Комплексная программа социальной реабилитации, направленная на профилактику семейного неблагополучия, восстановление и укрепление семейных связей Надёжный причал.
Государственное учреждение
Социального обслуживания
«Находкинский социально-реабилитационный центр
Для несовершеннолетних «Альбатрос».
Комплексная программа социальной реабилитации,
направленная на профилактику семейного неблагополучия,
восстановление и укрепление семейных связей.
«Надежный причал».
Разработчики:
Педагог-психолог
Багрий Яна Дмитриевна
Социальный педагог
Володина Анна Владимировна
г. Находка
2010г.
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения в рамках проекта
Сегодня перед Россией стоит острая проблема минимизации влияния социальных рисков на жизнедеятельность семьи. Риски проникают в повседневную жизнь семей в виде потенциальных угроз репродуктивному здоровью, психологическому благополучию, воспитанию детей, целостности семейной группы. Исходя из этого, одни семьи активно и конструктивно адаптируются к трудностям, другие прибегают к неэффективным, скрытым тактикам и стратегиям поведения в надежде на то, что все образуется и опасностей удастся избежать, третьи вообще игнорируют реальное положение вещей, уходят от объективной социальной действительности в свой внутренний ирреальный мир.
Современная семейная политика, цель которой заключается в сохранении семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи в частности, предусматривает разделение основных форм социальной помощи на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное изъятие детей из семьи), и профилактические, направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.
Любая политика эффективна, когда опирается на обоснованную стратегию действий. В противном случае мы сталкиваемся с так называемой политикой мероприятий и сиюминутных мер, работающих главным образом на текущий момент и практически не связанных с перспективой. При всех объективных причинах, связанных с низким уровнем жизни, необходимо отметить, что сегодня работа всех ведомств по решению проблем конкретной семьи чаще носит запаздывающий, «реактивный» характер. При таком подходе далеко не все дисфункциональные и неблагополучные семьи попадают в поле деятельности служб социальной поддержки, многие моменты и ситуации неблагополучия сглаживаются на фоне общей социальной адекватности и внешней успешности семьи. В результате чего, семья перестает выполнять свои основные функции и даже, если сохраняет свою фактическую целостность, не дает своим членам чувства морального удовлетворения, начинает разрушающе действовать на процессы саморазвития, рождения и воспитания детей. Такого негативного сценария в жизни семьи можно избежать, если вовремя оказать социальную помощь ранней профилактической направленности. Именно поэтому нельзя согласиться с распространенным сегодня мнением о том, что в изменяющейся социально-экономической обстановке единственным реальным механизмом централизованных мер оказывается оперативная реакция социальных служб в виде мероприятий, направленных на решение конкретных острых уже существующих социально-демографических проблем современной российской семьи.
Если говорить о ранней профилактике семейного неблагополучия, то для многих специалистов представляется очевидным, что она должна быть органически согласована с социальной реальностью, окружающей семью, а значит, с ситуацией в стране, состоянием ее экономики и теми социальными рисками общества, которые в нем присутствуют.
Исследователи отмечают, что для семьи, находящейся под влиянием социального риска, характерно наличие кризиса внутрисемейных отношений, вошедшего в структуру повседневной жизни и ставшего привычной и допустимой нормой. Как все психологические феномены, он обладает сильнейшей инерцией, продолжает существовать дольше других дисфункциональных состояний семьи, поколениями сохраняясь в индивидуальной и коллективной семейной памяти и время от времени при определенных условиях проявляя себя. Примеры тому насилие и агрессия «нелюбимых» детей в обществе, собственных семьях, склонность к преступлениям психологически депривированных и пренебрегаемых в детстве людей, взрывы внутрисемейной ненависти.
Обострение этих проблем делает все более несостоятельным осуществление чисто «спасательных» мер, направленных на их решение. Вырисовываются два пути, один из которых - это мобилизация различных ресурсов общества на помощь семьям, попавшим в ситуацию риска; второй - ранняя профилактика семейного неблагополучия путем создания семьесберегающей среды, с целью минимизации влияния социальных рисков на жизнедеятельность семьи. В этой связи, важно отметить, что в настоящее время в рамках социальной поддержки семьи отмечается дефицит научно обоснованных, апробированных технологий ранней профилактической работы с семьями. А отсюда акцент ставится не на работу с родителями, а на устройство детей, уже изъятых из семьи. В свою очередь, слабость развития первичной профилактики требует значительных вложений во вторичную и третичную превенцию.
На наш взгляд, общая стратегия профилактики влияния социальных рисков должна включать в себя: систему мероприятий по развитию социальной работы с семьей в условиях ее естественного проживания; расширение сферы оказываемых с этой целью услуг; интенсификацию и расширение направлений деятельности по работе с семьей и детьми; развитие взаимодействия с образовательными и воспитательными структурами.
