Выступление на педагогическом совете Организация коррекционного физического воспитания
Государственное бюджетное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
города Нижний Ломов
Подготовила:
учитель физической культуры
Тюрина Светлана Константиновна
Коррекционное физическое воспитание в школе-интернате решает ответственные задачи укрепления здоровья учащихся, коррекции и компенсации дефектов двигательного развития. Весь режим специальной школы усилиями педагогического и медицинского персонала направляется на то, чтобы помочь детям, несмотря на тяжелые дефекты опорно-двигательного аппарата, овладеть теми умениями и навыками, которые необходимы им в повседневной жизни. С помощью разнообразных средств физического воспитания у учащихся формируется та основа естественных видов двигательных действий, которая помогает, затем свободно управлять двигательными актами, входящими в учебные и трудовые операции.
Все мероприятия по физической культуре строго подчиняются задачам укрепления здоровья детей и закаливания, содействуют повышению работоспособности их организма. Они направлены на улучшение развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем растущего организма, поэтому в подборе практического материала и в методике его проведения учитывается дифференциальный диагноз детей, их двигательная патология и возможности моторного развития.
Уроки физической культуры посещают все учащиеся независимо от диагноза, формы и степени поражения двигательной сферы. Непосредственно в уроке предусматривается дифференциация заданий в зависимости от основного диагноза. Учащиеся с наиболее тяжелыми двигательными нарушениями принимают посильное участие во фронтальной работе класса и по согласованию с врачом выполняют на уроке индивидуальные задания.
Вот основные направления системы физического воспитания, создающей условия для развития максимальной двигательной активности каждого учащегося, в процессе которой укрепляется здоровье и обеспечивается овладение основными жизненно важными двигательными умениями и навыками.
Дыхательные упражнения: при работе со здоровыми детьми можно видеть, как выполнение физических упражнений вызывает у занимающихся изменение дыхания по частоте и глубине. Поэтому можно тренировать дыхательную систему путем дозированного увеличения физической нагрузки. В работе с больными, ослабленными детьми, а особенно страдающими церебральным параличом, этот метод не всегда приносит должный успех, а в некоторых случаях наносит вред здоровью. Дело в том, что при выполнении движений больные дети часто задерживают дыхание: чем интенсивнее или объемнее движение, тем значительнее задержка дыхания. Поэтому детей с церебральным параличом нужно учить правильному дыханию терпеливо и длительно: сначала в покое и только постепенно – в движении. В момент освоения дыхательных упражнений учащихся тренируют выполнять выдох интенсивно, кратко или длительно, полно, правильно и не прерывая его кратким вдохом. Для тренировки плавности и длительности выдоха детям предлагается произносить звуки, как можно более длительно и непрерывно (гласные – а, о, у, э; согласные – ш, ж, з, с), а также выполнять имитационные упражнения типа: «Как звенит звонок?», «Как гудит гудок?», «Как шипит змея?», «Как каркает ворона?», «Как шумит ветер?» и т.п. Для того, чтобы детям были понятны движения при углубленном вдохе, предлагается конкретное и понятное задание «понюхать цветок». Постепенно идет переход от образных выражений действия к общепринятым инструкциям: «вдох», «выдох» – с последующим счетом, определяющим длительность фаз.
Упражнения для формирования равновесия: у наших детей снижена способность сохранять устойчивость в статических положениях и в движении, для учеников с диагнозом ДЦП трудно выполнять упражнения в равновесии в силу специфических нарушений (нарушена опороспособность, изменены цепные выпрямительные рефлексы, задержаны в развитии вестибулярные и лабиринтные реакции, не сформирована функциональная система равновесия). Поэтому упражнения в равновесии включаются в раздел коррекционных упражнений и значительно упрощены по сравнению с материалом для здоровых школьников. Материал подобран таким образом, что позволяет развивать устойчивость детей в различных позах, формировать навыки сохранения устойчивости и корректировать дефектность функциональной системы равновесия. Для этого в уроки включаются упражнения на батутах. Каждый урок включаются упражнения с наклонами, поворотами, вращениями головы, туловища, а также другие, воздействующие непосредственно на вестибулярный аппарат.
Сначала дети обучаются устойчивости при движениях головой. Обучение начинается сидя на матах. Движения головой выполняются в медленном темпе. Затем предлагаются упражнения стоя на коленях, стоя у опоры, стоя в обычной стойке, не менее важно обучать сохранению устойчивости и при наклонах туловища вперед – назад, вправо-влево и в поворотах его. Начинается обучение стоя у гимнастической стенки с опоры двумя, затем одной рукой. Упражнения выполняются в медленном темпе с фиксацией конечного положения на два-три счета. Эти упражнения постепенно усложняются за счет одновременного движения головой, туловищем и руками. Наприм6ер наклоны в стороны с одновременным поворотом головы и сгибанием рук.
Учебный материал программы предусматривает тренировку устойчивости при переходах из одного положения в другое. Это очень важно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так как формирует чувство уверенности. Нужно научить детей из исходных положений лежа на спине и на животе быстро вставать в основную стойку, принимая как можно меньше промежуточных исходных положений. Многие учащиеся боятся высоты, поэтому нужно кропотливо и последовательно воспитывать у них умение преодолевать чувство страха, одновременно помогая поддержкой за плечи, за руку, за гимнастическую палку и т.п.
Метание мяча: (в основном все дети) метание на дальность и в цель составляет основной учебный материал. Нормативные показатели устанавливаются исходя из возможностей занимающихся.
Упражнения: метание вдаль, на определенный ориентир, последовательно увеличивая дистанцию, следя за правильностью выполнения полета мяча, что может нарушаться вследствие излишнего поворота туловища, слишком раннего или запоздалого броска мяча и т.п. Для тренировки точности броска рекомендуется бросать мяч через натянутую веревку на высоте роста бросающего и на расстоянии 3-5 шагов. Метание в цель применяется с той же техникой броска, с места или с шага. Цель может быть горизонтальной и вертикальной, различной формы и величины, находиться на разной высоте. В играх широко применяется метание в подвижную цель (играющие), а также с бросками и ловлей различных предметов.
Лазание: обучение лазанию рассчитано на преодоление боязни высоты и выполнение координированных действий в необычных условиях. Применяется лазание по гимнастической стенке в комбинации с висами, упорами, с соскакиванием при преодолении преград, с перелезанием и лазанием по канату.
Упражнения для развития силы: Силовые упражнения направлены в основном на укрепление крупных мышечных групп – спины, живота, шеи, плечевого пояса и рук, нижних конечностей. Постепенно от класса к классу они усложняются.
Упражнения должны быть кратковременными, число повторений от 6 до 10. В подборе упражнений предпочтение надо отдать тем, которые развивают не только собственную силу, но и силу в сочетании с быстротой. Особенно полезны упражнения с мячом, укрепляющие мышцы рук и плечевого пояса.
Упражнения на развитие ловкости: Ловкость – сложное комплексное двигательное качество. Основными составляющими его являются способность к освоению сложных в координационном отношении движений и к быстрой перестройке двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Быстрая перестройка двигательной деятельности наблюдается в большей степени в спортивных играх; в нестандартных ситуациях (эстафеты, полосы препятствий); в измененных условиях (в зале, на площадке, на местности).
И конечно же, ни один урок не проходит без спортивных и подвижных игр. С помощью игр развиваются такие физические качества как быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость. Они благотворно влияют на развитие организма детей, содействуют укреплению костно-мышечного аппарата и здоровья в целом.
Выступление
на педагогическом совете
по теме:Times New Roman"Организация коррекционного физического воспитания"Times New Roman