Мастер – класс для детей родителей по теме: «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»
Мастер – класс для детей родителей по теме:«Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»
Цель: повышение активности родителей по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством игровой деятельности.
Задачи:
- познакомить с разнообразными видами игр и формами игрового досуга в семье,
- показать родителям значение совместных игр в семье для формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге,
- способствовать развитию бережного отношения к жизни детей и своей жизни, потребности осознанно выполнять правила дорожного движения.
Участники мастер- класса:дети 2-3 летнего возраста, родители воспитанников, воспитатели группы.
Оборудование: напольное полотно с проезжей частью и пешеходным переходом,дорожные знаки; руль для водителя; игры «Светофор»; «Угадай знак»; «Сложи пословицу»; «Оживи улицу»; «Сложи картинку»;материал для мини-макета; круги красный, жёлтый, зелёный по количеству родителей.
Ход мероприятия
Доброе утро, уважаемые родители! Здравствуйте гости! Я рада приветствовать вас на нашем мастер – классе по правилам дорожного движения.
Тема мероприятия выбрана не случайно. В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остается (особенно в течение трех последних лет) очень тревожной.
В детстве человек получает основную базу знаний. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность нас, взрослых.
Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка».
- Какие ассоциации вызывает у вас это слово?
«Привычка – образ, действия, состояние, поведение или склонность, усвоенные кем-нибудь за определённый период жизни, вошедшие в обыкновение, ставшие обычным, постоянным для кого-нибудь» (Д.Ушаков.Толковый словарь).
Привычка - это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте. Забота о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.
«Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где я могу эти знания применить»- Как Вы считаете, с какого возраста нужно знакомить детей с правилами ДД и почему?
-У детей младшего дошкольного возраста нет страха, отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их постоянная жажда знаний, желание открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности на улицах, и дороге.
Поэтому уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к ПДД, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
- Как же нам обучить маленьких детей необходимым знаниям, умениям, навыкам безопасного поведения на улицах, дорогах, и в транспорте? (Проводить беседы, примером, игрой.)
Единство наших и ваших требований к детям – это условие нашего успеха и безопасности наших детей.
Сегодня вашему вниманию хочу предложить игровые технологии, которые вы сможете применять дома по ознакомлению детей с основными азами безопасности.
Игра занимает ведущую деятельность в дошкольном возрасте.Выполняя ту или иную игровую роль, дети как бы готовятся к будущему, к серьёзной жизни взрослых.
Недаром говорят, что игра для детей – дело серьёзное.
Интерес
Удовольствие
Развитие
Перед вами ключевые понятия игровой деятельности. Ни к какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходят легко, с удовольствием. Вот в чём секрет воспитательных возможностей игры.
А сейчас я вам предлагаю побыть детьми и отправиться в путешествие по разным видам игр.
Выбирайте, на каком виде транспорта мы поедем? Транспорт выбран, теперь нужно выбрать водителя. Кто им может быть?
Вашему вниманию представлены дорожные знаки, ваши действия при виде того или иного дорожного знака.
«Пешеходный переход» — сбавлю скорость, остановлюсь и пропущу пешеходов;
«Главная дорога» — еду прямо, проезжаю первым, двигаюсь по сигналам светофора;
«Уступите дорогу» - остановлюсь и пропущу, кто едет по главной дороге;
«Въезд запрещён» - остановлюсь и не поеду, где стоит этот знак;
«Дорожные работы» — сбавлю скорость и объеду это место.
Вижу, Вам можно доверить вождение транспортом. Отправляемся в путь. Что нужно сделать, перед тем, как тронулись в путь? Пристегнуть ремни. (Звучит музыка…)
Первая остановка «сюжетно-ролевая игра»
Сюжетно-ролевая игра - форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям.
Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей. Это игры «во что-то», «в кого-то», они «зеркало общества». Разыгрывая различные ситуации, дети поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они выполняют. В ходе ролевых игр закрепляются знания детей о правилах дорожного движения.
- Играете ли Вы дома в сюжетно-ролевые игры по ПДД? Какие?
(игры:«Водители», «Поездка в автобусе», «Мы – пешеходы», ГИБДД», «Служба спасения», «Дорожный патруль»…)
Сейчас мы с вами тоже являемся участниками сюжетно-ролевой игры «Поездка на автобусе».
Как называется часть дороги, по которой движется транспорт?(проезжая часть).
А помните, где можно переходить дорогу?(переходить дорогу нужно там, где есть специальный переход-«зебра», где стоит дорожный знак «пешеходный переход»).
Дети должны переходить дорогу только со взрослыми, крепко держать за руку, не спешить.
Сюжетно- ролевая игра «Мы- пешеходы».
А сейчас перейдём дорогу по пешеходному переходу.(Дети идут по пешеходному переходу вместе с родителями).
Когда мы переходим улицу, нужно внимательно следить за машинами: сначала посмотреть налево, если проезжая часть свободна, то можно идти; дойдя до середины дороги, посмотреть направо, если машин нет, то можно закончить переход.
Отправляемся дальше в путь.