Таким образом, главным в решении проблем семейного неблагополучия должна стать превенция этого явления, предусматривающая, прежде всего, формирование ответственной родительской позиции. Особое внимание в этой системе целенаправленной профилактической деятельности, на наш взгляд, должно уделяться следующим элементам:
- активизация жизненного потенциала семьи, направленного на благополучие детей;
- воспитание у подрастающего поколения позитивных стандартов здорового образа жизни, сознательного отношения к родительству;
- психолого-педагогическое сопровождение родительства на разных стадиях его становления;
- раннее предупреждение неблагоприятных воздействий со стороны семьи (в кризисные для нее моменты) на развитие ребенка;
- пропаганда позитивного образа современной семьи, материнства и отцовства.
В контексте ранней профилактики семейного неблагополучия приоритетным направлением представляется поддержание и восстановление функций современной семьи, обращение к ее внутренним резервам, оптимизация супружеских отношений, создание условий для формирования ответственного родительства, тем самым, обеспечивая предпосылки для нормального воспитания и образования ребенка в семье.
Цель: профилактика семейного неблагополучия и укрепление семейных связей.
Задачи:
Исследование направленное на выявление раннего семейного неблагополучия.
Разработка мероприятий направленных на активизацию собственного потенциала семьи.
Сотрудничество и взаимодействие межведомственных организаций и учреждений.
Выработка путей решений по восстановлению родственных связей.
Способствовать изменению стиля семейного воспитания для создания благоприятного микроклимата в семье.
Организационно-методическое сопровождение;
1. Адресность и своевременность профилактических воздействий
2. Добровольность семьи в принятии решения об участии в социальных программах.
3. Междисциплинарность. Преодоление границ между отдельными дисциплинами (медицина, психология, педагогика, социальная работа) позволяет формировать единый, более полный взгляд на семью и обозначать ее ресурсные и проблемные зоны, планировать и реализовывать программу социальной поддержки.
4. Семейно-ориентированный подход к осуществлению профилактических воздействий.
5. Партнерство и ответственность. Семья рассматривается как равноправный партнер социальной службы на всех стадиях реализации программы социальной поддержки и несет ответственность за происходящие с ней изменения.
6. Мультисистемный подход к оказанию помощи семье заключается в сотрудничестве социального центра со всеми службами, занимающимися проблемами семьи, что позволяет расширить спектр профилактических воздействий.
Используемые методы работы в рамках проекта можно классифицировать по объему целевой аудитории на две группы: групповые и индивидуальные.
Групповые: лекции, беседы, дискуссии, тренинги, ролевые игры, семинары, мастер - классы;
Индивидуальные: диагностика, консультирование.
Информационное сопровождение
Формирование информационного поля ранней профилактики неблагополучия в семье социальным учреждением возможно по следующим направлениям:
- оповещение населения о направлениях деятельности Центра, о реализуемых программах, предоставляемых услугах, а также основных мероприятиях, подчеркивающих значимость семейных ценностей;
- представление аналитического и просветительского материала из опыта работы специалистов относительно приемов и способов сохранения социального здоровья семьи;
- знакомство граждан со статистическими данными и результатами социологических исследований, отражающих тенденции современной семьи.
Организационно-методический этап
Сроки реализации - 3-4 квартал 2010 год
1. Разработка концептуальной основы проекта;
2. Создание методической базы проекта;
3.Установление межведомственного взаимодействия учреждений и организаций, занимающихся сопровождением семьи и обеспечивающими сотрудничество между семьей и государством;
Этап внедрения и апробации программ проекта
Сроки реализации – 3-4 квартал 2010 год
1. Реализация социальной программы;
2. Методическое обеспечение реализуемой программы;
3. Информационно-просветительская деятельность;
4. Оценка эффективности реализации программ проекта.
Межведомственное сопровождение
Деятельность социальных учреждений по ранней профилактике семейного неблагополучия не может быть успешной без последовательного взаимодействия всех учреждений и ведомств, причастных к решению этой проблемы. Центр социальной помощи семье и детям выполняет роль координатора непосредственной деятельности по оказанию услуг семьям: он не только осуществляет конкретную поддержку, но и имеет возможность сотрудничать с другими организациями и учреждениями, проводящими семейную политику.
Ресурсное обеспечение проекта
Кадровое обеспечение основных мероприятий проекта ранней профилактики семейного неблагополучия представлено специалистами центра «Альбатрос». В ходе реализации проекта задействованы специалисты следующих направлений: врачи (педиатр, психотерапевт), психологи, специалисты по социальной работе, воспитатели, логопед-дефектолог. Среди перечисленных специалистов часть работают на постоянной основе, а часть являются совместителями.
В организационную структуру ГУСО «Альбатрос» включен филиал – оздоровительный реабилитационный комплекс.
Материально-технические ресурсы: мультимедийная система, компьютерная техника, копировально-множительная техника, теле-видео-аудио аппаратура, тренажеры и спортинвентарь.
