Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями
Готфрид Наталья Павловна
Воспитатель МБДОУ д/с «Антошка» г.Абакана
Сычева Валентина Вадимовна
Воспитатель МБДОУ д/с «Антошка» г.Абакана
Тема: «Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями»
Список литературы:
1. Клюева Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг / Н. В. Клюева - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2002. - 160 с.
2. Козлова А. В.. Работа ДОУ с семьей / А. В.Козлова, Р. П.Дешеулина - М.: Сфера, 2004 - 112 с.
3. Тонкова Ю. М., Веретенникова Н. Н. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 71-74.
«Современные педагогические технологии»
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях: внутри детского сада и за его пределами.
Внутри детского сада проводится работа с родителями своих воспитанников.
Презентация дошкольного учреждения. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.
Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания.
Посещение семьи. Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель. Цель первого посещения семьи – выяснить общие условия семейного воспитания, обследование условий проживания ребенка. Повторные посещения планируются по мере необходимости.
Групповые собрания родителей. Родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Рекомендуется проводить 3-4 собрания в год продолжительностью 1,5ч.
“Круглый стол” с родителями. В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.
Конференция с родителями. В занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.
Наглядная пропаганда. Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды являются различные стенды и уголки для родителей.
За пределами детского сада осуществляется широкая педагогическая пропаганда. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет. Формы этого направления работы с семьей напрямую нацелены как на убеждение родителей в важности общественного воспитания, так и на теоретическую помощь семье в процессе воспитания ребенка. Это могут быть университеты педагогических знаний, кинолектории, школы для родителей, тематические выставки, дни открытых дверей в дошкольных учреждениях, родительские конференции и т.п.
В основе своей работы с родителями педагоги нашего дошкольного учреждения придерживаются следующих принципов:
- родители, являются первыми учителями детей, педагоги партнёры в обучении и воспитании;
- координация внимания на едином понимании педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения;
- помощь, уважение и доверие к ребёнку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
- знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
Стратегия работы с родителями строится по следующим направлениям:
- укрепление здоровья детей ( совместно с медицинской службой);
- защита прав ребёнка, повышение родительской компетентности в вопросах воспитания детей;
- формирование личности ребёнка и индивидуальна воспитательная работа;
- организация семейного досуга;
- выявление новых подходов организации работы с родителями;
- создание в ДОУ условий социального партнёрства.
В течение года осуществляется планомерная систематическая работа с родителями. В своей деятельности мы использовали следующие формы:
- консультации на базе ДОУ;
- родительские собрания;
- работа клуба «Школа молодых родителей».
На наш взгляд, сотрудничество с родителями воспитанников возможно лишь при наличии:
- профессионального поведения педагогов, отражение его нравственной, личностной и педагогической позиции;
- при осуществлении системного подхода, который позволяет видеть семью как единое целое.
15