Конспект урока по русскому языку на тему Правописание букв е – и в корнях с чередованием.(5 класс).


Технологическая карта
УчительБунькова Евгения Александровна
Предмет русский язык
Класс 5 класс
Дата урока 3 апреля 2017
Тема урокаКорни с чередованием букв е- и.
Тип урокаУрок «Открытия» нового знания, урок-исследование
Форма урокаиндивидуальная, фронтальная, в группах
Информационно – методическое обеспечение урока
1. Русский язык 5 класс. Учебник. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.Год:2012.
2.Презентация в формате PowerPoint: Правописание корней с чередованием е//и
Цель: Формирование орфографических умений и навыка правописания букв Е–И в корнях с чередованием.
Задачи урока:
Образовательные
Показать основное отличие гласных в корнях с чередованием от безударных гласных.
Помочь сформулировать правило правописания букв Е–И в корнях с чередованием, связав его с условием выбора гласной корня.
Выработать алгоритм действий при выборе гласной корня
Научить применять алгоритм на практике.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к предмету и любовь к родному языку.
Развивающие
Развивать творческие способности учащихся.
Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Планируемые результаты обучения
Предметные: научиться определять условия написания гласных е-иМетапредметные (универсальные)
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничества в совместном решении задач.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи.
Личностные: Формирование навыков самопроверки и взаимопроверки на основе алгоритма выполнения лингвистической задачи.
Технологическая карта. Урок русского языка. 5 класс
Этапы урока
Вопросы плана изучения материала урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяПланируемые результаты в соответствии с ФГОС
1.Самоопределение кдеятельности. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности учащихся
Слайд 1 Начинаем наш урок русского языка. Давайте настроимся на работу, а чтобы она была продуктивной, улыбнёмся друг другу.
Запишите число, классная работа.
Сегодня на уроке вы будете заполнять листы учета знаний, в которых будете выставлять баллы за выполненные задания, а в конце урока вы самостоятельно подведёте итоги и оцените свою работу:
Фамилия______________________ Вид работы Баллы
Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Итого баллов Оценка Ребята записывают в тетради число, вид работы (классная).
Ребята вписывают свою фамилию в листы учёта знаний Личностные
Формирование и развитие ЦО к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.
2. Актуализация полученных знаний. Проверка домашнего задания.
Слайд 2
– Какую часть речи мы изучаем?
– Давайте посмотрим, как хорошо вы повторили эту тему дома. Вы будете отвечать на мои вопросы: «да»,- если согласны, «нет», если не согласны, записывая ответы в тетради.
Задание 1.
Я утверждаю, что ... (Слайд 2)
1. Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета.
2. Слово «удивление» - это глагол.
3. В слове «не(?)годовать» не пишется раздельно.
4. Глаголы неопределённой формы не показывают ни времени, ни числа, ни лица.
5. Слова: Ростов, отрасль, росток, ростовщик, Ростислав являются исключением из правила о корнях -раст-(-ращ-) /-рос-.
6. В неопределённой форме глагола после Ч пишется Ь.
7. Брат учит(?)ся. Данный глагол стоит в 3-ем лице и пишется с Ь8. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: Что сделать? Что сделал? Что сделаю? 9. В слове «предполагать» пишется корень -лаг-, т.к. после корня стоит суффикс -А-.
10. Глагол «положить» несовершенного вида.
11. Чередующиеся гласные проверять ударением нельзя.
– Теперь оцените себя, пользуясь критериями, написанными на слайде:
Самооценка (Слайд Нет ошибок – «5»1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки- «3»
– Внесите оценку в оценочный лист. (глагол)
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, выдвигают предположения.
Самопроверка по презентации: Занесение результатов в оценочный лист.
Проверим себя (Слайд 3)
1. да
2. нет
3. нет
4. да
5. да
6. да
7. нет
8. да
9. да
10. нет.