Информационные ресурсы: сотрудничество со средствами массовой информации региона, публикации в Интернет изданиях, участие специалистов в тематических конференциях, обучающих семинарах и круглых столах; информационные стенды в библиотеках города.
ПРИНЦИП РАБОТЫ
Психологическая игра для родителей «Семья начинается с МЫ».
Целевая группа: Родители учащихся.
Цели:
Помочь родителям осознать, что стиль воспитания оказывает непосредственное влияние на поведение детей в семье;
Проанализировать бытующие представления о гендерных различиях и их влияние на формирование личности детей.
Содержание мероприятия.
Вступление.
Детство - самая прекрасная пора жизни человека, его называют счастливым, безмятежным, безоблачным. Но для некоторых детей оно – трудное, прежде всего, по вине окружающих взрослым. Ребенок не выбирает семью и родителей и очень зависит от этого малого круга общения.
Цель нашего мероприятия: показать роль стиля семейного воспитания, личности семейного лидера в формировании семейного микроклимата, личности ребенка.
Упражнение «Семья нужна человеку для ».
Цель: подготовить участников к работе, стимулировать активное и творческое участие в работе.
Ведущий предлагает участникам продолжить фразу: «семья нужна человеку для».
Ответы записывать на доске.
Упражнение. «Ассоциации».
Ведущий предлагает участникам поиграть в ассоциации. Для этого они должны услышать задание и постараться записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли им в голову:
Если семья – это название фильма, то она
Если семья – это настроение, то она
Если семья – это цвет, то она
Если семья – это постройка, то она
Упражнение. «Строим дом своей семьи».
Цель: показать, как стиль взаимодействия влияет на выполнение поставленных задач.
Ведущий предлагает участникам разделиться на 3 группы.
1 группа – семья с авторитетным стилем воспитания, 2- с демократическим, 3- с анархичным (популистическим). В семьях распределяются роли – мама, папа, дедушки, бабушки и т.д.каждая семья должна «построить свой дом». Для этого участники получают необходимые материалы – ватман, цветную бумагу, клей, скотч, ножницы, фломастеры. Ведущий отводит на работу 30 мин. Главное условие – во всех группах, кроме группы, представляющей семью с анархичным стилем воспитания, участники могут советоваться друг с другом. Анархическая семья «строит дом» в полной тишине.
После того, как группы представят свои «дома», ведущий задает участникам следующие вопросы:
- Какие проблемы возникли в процессе «строительства»?
- Как чувствовали себя взрослые члены семьи? Какие чувства испытывали дети?
- Кто был лидером – женщина или мужчина? Почему?
- При каком стиле взаимодействия членам семьи легче налаживать отношения и сотрудничать?
По окончании упражнения ведущий совместно с участниками делает выводы о том, какой стиль воспитания и общения является наиболее приемлемым.
Упражнение «Парад стереотипов».
Цель: осознать влияние доминирующего мнения, предубеждений на проявляемые в семейное жизни модели поведения.
Ведущий делит доску на две части и методом «мозгового штурма» записывает предложенные участниками общепринятые, стереотипные представления о ролях, которые должны играть в семье муж и жена. После ведущий задает вопрос группе: «Как, по вашему мнению, стереотипы стали нашими установками и нашими убеждениями?»
Чтобы стереотип стал установкой, необходимы:
Убеждение + эмоциональное отношение = поведение
Наше убеждение в правоте (неправоте) супруга + эмоциональное отношение формирует соответствующее поведение, которое может способствовать различным семейным разногласиям, конфликтам.
В процессе рефлексии ведущий обсуждает с участниками трудности, которые возникают перед мужем и женой в связи с принятыми в обществе взглядами на «традиционно женское» и «традиционно мужское» поведение в семейной жизни.
Упражнение «Таблица силы».
Цель: проанализировать бытующие представления о гендерных различиях и их влиянии на формирование качеств личности, на совместную семейную жизнь.
Ведущий делает вступление: «Что за женщина, для неё работа важнее ребёнка!», «Что за отец, сам ведет себя как маменькин сынок! Какого сына он воспитает!?». В течении жизни мы можем избавиться от навязанных нам стереотипов поведения, отстаивая свое видение женского или мужского поведения. Важно понять, как такое поведение влияет на семейную жизнь и воспитание детей.
Вопрос к группе:
Какими качествами должны обладать женщина и мужчина?
Ведущий записывает идеи на доске в две колонки.
После группе задается следующий вопрос:
Как предложенные вами качества положительно и отрицательно могут влиять на семейную жизнь? (Например, доверчивость – инфантилизм, сила – агрессивность, бесстрашие – необоснованный риск, и т.д.).
В конце упражнения ведущий делает вывод о том, что наши недостатки – это зачастую продолжение наших достоинств.
Подведение итогов мероприятия:
Ведущий делает вывод о том, что всё начинается с детства, а детство начинается с родителей. Каким будет дом нашей семьи, зависит только от нас!
