«Мини – музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников»
МБДОУ НГО «Детский сад № 15 «Березка».
Итоговая работа по теме:
«Мини – музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников»
Педагог: Лопаева Т. Ю.
1. Визитная карточка музея «Царица – Водица»
Созданию мини – музея «Царица - Водица» послужила совместная работа с детьми и родителями по экспериментальной деятельности.
Это экологический мини-музей, в котором отражаются существующие взаимосвязи в природе и проблемы взаимоотношения человека и природы.
Цель.
Познакомить детей с водой в природе, различными водоемами, водными животными и растениями, разными состояниями воды, с проблемой охраны водоемов и причинами их загрязнения, показать значение воды в жизни животных, растений и человека, научить детей правилам поведения во время отдыха у водоемов, умению и желанию экономить воду.
Музейные экспонаты в музей собираются с помощью родителей и коллег по мере накопления знаний у детей по следующим разделам:
1. «Вода в природе»
2. «Вода ее состояние и свойства»
3. «Вода в жизни растений и животных»
4. «Вода в жизни человека»
5. «Вода в опасности!»
При этом учитывается ряд принципов, без которых невозможно создавать мини-музей в детском саду.
Экспонаты, созданные из различных материалов, экологически безопасны и не создают угрозу здоровью детей, меняются по тематике разделов и отражают заявленную тему, на доступном научном уровне для детей 4-6лет. При этом соблюдается главное правило «Не навреди природе!».
Для оформления выделена часть стены и мебель. Для создания фона использовали тюль белого и голубого цвета с крупным ажуром (в дырочки тюли легко прикреплять на скрепках различные детали оформления), в центре находится героиня – Царица водица во всех своих состояниях. Для ее создания мы использовали ватман и гофрированную бумагу.
По краям от героини воды развешаны капельки и снежинки, которые изготовили родители с детьми.
Горизонтальную поверхность использовали для небольших композиций (дерево со снежинками - загадками) и экспонатов (колодцы, природный ландшафт, озеро) и дидактических игр. Так как для мини-музея выбран небольшой участок стены, то наглядный материал был оформлен в папках-передвижках и альбомах. На тумбах стоят куклы, которые «представляют» воду в жидком и твердом состоянии.
Также оборудован уголок экспериментальной и творческой деятельности, книжная выставка с художественными произведениями о воде, собраны открытки и альбомы по данной теме, оформлена фотовыставка, выделен уголок для дидактических игр.
Чтобы дети имели представление о том, где люди берут чистую воду, были проведены экскурсии к роднику, к колодцу и к колонке.
Открыт наш мини-музей совсем недавно и работать с детьми, используя его материалы, вполне возможно до выпуска их в школу. Музей может развиваться по мере полного знакомства и изучения материала по данной теме. Так как с возрастом детей усложняются и формы работы с ними.
Закрытие такого музея возможно с новыми педагогическими задачами, но нельзя полностью закрыть эту важную для детей тему. К ней нужно периодический возвращаться и поэтому в дальнейшем, мы оформим в группе центр воды.
2.Система работы в мини – музее «Царица – Водица».
Используя музейные экспонаты, познавательный материал и дидактические игры намного интереснее и эффективней проводить различные виды детской деятельности, в которых главная роль отводится героине «Царице водице» и ее помощникам - капелькам, снежинкам, тучке и т.д. От имени этих героев дети выполняют различные просьбы и задания, знакомятся последовательному изучению разных сторон познаваемого объекта или явления, учатся правильному поведению у водоемов.
На базе нашего музея проходит образовательная и экспериментальная деятельность, викторины, конкурсы стихов, пословиц, досуги, презентации и экскурсии для детей других групп.
В ходе различных мероприятий в мини-музее у детей происходит процесс развития речи, обогащение словарного запаса, развитие логического мышления, воображения и фантазии, активизируется память и внимание.
Детям предоставлена возможность реализовывать самостоятельно различные виды детской деятельности в музее. Они могут заниматься лепкой из пластилина и соленого теста, рисованием различными материалами в различной технике, конструированием из бросового и природного материала, рассматривать литературу, альбомы, фотографии, обсуждать проведенные экскурсии и прогулки к водоемам и источникам, проводить простые эксперименты, слушать звуки воды, играть с экспонатами и исследовать их самостоятельно.
Активно ведется работа с родителями. Все родители были ознакомлены с выбором темы нашего музея и планированием его создания. Большинство родителей поддержали такую идею и по мере возможности с удовольствием откликаются на просьбы, помогают собрать нужный материал. Ими были созданы колодцы и колонки, различные ландшафты и дидактические игры. Родители принимали участия в различных конкурсах: «Веселая капелька», «Снежинка пушинка», акция «Берегите воду!», придумывали с детьми сказки о воде, заучивали стихи и разбирали пословицы о воде.
Наиболее интересным и значимым в музейном «деле» для родителей оказался сбор информации о воде для детей и изготовление различных поделок т.к. родители могли впоследствии увидеть, насколько разнообразны техники их выполнения и как привлекают внимание детей.
К сожалению, бывают трудности в работе с родителями. Есть родители, которые не всегда имеют желание принимать участие в жизни детского сада. Они ссылаются, что им очень некогда и у них другие заботы, свои проблемы. Бывает удивительно, что многие молодые мамы не умеют шить и вязать, конструировать какие либо поделки с детьми.
Приходится убеждать таких родителей, что тесный контакт родителей, детей и педагога очень важен для развития наших детей и вовсе не так важно с эстетической стороны получилась или нет поделка или созданный совместно рисунок, ведь у детей всегда возникает большая радость, что они трудились вместе с мамой или папой. Дети очень этим гордятся и готовы всем об этом рассказывать.
Приложение.
Четверостишия к фото (фото см. в галерее на моем сайте)
От нас море далеко,
Как узнать нам про него?
Мы его устроим сами,
Кто живет в нем, разузнаем.
В нашем книжном уголке много книжек о воде.
Мы их смотрим и читаем, мир огромный изучаем.
Зимой колодец наш «седой», стоит с мохнатой бородой,
а летом «плачет» борода, стекает каплями вода.
И пусть колонка старенькая – это не беда,
зато всегда в ней чистая, студеная вода!
Не бросайте, люди, мусор в родники!
Пока чистая вода – здоровы мы!
Берегите чистый родничок!
Он живой, а значит, жизнь несет!
Для детей эксперименты – это радость, труд, игра.
Стало детям всем понятно, что за вещество – вода.
Нам проводить опыты так интересно.
Вода очень разная. Это чудесно!
Вот какой музей создали!
О воде мы все узнали.
Наш призыв - все взрослые и дети!
Берегите воду на планете!
15