11. да
Нет ошибок – «5»1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки- «3»
Познавательные УУД Постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование. Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителями и обучающимся. Личностные понимания важности знаний
3.Постановка цели и задач урока. Создание проблемной ситуации.
Слайд
4.Первичное осмысление, решение проблемы.
Слайд Для того чтобы определить тему нашего урока, обратимся к материалу для наблюдений. Перед вами карточки. Данные в них слова нужно распределить в два столбика. (работаем в парах)
ВЫЖИГАТЬ
РАСТЕРЕТЬ
РАСТИРАТЬ
ПОДБИРАТЬ
БЛИСТАТЬ
ЗАБЛЕСТЕТЬ
ПОДБЕРУ
ВЫЖЕГ
Несов.в сов.видПОДБИРАТЬ - ПОДБЕРУ
РАСТИРАТЬ-РАСТЕРЕТЬБЛИСТАТЬ-ЗАБЛЕСТЕТЬРАЗЖИГАТЬ - ВЫЖЕГ
– Проверим. (Слайд – Почему вы распределили слова таким образом? (у одних слов в корне пишется Е, у других - И)
– Какие это слова? (Однокоренные)
– Какое фонетическое явление представлено в этих словах? (Чередование гласных)
– Какие гласные чередуются? (Чередование гласных Е и И)
Сформулируйте тему нашего урока. (Корни с чередованием букв е и и) (Слайд
– Записываем тему урока.
Давайте определим цель и задачи урока.
цель урока: познакомиться с условиями выбора данных букв и отработать алгоритм действий.
проблемный вопрос (При каких условиях в подобных корнях с чередованием пишется буква и, а при каких – е?)
– Наша задача разобраться, когда в корнях с чередованием пишется Е, а когда - И.
– Наблюдение. На маркерной доске слова с чередующимися гласными Е – И.
Несов.в сов.видПОДБИРАТЬ - ПОДБЕРУ
РАСТИРАТЬ-РАСТЕРЕТЬБЛИСТАТЬ-ЗАБЛЕСТЕТЬРАЗЖИГАТЬ - ВЫЖЕГ
– Определите вид глаголов.
– Какой вывод можно сделать? (Глаголы образуют видовые пары)
– Выделите корни и подчеркните чередующиеся в них гласные
– Посмотрите внимательно. В каких корнях пишется буква Е, а в каких – буква И? От чего зависит выбор Е - И в корнях?
– Попробуйте сформулировать правило. (Если за корнем следует суффикс А, то в корне пишется И. Если суффикс А отсутствует, то в корне пишется Е).
- Сверим вывод с правилом в учебнике. Стр. 139
– Мы работали только с четырьмя корнями, но их больше. Давайте с ними познакомимся. (Слайд )корни примеры
БИР – БЕР подбирать – разбери
ПИР – ПЕР напирать – запереть
ДИР – ДЕРзадирать – дерёт
ТИР – ТЕР растирать – стереть
МИР – МЕР замирать – замереть
БЛИСТ – БЛЕСТ блистать – заблестеть
СТИЛ – СТЕЛ расстилать – подстелить
ЖИГ – ЖЕГ разжигать – зажечь
ЧИТ – ЧЕТ вычитать –вычет
Искл: сочетать, сочетание

у одних слов в корне пишется Е, у других - И)
(Однокоренные)
(Чередование гласных)
(Чередование гласных Е и И)
Отвечают на вопросы учителя, называют явление, самостоятельно формулируют проблемный вопрос (При каких условиях в подобных корнях с чередованием пишется буква и, а при каких – е?), Определяется тема урока и ставятся цели.
тема урока:“ Корни с чередованием букв е- и)
цель урока:мы должны познакомиться с условиями выбора данных букв и отработать алгоритм действий.
Запись темы урока в тетрадь.
Работая в группах, постарайтесь найти закономерность в написании букв Е-И. Напоминаю: вы составляли видовые пары!
Ученики (после обсуждения в группах): В глаголах совершенного вида в корне с чередованием пишем гласную Е, а в глаголах несовершенного вида –И.