Далее ведущий предлагает участникам высказывания по поводу занятия, поделиться своими чувствами, идеями и мыслями, выразить пожелания ведущему и своим «коллегам» - родителям.
(классный час для родителей, проводит социальный педагог)
Тема: Альтернатива наказания.
Цели:
Обсудить с родителями проблемы воспитания подрастающего поколения;
Способствовать изменению стиля семейного воспитания для создания обстановки, способствующей исправлению поведения ребят;
Показать родителям, как можно избежать конфликтных ситуаций, сбор статистических данных.
Методы: групповая дискуссия, индивидуальная работа, беседа, работа в группах, анкетирование, анализ конкретных ситуаций, сбор статистических данных.
Время проведения: 1,5 – 2ч.
Оборудование: плакат «Статистика по проблеме», анкеты, примеры для упражнения «Я –высказывания», памятки – установки.
Содержание мероприятия.
Организационный момент.
Знакомство.
Вступительное слово педагога.
Мы, родители, считаем, что компетентны в вопросах воспитания своих детей. Разные родители придерживаются разной тактики воспитания, когда, по их мнению, дети себя плохо ведут. Некоторые терпеливо объясняют ребенку, какого поведения они ждут от него, обучают его правильно вести себя в той или иной ситуации, показывают модели собственного поведения. Другие зачастую ругают детей за их неправильное поведение, обзывают и наказывают физически. Иногда родители уступают детям только потому, что это легко и нет никаких проблем. Мы часто забываем о ребячьей душе, подчиняем своей воле и своим желаниям. Каждому из нас хочется видеть своих детей успешными, послушными, образованными. Но решать проблемы, связанные с воспитанием детей можно ненасильственным путем.
Прослушайте письмо – обращение студента к нам взрослым.
« В нашей жизни встречается много ситуаций, связанных с насилием. Я считаю, что это острая проблема, особенно в семейных отношениях.
Из-за жестокого обращения с детьми в детстве ломается его психика. В итоге из мальчика вырастает мужчина, который относиться к своему ребенку так же, как к нему относились в детстве. Я лично к таким родителям с презрением. Нужно уметь контролировать себя и свои эмоции.
Когда часто наказывают ребенка, у него появляется чувство мести. Оно может разрастись до невероятных масштабов, и человек превратиться в недостойного. Из-за такой жизни сначала начинает принимать алкоголь, становиться равнодушным к проблемам, затем чувство злости на счастливых людей. Эту злобу человек вымещает на близких людях, которые беззащитны перед ним.
Предотвратить домашнее насилие можно. Необходимо больше обсуждать в обществе эту тему., делиться мнениями. Возможно, тогда люди будут менять свое воспитание. Только взаимовыручка спасет мир!».
- Как вы думаете, существует ли данная проблема в нашем обществе.
4. Работа с анкетой (предварительно раздается каждому участнику).
1.Считаете ли вы себя свободным человеком?
2. Считаете ли вы, что пороки насилия рождаются в семье?
3. Мои отношения с детьми (подчеркнуть):
- любовь;
- уважение;
- забота;
- понимание;
- полное подчинение;
- зависимость;
- равноправие;
- нейтральные.
4. Считаете ли вы, что имеете право унижать и оскорблять ребенка за то, что он не такой, как все?
5. Считаете ли вы, что от наказаний мало проку?
6. Советуетесь ли вы при принятии серьезного решения с детьми?
7. Испытываете ли потребность в общении в общении со своими детьми?
8. Наказание в семье – это благо или вынужденная мера?
Групповая дискуссия по вопросам анкеты.
- Насилие над личностью – нравственно ли это? Нужно ли об этом говорить?
- Какой смысл вы вкладываете в слово «свобода»?
- Вспомните свое детство и ситуации, когда пытались уйти из-под контроля, и объяснить, для чего этого добивались?
- Надо ли передавать ответственность за поступки своему ребенку?
Учитель:
Требования к ребенку – неотъемлемая часть воспитательного процесса. Одни требования выступают в качестве обязанностей, другие – требований – запретов и санкций – системы наказаний за невыполнение требований. Нарушение системы требований нас, родителей, приводит к неустойчивому стилю воспитания от чрезмерно строгого к либеральному и наоборот, от постоянного настойчивого внимания к эмоциональному отвержению ребенка.
Как же улучшить взаимоотношения родителей и детей, какие методы помогут избежать насилия в семье? Я думаю, что, благодаря вашему житейскому опыту совместных обсуждений, возможно найти альтернативные методы воспитания.
5. Анализ конкретной ситуации (для работы предлагается описание нескольких реальных событий или ситуаций из опыта родителей).
- Я предлагаю вам вспомнить ситуации, связанные с наказаниями ребенка в семье.
- Кто желает рассказать или поделиться своими впечатлениями от увиденного (анализируется повод, мотив и исход конфликтной ситуации).
