировании   образовательного   процесса,   сложно осуществить перестройку от «вида деятельности» к «образовательной области».6. Часть педагогов стремятся к творчеству и не хотят работать по старому, всё время что- то придумывают, подсказывают, предлагают; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы, и третьи, которые не хотят работать творчески, не имеют к этому способностей.Важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого. Опираясь на них, можно сформировать такую систему психолого-педагогического сопровождения деятельности педагогов ДОУ, в которой педагогическая поддержка будет адресной (дифференцированной), следовательно, более эффективной. Психологическое самочувствие воспитателя также оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения, а иногда повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.Формы   проявления   недовольства   и   непонимания   у   педагогов   могут   выражаться различным образомТаким образом, одним из направлений деятельности педагогических   и методических служб образовательных учреждений в условиях внедрения стандартов нового поколения является психолого-педагогическое сопровождение личностного развития и профессиональной деятельности педагогов с целью оптимизации профессиональной компетентности педагогического коллектива и поддержания позитивного психологического климата.Для  оптимизации  профессиональной  компетентности  педагогического  коллектива     в нашем учреждении  используются  следующие виды деятельности,1.Диагностика:
-психологического климата коллектива,
-индивидуального стиля педагогов,
-готовности воспитателей к инновационной деятельности,
-креативности.
2.Разработка   рекомендаций и программ социально-психологической деятельности по результатам диагностических исследований, разработка форм публичной благодарности педагогов.3.Внедрение инновационных и психокоррекционных  методик  оказания психологической помощи  воспитателям.4.Профилактическая работа с целью повышения психологической культуры педагогов. Новые целевые установки заставляют акцентировать внимание на создание условий дляпостоянной возможности самообразования педагогов. Без самообразования идея личностного и профессионального развития педагога не осуществимо.Залогом успеха, в профессиональном и личностном росте педагогов будет являться продуманная стратегия и тактика в  нашей работе. Очень важно определить стратегию вместе с коллективом.Мы определяем перспективы развития дошкольного учреждения: создаем, обсуждаем и реализуем концепцию развития ДОУ, образовательную программу, программу развития.Заведующим, старшим воспитателем    и коллективом специалистов, должна быть построена четкая система работы с кадрами по следующим направлениям: школа молодого воспитателя, работа по обобщению опыта, повышение квалификации, аттестация, наставничество,  работа  с  младшими  воспитателями,  психолого  –  медико  –  педагогический консилиум, производственные собрания, работа в социуме,   организация выставок, работа творческих  групп  и  групп  развития.  Без  сомнения,  обучать  других  возможно  только  при условии постоянного самообразования, развития, соответствующего требованиям времени. Педагогический коллектив всегда неоднороден. Руководитель должен учитывать индивидуальные качества участников образовательного процесса, их профессиональный уровень, организаторские качества и умения, психологическую готовность к той или иной деятельности. Работа с коллективом разнообразна и включает следующую деятельность: индивидуальные беседы, анкетирование и тестирование, контроль и самоконтроль, собеседование по плану самообразования, просмотр практической деятельности, участие в жизни ДОУ, документация педагога, включающая поэтапно - перспективное планирование, участие педагогов в проектной деятельности и смотрах-конкурсах.На каждого педагога в методическом кабинете имеются индивидуальные карты развития и портфолио, которое позволяет более полно и убедительно отследить показатели профессионального роста и творческой активности педагога в течение длительного срока его профессиональной деятельности. Функции портфолио – накопительная, статистическая и практическая. Цель создания – раскрытие профессионального роста педагога, использование данных материалов при аттестации. Практика показала рациональность использования карты наблюдения, которая дает возможность структурировать и обобщить необходимую информацию.  Динамику  достижений  педагога  мы  показываем  через  результаты.  Лучшие работы наших педагогов мы стараемся опубликовать в прессе, педагогических сборниках.В условиях обновления системы современного образования и расширения экспериментальной  работы  возникает  потребность  подготовки  и  переподготовки педагогических кадров, непрерывном повышении их профессионального мастерства. При этом следует учитывать необходимость подготовки педагогов для проведения научно-методической и инновационно - экспериментальной работы в ДОУ. Вопросы профессиональной подготовки мы решаем путем самообразования педагогов.Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с  учетом интересов и склонностей каждого человека. Руководитель  – это стратег  развития своего учреждения, который создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педагога, первое из которых – мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования.Одну из главных ролей играет функция наставничества, задачей которой является личным примером завлечь, объяснить, направить, продемонстрировать работу воспитателя в детском саду. При работе с молодыми специалистами мы должны оказать им помощь в адаптации в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути. В процессе наблюдения мы выделили несколько этапов работы с молодыми специалистами: адаптация молодого специалиста, изучение опыта коллег, развитие профессиональных умений с активным привлечением к показу своей работы внутри детского сада, внедрение новых технологий и совершенствований, самообразование и саморазвитие воспитателя, ведущую к обобщению своего опыта работы. Поиск новых форм работы привел к тому, что в практике нашего ДОУ стали широко использоваться профессиональные объединения педагогов. Значительный рост педагогов виден при работе во временных творческих группах. Для сплочения коллектива и развития каждого педагога очень важно их участие в разнообразных проектах. Временные творческие группы разрабатывают положения, план подготовки, направления работы каждого участника коллектива. Участие во временной творческой группе поднимает статус педагога в собственных глазах и глазах коллектива. Идея для проекта чаще всего идет от руководителя. Старший воспитатель разрабатывает идею, а педагоги являются основными ее разработчиками, что повышает их профессионализм. Но без связи с другими образовательными учреждениями, без обмена опытом работы не будет и профессионального роста воспитателя. С целью повышения эффективности работы с кадрами, все чаще применяется педагогический мониторинг как метод контрольно - диагностической функции. Успеху мониторинга способствует     анкетирование.     Только     при     наличии     динамики     профессиональной компетентности педагога можно сделать вывод об эффективности методической работы в конкретном детском саду. Самая главная цель и задача руководителя ДОУ – обеспечение его высококвалифицированными специалистами.Таким образом, повышение уровня развития профессионального мастерства педагога напрямую зависит от современных подходов к организации управленческой деятельности. Сегодня, в сложных условиях работы в ДОУ, очень важно, чтобы вся команда педагогов работала слаженно, без сбоев, творчески.

Список использованной литературы
1.   Белая К.Ю. «Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы». – М.: ТЦ Сфера, 2007.
2.   Волобуева М.В. «Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами» - М.: ТЦ Сфера, 2004.
3.   Голицына Н.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
4.   Адольф В.А. «Формирование профессиональной компетентности будущего учителя» - М.:ТЦ Сфера, 1998.