Учитель: Наблюдение верное.
Дети выдвигают гипотезы. Проверяется каждая гипотеза, пока не появится верная. (Если после корня есть суффикс -а-, то нужно в корне писать букву и , а если суффикса нет, то – е.) Гипотеза подтверждается.
Под руководством учителя (или желающего ученика) делают графические обозначения орфограммы: корни, ударение, гласную-орфограмму, условие выбора)Дети самостоятельно составляют правило и сверяют его с правилом в учебнике.
Познавательные УУД
Осознание противоречия;
осознание необходимости получения нового знания.
Личностные
формировать познавательные интересы и мотивацию на изучение родного языка
5. Изучение нового материала.
Слайд - Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать слова с этими корнями? Давайте выработаем алгоритм наших действий. Алгоритм. 1Выделить в слове корень, поставить ударение, найти безударную гласную в корне.
2Вспомнить корни с чередованием.
3Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- после корня.
4Если суффикс -а- есть после корня, пишется буква и, а если нет – е .Графически выделить условие выбора гласной. Познавательные УУД
Умение работать с разными источниками информации, выбрать содержание по заданным критериям.
Предметные результаты
Работа с понятийным аппаратом -корень, безударная гласная, суффикс.
Личностные результаты
Формировать аналитическое мышление: уметь анализировать причинно-следственные связи и на их базе формировать алгоритм действий.
6.Работа с раздаточным материалом.
Задание 2.
Выполняем упражнение по вариантам на карточке (в помощь – алгоритм действий )- Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.
I вариант
Соб…раешь – соб…рёшьПроб…раешься – проб…рёшьсяВыж…гал – выж…г
Расст…лать – расст…лить
II вариант
Зам…рает – зам…рЗап…рает – зап…рПрот…рал – прот…ретьБл…стать – бл…стетьВзаимопроверка.
Занесем результаты в оценочный лист.
0 ош. – 3 б
1 ош. – 2 б
2, 3 ош. – 1 б
> 3 ош. – 0 Познавательные УУД
Осуществление совместной познавательной деятельности
7.Закрепление полученных знаний.
Слайд Задание 3.
Выборочный диктант.
- Выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных Е–И, обозначьте орфограмму. Работает весь класс.
1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой.
2) Песня замирает далеко в полях.
3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать.
4) Пролитую воду не соберёшь.
5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
6) Улицы упирались в голые скалы.
7) Сладость победы стирает горечь терпения.
8) Крепость изнутри берут.
9) Далёкий от земного мира, я должен здесь и умереть.
10) Одной рукой поджигает, а другой тушит. Самопроверка:
Блестят, замирает, зажигали, соберёшь, пробирается, упирались, стирает, берут, умереть, поджигает.
0 ош. – 3 б
1, 2 ош. – 2 б
3, 4, 5 ош. – 1 б
> 5 ош. – 0
Занесение результатов в оценочный лист. Осуществлять анализ высказываний, с последующим выделением необходимой информации; осуществлять самопроверку и самоанализ.
8. Физкультминутка
Слайд
Игра «Хлопок».
Поднимите руки вверх. Потянитесь. Приготовьтесь хлопать в ладоши. Я буду диктовать слова с чередующимися е и и в корне (или предложения, включающие такие слова) . Если встречается слово с буквой и в корне– хлопок.
Ученики встают и хлопают в ладоши, встречая букву и в корне: Избиратель, замереть, притираться, растереть, расстилаться, застелить, задирать, отпирать, запереть.
Самолёт набирает высоту. Дорога стелется во ржи. Зимой жизнь в лесу замирает.
Формирование интереса к здоровому образу жизни.
7.Закрепление полученных знаний
(продолжение)
Слайд
Задания для самостоятельной работы.
Творческий диктант.
Задание: заменить словосочетания глаголами, обозначить гласную в корне с чередованием.