Вывод:
У каждого из нас есть опыт использования наказания детей. Жестокие наказания приводят только к разрыву доверительных отношений и конфликтам между взрослыми и детьми.
- Определяя наказание, надо решить, что будете делать вы – родители, а не ребенок.
- Учите детей принимать ответственность за свои поступки и самостоятельные решения.
- Благодаря любви, милосердию, доброте, умению слышать и слушать, понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, можно наладить взаимоотношения в семье.
6. Диспут по данной теме.
Заранее проведен опрос родителей и самих детей, сделан анализ данных и представлен на плакате «Статистика по проблеме»
Высказывания
Учащиеся
Родители
Я свободен
Я ответственен
Я зависим
Я безответственен
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть свободным?
- Мы управляем страстями или страсти управляют нами?
- Чем определяется поведение ребенка, взрослого: собственным выбором, окружающей средой или обстоятельствами?
- Может ли свобода человека ограничиваться определенными правилами?
- Свобода и ответственность в семье – можно ли между этими словами поставить знак равенства?
- Скажите, необходимо ли каждой семье определять свои правила или достаточно придерживаться общепринятых стереотипов поведения?
Работа в группах.
В конце диспута родителям предлагается объединиться в 2 группы и составить правила поведения в семье или нравственный свод законов, касающихся воспитания детей. Затем презентация наработанного материала. Одни будут представлять свои идеи, другие – эксперты, будут обсуждать и наоборот.
«Я» - высказывания (альтернативный метод физическому и психологическому наказанию детей).
Вступительное слово.
Непосредственное выражение мыслей и чувств переводит на в состояние «здесь и теперь» и помогает ощущать себя более свободно. «Я» - высказывание включает описания чувств говорящего, описание конкретного поведения, которое вызвало эти чувства, и информацию о том, что, по мнению говорящего, можно в этой ситуации предпринять.
В отличие от «Я» - высказывания, «Ты» - сообщения произносят с целью обвинения кого-то в эгоизме, беспечности, жадности, жестокости, невнимательности. Человек, которого обвиняют, чаще всего злиться, занимает оборонительную позицию, оскорбляет в ответ. Поскольку «Я» - высказывание не нацелено на то, чтобы обвинять, то велика вероятность, что человек вас выслушает и нормально ответит вам.
Схема «Я» - высказывания:
Я чувствую _________________(эмоции),
когда ты ____________________ (поведение),
и я хочу ___________________________________(описание действия).
Пример: Я очень беспокоилась, когда ты не пришел вовремя, и я хочу, чтобы ты или приходил, как обещал, или звонил и предупреждал о том, что задержишься.
Родители объединяются в группы по 3 человека.
- Выберете определённую конфликтную ситуацию и попробуйте придумать «Я» - сообщение.
Ситуации:
Мама пришла домой и увидела, что по квартире разбросаны вещи.
Отец попросил помочь вскопать грядку, а сын в ответ нагрубил.
Дочь уехала к подруге и не позвонила.
Маму вызвали в школу, так как ребенок не выполняет домашнее задание.
Подросток взял без разрешения ценную вещь.
- Легко ли придерживаться правила не обвинения и стараться говорить про собственную реакцию?
Каждому родителю педагог памятки – установки.
Установки:
Я и мои дети как свободные личности имеем равные права.
Ребенок отвечает за свои потребности и счастье, я – за свои.
Главное, чего я хочу, - это довериться своему внутреннему «Я», только тогда я смогу принести пользу близким мне людям.
Хороший родитель не раб и не господин, а обычный человек.
Лучшее, что я смогу дать своим детям – представление о том, как быть счастливым.
Я называю добрые слова, которые слышит мой ребенок:
Ты – любимый,
Ты – добрый,
Ты – дорогой,
Ты – успешный.
Итог. «Я хороший родитель».
Цель: повысить самооценку в роли родителя, помочь найти положительные родительские черты.
Задание: по кругу продолжить предложение: «Я хороший родитель потому, что ».
Партнерские отношения в семье.
Цель: ознакомление участников с ненасильственными способами построения взаимоотношения между партнерами.
Задачи ведущих:
- показать участникам необходимость выстраивания партнерских взаимоотношений;
- обсудить признаки равноправного, ненасильственного поведения между партнерами;
- показать негативное влияние гендерных стереотипов на формирование партнерских отношений.
План занятия:
Вступление ведущих (5 мин).
Обсуждение гендерных стереотипов (15 мин).
Подведение итогов (5 мин).
Упражнение «Уроки гнева».
Цель: осознать свои детский опыт проявления гнева.
Метод: индивидуальная работа, групповое обсуждение.
Описание проведения упражнения:
Если в раннем детстве нам пришлось столкнуться с проявлением жестокости и насилия в семье, это не может не повлиять на нашу взрослую жизнь. Возможно, и теперь мы склонны отвечать насилием в трудных ситуациях. Но очень важно помнить при этом, что человек и может меняться к лучшему. Мы может осознать свой прошлый опыт и его возможное влияние на нас и сделать осознанный выбор: кем вы хотите быть сейчас, остаться ли с прежним старыми стереотипами поведения или изменить свое сознание. Для этого предлагаем ответить вам на следующие вопросы:
Как реагировал ваш отец в состоянии гнева?
