Выступление на педсовете Духовно-нравственное воспитание на уроках изобразительного искусства
Духовно-нравственное воспитание на уроках изобразительного искусства.
Диалог культура и терпимость – цепь, связывающая воедино духовную жизнь человеческого коллектива. Именно поэтому на протяжении всей истории человечества терпимость или, как ее называют по-научному - толерантность всегда воспринималась как величайшая, гуманистическая ценность. Терпимость – одна из заповедей христианства, настойчиво повторяющаяся на протяжении священного писания. Пройдя через века, традиция терпимости была закреплена у великих русских писателей гуманистов - Пушкина и Достоевского. Цивилизацию спасет только единая семья народов, так как мы все из одного гнезда. Для учителя изобразительного искусства обучение толерантности является одной из важнейших задач. Умение договориться, понять друг друга, проявить терпимость к ближнему, однокласснику, человеку другой веры, нации - один из важнейших компонентов общечеловеческой культуры. И это должно проводиться на уроках изо с элементами истории искусств, где на примерах из мировой культуры ребенок учиться быть толерантным.
Обязательным и своевременным должен быть показ выставочных работ, выполненных школьниками по всем темам уроков. Очень важно, если ребята могут увидеть работы своих ровесников, почувствовать то, что волнует других людей.
Грамотно рисовать может научиться каждый, также как грамотно писать и читать. Но занятия живописью дают значительно больше. Они воспитывают чувства формы, ритма, гармонии, цвета. А это уже воспитание и художника и зрителя. Именно уроки изобразительного искусства требуют предварительного анализа натуры, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности, что будет необходимо каждому ученику в будущем. Именно на уроках изобразительного искусства происходит духовно- нравственное воспитание личности, умеющей ценить прекрасное в искусстве, природе, человеке, способного сострадать ко всему живому.
Сегодня в мир наших детей вошли слишком громкая и грубая песня. Слишком яркие и агрессивные мультфильмы, слишком жестокие компьютерные игры. А общение, замененное на мобильное. Компьютерное общение нарушает восприятие мира реального. Может ли ребенок в жестоких компьютерных играх познать мир, обрести опыт гуманного общения с другими людьми? Постоянное длительное общение с компьютером ограничивает интеллектуальную активность ребят, приучает действовать по определенному образцу, алгоритму, и закрепляет шаблонность мышления, заглушая их творческий потенциал. И это является одной из серьезных современных проблем в преподавании изобразительного искусства. Одна из причин бездуховности молодежи – в недоставке образцов настоящего, высокого искусства, которое призвано воспитывать душу. Именно предметы эстетического цикла должны восполнить этот пробел.
Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам, к его инстинкту. Кто из вас не жалел подчас о том милом возрасте, когда улыбка не сходит с уст, когда душа постоянно наслаждается миром?
Кособокова С.В.