Сверкать на солнце (блестеть), подниматься на гору (взбираться), выдергивать сорную траву (выдирать), закрывать дверь (запирать), разгораться ярко (зажигаться), оцепенеть от страха (замереть), убегать от погони (удирать).
Распределительный диктант
– Ребята, я буду диктовать слова. Ваша задача - правильно распределить их по колонкам в зависимости от орфограммы: безударная гласная в корне, проверяемая ударением, непроверяемая безударная гласная в корне, корни с чередующимися гласными. (Два ученика у доски) Взаимопроверка.
Расти, замер, удивлять, предлагать, стареть, решать, сверкать, вытер, веселиться,
предложить, командовать, росли, вытирать.
Разноуровневые задания
Задания для самостоятельной работы.
Посмотрите, они не просто разных уровней.
Каждый уровень – это ваше умение, то, чему вы научились сегодня на уроке.
Выберите те утверждения, с которыми вы согласны, и выполните задания, которые подтверждают то, что вы данные умения приобрели.
Уровень 1 ( низкий) Я умею находить в предложениях слова,
в которых есть корни с чередованием гласных е//и.
Выпишите(подчеркните) из данных предложений слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.
1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние.
2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды.
3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол.
4. Звон колокольчика стал замирать.
5. Скоро гости к нам соберутся.
Уровень 2 ( средний) Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и.
Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.
Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец,
отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок.
Уровень 3 ( высокий)
Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и в корне, я могу отличить корень с чередованием гласных
от корня с проверяемой безударной гласной.
Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
Выпишите (подчеркните) слова с чередующимися гласными в корне. Зам..рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей,
зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее растение,
пойти на м…ровую, отм…рающий элемент.

Выполняют упражнение.
1.безударная гласная в корне, проверяемая ударением
(удивлять, стареть, веселиться,) 2. непроверяемая безударная гласная в корне:
(решать, сверкать, командовать)
3. корни с чередующимися гласными.
 
(расти, замер, предлагать, вытер, предложить, росли, вытирать. ) 
1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние.
2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды.
3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол.
4. Звон колокольчика стал замирать.
5. Скоро гости к нам соберутся.
Собирать желуди, замирать от восторга, блестит на солнце, зажигательный танец, отдерет наклейку, вытирает пыль, отпереть замок.
Замирать от восторга, примерять(мерить) платье, помирить ( мир) друзей,
замереть на месте, отмерять кусок, вымирающее растение, пойти на мировую, (мир),отмирающий элемент.
0 ош. – 3 б
1 ош. – 2 б
2- 3 ош. – 1 б
> 3 ош. – 0 б Формирование навыков в соответствии с уровнем ученика (дифференцированный подход), осознание успешности в результате выполнения задания соответствующего уровня сложности.
6.Выставление оценок - Подведём итоги урока, Обратимся к оценочным листам.
2Не отчаивайся! Мы ещё будем тренироваться!
- Кто получил сегодня на уроке «5»? «4»? «3»? (ребята встают или поднимают руки)
- Молодцы! Ребята подсчитывают заработанные баллы, и получают оценку и отметку за урок
От до баллов--55Превосходно! Умница!
От до баллов- 44Здорово! Так держать!
От до баллов -33Неплохо! Успех совсем рядом!
Меньше баллов - Регулятивные УУД
Умение определять уровень овладения новым знанием
7. Домашнее задание
Слайд Теория: параграф 71(стр. 139)
Выбор Практика: упр. 929 (614)—
Составить 5-6 предложений с глаголами, имеющие в корне чередование букв е- и.
По желанию:
Составьте тест из 6 заданий на тему «Чередующиеся гласные в корне слова» Записывают в дневник домашнее задание
Личностные УУД
Проявление интереса к изучаемой теме и результатам ее основания.
8.Рефлексия
Слайд Продолжи фразу:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
мне захотелось… Анализируют и делают выводы. Личностные УУД формирование основ экологического сознания