Как реагировала ваша мать в состоянии гнева?
Каким образом улаживали конфликты?
Как повлиял на вас опыт родителей?
Присутствовало ли чувство страха в вашей семье, среди её членов?
Как вы выражали чувство гнева в детстве?
Что, на ваш взгляд, можно изменить в поведении, чтобы оно было без применения насилия?
После того, как ответы записаны, проводится групповая дискуссия.
Эти вопросы направлены на осознание детского опыта в возможных ситуациях насилия.
- Какой пункт из тех, что вы заполняли, вызвал наибольшие трудности?
- Как вы думаете, почему?
- Хорошо ли гневаться?
- Возможно ли направить его в безопасное для себя и других русло?
Варианты записываются и обсуждаются.
Как вариант, можно предложить выполнение задания в малых группах (написать возможные альтернативы гневу).
Подведение итогов:
Каждый из нас по-разному выражает свой гнев.
Данные паттерны формируются в детстве, в родительской семье. И то, что привычно для одного, может быть совершенно неприемлемо для другого.
Зачастую человек просто не понимает, что выражая свой гнев он может глубоко ранить своих домочадцев.
Гневу есть альтернативы: участники сами называют их.
«Работа с сетью социальных контактов».
Этапы применения технологии сетевой терапии.
1 – этап – подготовительный. Определение видов помощи, необходимых семье.
2 – этап – договор с семьей по оказанию помощи. Создание доверительных отношений между специалистами и семьей, ребенком, которым будет оказываться помощь; формирование потребности в работе, участии социальных работников в решении проблем ребенка, семьи; оформление договорных отношений.
3 – этап – сетевая диагностика (совместное заполнение с ребенком карты его социального окружения). Создание карты социальных связей несовершеннолетнего; карты социальных связей семьи; анализ социальной сети; прогнозирование перспектив реабилитационной работы.
4 – этап – мобилизация сети контактов. Активизация ресурсов лиц социального окружения и привлечение внимания значимых для ребенка людей к решению существующих у него проблем.
5 – этап – проведение сетевой встречи. Определение путей решения проблем с учетом предложений лиц, участвующих во встрече.
6 – этап – реализация принятых на встрече решений. Реализация принятых решений в логике разработанного алгоритма; динамичный мониторинг специалистами качества реализации принятых решений; корректировка его хода.
7- этап – анализ результатов работы с сетью социальных контактов. Установить соответствие между ранее выдвинутыми целями и задачами и полученными результатами в процессе сетевой терапии.
Тест по Майерс-Бригсовскому определителю типов.
Использование данного теста делает возможным квалифицированному специалисту с достаточной тонностью сделать конструктивный и долговременный прогноз взаимоотношений в малой группе, в частности в семье, и найти при необходимости пути коррекции. Тест достаточно объемный, но простой в работе, так как требует простых арифметических подсчетов по каждой шкале. Более высокий «балл» по шкале дает определение типа.
1-я шкала
Рациональность – иррациональность
Когда вам приходиться придерживаться почасового плана:
это вам помогает?
2
это вам стесняет?
2
Если вас в субботу утром спросить, что вы делаете в этот день:
ответите достаточно точно?
1
перечислите в два раза больше возможного или задумаетесь?
1
Свои дела вы улаживаете так, чтобы:
не отложить на последнюю минуту
1
охотнее всего в последнюю минуту
1
К чему вам труднее привыкнуть:
к постоянным переменам?
1
к рутине?
1
Что вам приятнее:
события своей жизни планировать заранее?
2
оставаться в свободным от обязательств и делать то, что предлагает случай?
1
Когда приходиться начинать работу, с которой нужно справиться за неделю, вы:
начинаете с того, что устанавливаете отдельные этапы работы и порядок их выполнения.
2
бросаетесь в дело просто так.
1
Более дельным вы оказываетесь:
подчиняясь добросовестно разработанному плану?
1
столкнувшись с неожиданностью.
2
Постоянный режим для вас:
удобный способ исполнения дел?
-
тягостен и обременителен, даже когда необходим.
2
Когда собираетесь в однодневную вылазку, вам приятнее:
спланировать, что и когда нужно делать
2
ехать прямо так
2
Идея о том, чтобы составить список дел, которые следует выполнить в выходные:
может вам понравиться
1
не воодушевит или будет даже по-настоящему удручать.
1
Свою ежедневную работу организуете так:
что никакой диктат не будет мешать.
1
работу под диктат ненавидите
1
Какое слово из каждой пары вам более привлекательно?