Следующая остановка «Подвижная игра»
Что это за игры я думаю, Вы все знаете. Вспомните, в какие подвижные игры по ПДД вы играли в детстве? («Стрелка, стрелка покружись», «Светофор», «К своим знакам!», «Автогонки», «Красный, желтый, зеленый!», «Тише едешь, дальше будешь!», «Быстро шагай, смотри, не зевай!».)Я предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Светофор».
Игровые правила таковы: нужно выполнять определенное действие на цветовые сигналы (кружки):
- когда я показываю красный кружок, вы стоите на месте без движения;
- когда я показываю желтый кружок - вы хлопаете;
- когда я показываю зеленый кружок - вы шагаете на месте.
(Игра проводится 2-3 раза.)
Самая любимая игра у детей – это «Автомобили» предлагаю поиграть и в неё.
Вам необходимо встать парами, впереди стоящий – это машина, второй - водитель. Машины сами не ездят, ими управляет водитель, поэтому Вам нужно закрыть глаза, при этом выставив руки вперёд, согнутыми в локтях – это бампер. Водитель кладёт руки на плечи и управляет машиной. Ездить можно по всей площадке не натыкаясь друг на друга, доверяя водителю. (Звучит муз.«Колёса».)
Отправляемся дальше в путь.
Следующая остановка: «Компьютерная игра»: Компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста, но польза будет, если вы будете играть вместе. В процессе деятельности ребенок выполняет задания своего уровня.
Самые любимые компьютерные игры дошкольников:
- «Правила дорожного движения для детей».
- «Нескучные уроки».
- «Дракоша изучает правила дорожного движения» и другие.
Только не забывайте, что детям дошкольного возраста в компьютер играть можно не более 10-15м в день, начиная с 5летнего возраста.
Отправляемся дальше в путь.
Следующая остановка «Игры по правилам»
«Настольно – печатная игра: Это развивающие игры по правилам, которые представлены Вам на нашей выставке. «Дорожное лото», «Оживи улицу», «Дороги нашего города», «Путешествие по городу» и др. В магазинах их большой выбор, если вы приобретёте одну из них, то досуг в Вашей семье будет проходить с пользой и интересом.
Предлагаю поиграть в игру «Оживи улицу».
Следующая игра по правилам это «Дидактическая игра»
Одна из действующих средств воспитания ума. В них развивается познавательная активность детей, они требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Вашему вниманию представлена выставка дидактических игр изготовленные руками педагогов:
«Разложи картинки по порядку», «Сложи картинку», «Найди лишнее», «Что нужно водителю», «Добрые и плохие поступки» и др.
Предлагаю поиграть
Дидактическаяигра «Сложи картинку», она развивает мышление, сообразительность. Работать будем парами.
Молодцы! С этим заданием справились.
Предлагаем вашему вниманию игру «Собери светофор», она закрепляет элементарные знания о правилах безопасного движения на дороге, о значении цветов светофора, развивает логическое мышление.
Отправляемся дальше в путь.
Следующая остановка: «Творческая»
Немало пословиц и поговорок о ПДД сложено русским народом. О чём же они говорят, мы узнаем, собрав их.
Соберите пословицы из двух половинок.
«Семь раз погляди, а потом иди»
«Опасностей много, а жизнь одна»
«На дороге шутить – себе навредить»
«Дорожный знак не говорит, правилу учит»
Вы жизнь свою оберегайте
И правила дорог не нарушайте.
Не зря говорит русский народ,
Что бережёного Бог бережёт!
С этим заданием Вы тоже справились. Молодцы!
Отправляемся дальше в путь.
Следующая остановка «Мастерская»
Предлагаю вам собрать знак «пешеходный переход» из материала, который мы приготовили для вас.
Практическая часть. (Из заготовок каждый родитель вместе с детьми выполняет поделку.)
Макет «пешеходный переход» нужен для того, чтобы ребёнок не просто так катал машинку, где попало, давя на неё, врезаясь и бросая, при этом ломая её, а с какой-то целью(обыгрывание на макете ситуации «переходим через дорогу»). В данном случае изучая и закрепляя ПДД и воспитывая культуру игры, которая страдает у большинства детей, пришедших в детский сад.
У нас получилась замечательная настольная игра, которую вы с детьми дома дополните знаками, машинами, мини человечками и с удовольствием будете играть, закрепляя ПДД.
Вот и закончилось наше с Вами путешествие. Я надеюсь, что вы дома будете применять игровые технологии, которые являются одной из уникальных форм обучения, и позволяют сделать интересной и увлекательной работу по изучению Правил дорожного движения. Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Берегите ребёнка! Соблюдайте правила движения!
Помните: Дорога не терпит шалости - наказывает без жалости.
Для детей у нас подарки- шарики зелёного цвета!
Детям: запомните- переходить дорогу можно только на зелёный сигнал светофора!
Рефлексия
Уважаемые родители! У Вас на столах лежат круги: красный, зеленый, желтый.
Если на протяжении всего пути Вам было все понятно и интересно – приклейте зеленый круг.
Если понятно, но не очень интересно –приклейте желтый круг.
Если не понятно и не интересно –приклейте красный круг.
Спасибо, что Вы нашли время и пришли к нам, я желаю, чтобы в пути Вам горел всегда зелёный свет. А на память о нашей встрече мы приготовили для Вас памятки с полезными советами.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Главное помнить, обучая ребенка Правилам дорожной безопасности, мы сохраняем ему жизнь!