Конспект урока по русскому языку «Правописание гласных в корнях с чередованием»

Тема урока: «Правописание гласных в корнях с чередованием».
Урок разработала: Квятковская Ольга Владимировна, учитель русского языка.
Цели урока:
1. закрепить знания о правописании чередующихся гласных а-о в корнях -лаг-, -лож-,-раст-, -ращ- (-рос-);
2. закрепить знания о правописании чередующихся гласных е-и в корне слова (-бер-,-бир-, -пер-, -пир-, -тир-, -тер-, -мир-, -мер-, -жег-, -жиг-, блест-, -блист- и др.);
3. сформировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне слова;
4. дифференцированно работать над устойчивостью внимания учащихся;
5. привить интерес к изучению русского языка через занимательный материал.
Тип урока: закрепление изученного материала по теме.
Оборудование: проектор, компьютер, карточки-задания, перфокарты.
Ход урока:
I. Организационный момент
- Здравствуйте. Прежде чем объявить тему нашего сегодняшнего урока, посмотрите на доску, здесь записаны пары слов. Вам необходимо выделить в словах корень и подумать, на какую орфограмму приведены данные слова.
(Задание выполняется устно, у доски; каждый ученик разбирает одну пару слов):
Предлагать – предложить Прижег – прижигать
Излагать – изложение Соберешь – собирать
Вырастить – выращенный – росли Зажег – зажигать
- Итак, на какую же орфограмму приведены все эти слова?
- чередование гласных в корне слова
- Правильно. Тему чередования гласных в корне слова мы начали изучать, сегодня на уроке поработаем над ее закреплением. Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока: «Чередование гласных в корне. Закрепление».
(Учитель записывает тему на доске, учащиеся оформляют запись в тетрадях; вывешивается опорная таблица).
II. Актуализация знаний
- Давайте обратимся к таблице и вспомним условия написания той или иной гласной в конкретных корнях. Мы с вами пока только говорили о 2-х условиях чередования гласной, о каких? (чередование зависит от наличия суффикса А, чередование зависит от последнего согласного в корне слова).
- Хорошо, об остальных возможных случаях чередования мы поговорим на последующих уроках. А теперь давайте более точно вспомним правило написания гласных о-а и е-и в корнях слов, для подтверждения можете воспользоваться нашими словами с доски, не забудьте про слова исключения.
(Уч-ся рассказывают правила). ИСКЛ: полог, росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик, скачок.
III. Закрепление изученного материала
- Хорошо. Далее построим урок следующим образом: сделаем несколько тренировочных упражнений, в конце урока выполним задание с взаимопроверкой на оценку.
- Внимание на слайд: вам необходимо записать данные слова, вставляя необходимую гласную и распределяя их по столбикам. В первый столбик слова с гласной А, во второй с гласной О.
Слова: предлАгать, прилОжение, излОжение, рАсти, рОсток, отлОжить, излАгать, рАстение, отрАсль, зарОсли, подрОсли, возрАст, разлОжить, слАгаемое.
(Учащиеся выполняют задание; по окончании работы желающие зачитывают слова разных столбиков).
- Следующее задание: вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными в корне слова, орфограмму обозначьте, выбор гласной объясните.
Наш замечательный город ____________ на берегу реки.
Осенью мы ___________ провести слёт туристов.
Мы аккуратно____________ рюкзаки и отправились по ____________ маршруту.
Быстро ___________ на берегу палатки.
Справа от нашей стоянки ___________ молодые берёзки, а слева ребята увидели________________ шиповник.
Свои мысли о слёте мы ___________ в сочинениях.
Слова для справок: вырсти, предлжить, располгаться, улжить, предлженный, располжиться, разлжить, рсти, разросшийся, излжить.
(Уч-ся зачитывают получившиеся записи).
- Хорошо, а сейчас немного отвлечемся и обратимся к синтаксису. Задание: выполните синтаксический разбор предложений по вариантам: 1 в. - № 3, 2 в. - №6.
(Двое учащихся работают у доски; предложения заранее записаны):
Мы аккуратно уложили рюкзаки и отправились по предложенному маршруту.
Свои мысли о слёте мы изложили в сочинениях.
- Хорошо. А теперь повторим чередование следующих гласных, написание которых зависит от наличия суффикса А. Предлагаю вашему внимаю игру «Третий лишний». Задание: из предложенных слов найти лишнее слово, которое отличается по написанию от других, свой ответ аргументировать.
Настелить, зажигать, разбирать Постелить, натирать, опираться
Заблестела, разжигала, протереть Отпирать, отпереть, расстелить
(работа выполняется устно с подробным комментированием учащимися)
- Хорошо. Перед тем, как вы приступите к выполнению заданий по карточкам, давайте сделаем вывод по всем выполненным заданиям, т.е. еще раз повторим правила написания чередующихся гласных в корне слова.
(Уч-ся еще раз проговаривают условия выбора гласной в корне при чередовании)
IV. Самостоятельная работа с взаимопроверкой
Учитель раздаёт уч-ся карточки с заданием: вставить необходимую гласную, обозначить морфему и условие своего выбора
После выполнения работы, уч-ся обмениваются карточками и проверяют работы друг друга по карточке с правильными ответами (правильные ответы раздает учитель), выставляют оценки.
Система оценивания: 1-2 ошибки – «4»
3-4 ошибки – «3»
5 и более ошибок – «2»
V. Итог
Учитель хвалит за работу на уроке, выставляет в журнал полученные оценки за карточки (при необходимости задает вопросы уч-ся или смотрит в целом работу на уроке).
VI. Домашнее задание
Выполнить кроссворд по теме и составить слова.
Если на уроке остается время, начать выполнение задания.










15