систематический
планомерный
решение
пунктуальный
постоянный
аккуратный
осторожность
систематичность
2
2
1
1
1
2
-
2
спонтанный
непланомерный
импульс
безмятежный
переменчивый
непринужденность
быстрота
случайность
2
2
2
1
-
1
1
2
В рутине повседневности вы находите
спокойствие
1
Скуку
-
Если вам придется заняться каким–нибудь непривычным делом, вы:
подготовитесь ещё до того, как начинать.
2
нежное найдете в процессе самой работы.
2
При исполнении любой работы больше надежды возлагаете:
на своевременное начало
-
на порыв, который вас в конце концов все равно охватит.
1
Если задолго до начала срока становиться известным, что конкретно в какое-то время вам придется делать:
вам это приятно, так как дает возможность планировать.
1
немного приятно, как будто вы уже чем-то связанны.
1
Если вас вдруг осенит какую-то мелочь купить или сделать:
обычно сразу записываете, чтобы не забыть.
1
позже об этом чаще всего забываете.
1
Рациональный тип
Иррациональный тип
2-я шкала
Экстраверсия - интроверсия
В гостях вы обычно с большим удовольствием общаетесь:
со всеми присутствующими
1
только с теми, кого хорошо знаете
2
Вам более свойственно:
демонстрировать свои чувства.
1
свои настоящие чувства скрывать.
-
В гостях на празднике:
вам всегда хорошо
2
иногда скучаете
1
Когда предстоит встреча с незнакомыми людьми, вы это воспринимаете:
как приятное или по крайней мере необременительное.
1
как что-то требующее достаточно много усилий.
1
Вас
легко позвать?
1
трудно позвать?
2
Среди своих вы тот, кто:
всегда в курсе всех дел.
2
новости узнаете последним.
1
В неприятных ситуациях вы обычно стараетесь
все обратить в шутку
1
на следующий день думаете о том, что следовало сказать.
2
По своей натуре вы:
общительный
2
скорее тихий и сдержанный
2
В дружбе вы ищите:
контакта с большим количеством разных людей
2
глубокой связи с узким кругом людей
1
Про себя могли бы сказать, что вы:
воодушевляетесь скорее большинства людей
1
являетесь менее впечатлительным, чем большинство
1
Способны ли вы, если нужно
беседовать с каждым так долго, как это нужно, без особых трудностей
2
находить темы для разговора только с определёнными людьми или в определенных условиях
2
Среди своих близких вы:
один из тех, кто что-то новое пробует первым
-
включаетесь одним из последних
2
Какую роль предпочитаете для себя на празднике?
помочь раскручивать его ход
1
оставляете всех общаться на собственный лад
2
О ваших интересах новые знакомые получают представление:
скоро
1
только после того, как вы этих людей по-настоящему узнаете
1
В большой группе чаще всего:
вы кого-то кому-то представляете
2
вас кто-то другим представляет
2
Думаете ли вы, что близкие вам люди:
знают, что вы думаете про большинство вещей
1
знают лишь то, что вы им по каким-то причинам сообщили.
1
Какое слово в каждой паре больше соответствует вашему духовному складу?
праздник
разговорчивый
отважный
разговаривать
оживленный
общительность
1
2
1
-
1
1
театр
сдержанный
хладнокровный
писать
спокойный
замкнутость
-
1
2
1
1
1
Экстратимный тип
Интротимный тип
3-я шкала
Сенсорика – интуиция
С кем вы легче общаетесь?
с реалистами
1
с людьми, не лишенными фантазии
2
Когда вы делаете то, что делают многие, вам более приятно:
действовать уже известными способами
1
икать свои собственный методы
1
В художественной литературе вы предпочитаете:
чтобы автор высказывал бы близкие вам мысли
1
вас удовлетворяют непривычные, оригинальные способы самовыражения
-
Какими людьми вы больше восхищаетесь?
теми, кто так приспосабливается, что становиться незаметным
1
настолько оригинальными и индивидуальными, что это бросается в глаза и беспокоит их самих
2
Что вас больше раздражает?
необычные теории
1
люди которые их не любят?
1
Вам больше нравится:
традиционным способом делать добро
2
анализировать, нет ли ещё каких-то ошибок и нерешенных проблем?
-
Что для человека является большей похвалой?
сказать, что он имеет здравый смысл?
1
сказать, что способен фантазировать?
2
Будучи учителем, вы предпочли бы читать:
курс о конкретных вещах
2
теоретический курс
2
Что более важно?
разобраться в фактическом положении
1
увидеть возможности которые таит ситуация
-
Кем приятнее слыть?
практичным человеком
2
находчивым и изобретательным
2
Какого человека хотите иметь в друзьях?
того, кто обеими ногами стоит на земле
2
постоянно появляется с новыми идеями
1
Какой жизненный стиль предпочтительнее для себя?
общепринятый
1
оригинальный
-
Какое слово из этих пар больше соответствует вашему духовному складу?
реалист
практика
строительство
правило
завершенность
рассудительность
факты
конкретный
сделать
фундамент
опыт
конкретный признак
буквальный
принимать
2
1
2
2
1
2
2
1
2
-
-
1
1
1
мечтать
теория
изобретение
концепция
эскиз
удивительный
идеи
абстрактный
изобрести
шпиль
теории
символ
иносказательный
изменять
-
2
1
1
-
-
1
2
-
2
2
-
1
-
сенсорный тип
интуитивный тип
4- шкала
ЭТИКА-ЛОГИКА
Этический тип Логический тип
1.Что Вы больше учитываете?
чувства других людей
-
или их права? 2
2.У вас склонность
эмоции оценивать выше, чем логику
2
логику ценить больше, чем чувства 2
3 .Что для Вас является большим комплиментом:
это человек с настоящими чувствами.
1
он всегда благоразумен 2
4.Что является большей ошибкой:
быть недостаточно теплым.
-
проявлять слишком много теплоты. 1
5.Какого руководителя Вы предпочитаете?
всегда любезного.
1
всегда точного. -
6.Что происходит чаще?
Вы позволяете своему разуму идти за чувствами.
1
Вашими чувствами руководит разум 1.
7.Что является большим недостатком?
быть несопереживающим
1
быть неблагоразумным. -
8.Какое слово в каждой из этих пар больше соответствует вашему духовному складу?
участливый
симпатизировать
удача
некритичный
трогательный
кроткий
простить
кто сказал
преданный
сочувствующий
пощада
доверчивый
нежный
переживать
миротворец
согласиться
-
2
1
1
2
-
-
1
1
1
2
-
1
2
-
-
решительный 2
анализировать 1
преимущество 1
критичный 1
убедительный 2
упорный 2
вытерпеть молча 2
что сказал 1
решительный 1
предусмотрительный 2
справедливость 2
осторожный 2
непоколебимый 2
думать 2
судья 2
спорить -
Тест «Коэффициент проблемности семьи»
Блок 1.
№
Да
Нет
1
Ваш ребенок имеет хронические заболевания.
2
За год Вы имели больничный лист более чем на месяц.
3
С Вами вместе проживают родственники с хроническими заболеваниями.
4
Ваш ребёнок более месяца не посещал школу.
5
В вашей семье часто обсуждается состояние здоровья Ваше или состояние здоровья ребенка.
Блок 2.
№
Да
Нет
1
Вы воспитываете ребенка одни (один)
2
Воспитанием вашего мальчика занимаются только женщины (девочки-мужчины)
3
Ваша семья многодетная
4
Ваши родители живут вместе с Вами.
5
Вам часто не хватает денег на необходимое
Блок 3.
№
Да
Нет
1
Ваш ребенок должен беспрекословно слушаться Вас
2
Я уверен(а), что бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему пользу.
3
Я не доверяю своему ребёнку.
4
Воспитание ребенка сплошная нервотрепка.
5
Ваш ребенок высказывает мнение, что не хочет быть таким, как папа (мама).
Блок 4.
№
Да
Нет
1
Ваш ребенок посещает школу только по принуждению
2
У Вашего ребенка нет любимого учителя (учебного предмета)
3
Вы не посещаете родительские собрания
4
Ваш ребенок часто получает неудовлетворительные оценки.
5
Вам трудно помогать ребенку в учебе.
Предлагаемый тест требует от респондента только два варианта ответа: «да» или «нет».
При анализе подсчитывается число положительных ответов по формуле:
Р = число положительных ответов/20*100%
Рассчитывается коэффициент проблемности семьи.
Р > 70% оптимальный уровень
50% < Р < 70% допустимый уровень
Р < 50% критический уровень
Разбивка на блоки позволяет установить пик проблемности и её происхождение.
№ блока
Число положительных ответов
Генезис проблемности
Блок 1
Более 3
Медицинский
Блок 2
Более 3
Социальный
Блок 3
Более 3
Психологический
Блок 4
Более 3
Педагогический
Заключение
Переживаемые сегодня российским обществом преобразования социально-экономических отношении, реформы институтов власти, экономики и культуры, охватившие всю систему социальных связей и социальных отношений, привели к значительным в статусе семьи как социального института, ухудшению её положения, дестабилизации семейных отношений, затруднили качественное выполнение ею своих социальных функций. Падение уровня жизни, смена ценностных ориентаций, укрепление чуждых российскому менталитету западных стандартов поведения повлекли за собой процессы нравственного разложения и дегенерации семьи.
Следствием этого сложного болезненного процесса стали негативные изменения в реализации родителями своей социальной роли, выполнение своих родительских обязанностей, рост числа социальных сирот.
Специалистами центра ведется планомерная работа для налаживания детско-родительских отношений. И только при участии всех служб, желании самого родителя можно получить положительный результат. Ведь основная задача центра возвращение в семью несовершеннолетнего при наличии благоприятных условий для воспитания и образования ребенка.
15