Выступление на педсовете Духовно-нравственное воспитание на уроках истории и обществознания
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Дивеевская средняя образовательная школа»
Дивеевского района Нижегородской области
Учитель истории и обществознания
Утина Светлана Анатольевна
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ
ПО ТЕМЕ
"Духовно-нравственное воспитание
на уроках истории и обществознания"
Март, 2016
Земля российская и жизнь людей, ее населяющих, издревле держалась на ценностях и принципах, без которых невозможно представить русский мир. Самыми важными из них являются: свобода слова и вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; межнациональный мир; любовь и верность; забота о пожилых людях и детях, патриотизм; национальное единство. Для сохранения и развития своей государственности и национальной отличительности каждое поколение, жившее на русской земле, решало одну и ту же важнейшую задачу, - воспитание детей. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Как остановить распространение равнодушия, эгоизма, немотивированной агрессивности, неуважительного отношения к истории нашей страны? Как найти путь к разуму и сердцам наших детей, как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», ведь оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать, потому, что принадлежность к родной земле, к народу, живущему на ней, дает человеку право считать себя частичкой всего того, что связано с землей, прежде всего с ее историей.
Поэтому, на такие учебные предметы, как история и обществознание возлагается особая миссия.
Учебный предмет "История России" обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания школьников.
Его средствами решаются следующие задачи:
формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины;
воспитание любви к своей малой родине, чувства гордости за своих земляков;
привитие детям понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей;
формирование у школьников собственной позиции к тем или иным историческим и политическим событиям.
Нравственное воспитание школьника происходит прежде всего в процессе обучения. Урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, где происходит накопление опыта нравственных взаимоотношений. На уроке дети приучаются к самостоятельной работе, учатся слушать своих товарищей, отстаивать свое мнение, помогать и принимать помощь, переживать чувство радости и огорчения от неудач. Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать всё положительное в прошлом. В жизни наших предков было немало негативного. Изучение истории помогает нам преодолеть то, что было отрицательного в прошлом. Народы России всегда дружно и самоотверженно защищали свою единую Родину. На уроках стараюсь раскрывать подвиги героев так, чтобы учащиеся осознавали, почему наши далекие предки жертвовали жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать крестьянин Иван Сусанин и летчик Петр Нестеров, который совершил первый в мире воздушный таран вражеского самолета в годы первой мировой войны. В годы Великой Отечественной войны его подвиг повторили около 650 советских летчиков. Воспитательная значимость исторического факта налицо. Известный педагог В.А.Сухомлинский по этому поводу писал сыну-студенту: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живым в землю, как делали это фашисты, но покорить нельзя». При изучении истории сегодня, когда, например, вскрываются факты страшных преступлений сталинизма, возникает желание выступить в роли судьи. Но нужно удержать себя и учеников от стремления судить своих предков, на чью долю выпали войны, революции, террор. Нравственная задача учителя при этом – «перенести» школьников в изучаемую эпоху, добиться ее глубокого понимания. Сопереживание и сострадание человеку прошлого - вот что необходимо на уроке.
После каждой большой темы отводится один урок на изучение истории родного края в данный период. Считаю, что этот урок особенно важен для нравственного воспитания детей, так как именно на нём школьники ощущают причастность наших земляков к развитию страны, узнают об их вкладе в процветание Отечества. Особенно приветствуется информация, которую дети почерпнули у односельчан, например, рассказ бабушек о том, как они жили в трудные годы гражданской и Великой Отечественной войны, трудились, какие невзгоды выпали на их долю, как был обустроен их быт.
Изучение исторических документов, их подробный анализ позволяет детям высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на нравственные ценности, которые выработало человечество за свою непростую историю.
Работа на уроках с текстами исторических документов позволяет ученикам самим оценивать те или иные исторические события. Восстанавливая контакт с сознанием людей прошлых эпох, ребята одновременно проходят своеобразную школу отзывчивости, милосердия, сострадания, любви.
Внеклассная работа по предмету обогащает духовный мир ребёнка. Участие в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах, учебно-исследовательских конференциях развивает навыки самостоятельной работы, участия в дискуссиях, работы в группах, выражения собственной позиции.
Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные познавательные проблемные задания, эпиграфы, которые даются в начале урока
Так, на уроке в 8 классе по теме «Восстание декабристов», чтобы правильно понять то, что произошло в декабрьский день 1825 года в Петербурге, нужно познакомиться с личностями героев, их социальным положением. Дети часто не могут понять, зачем дворянам, которые имели фактически все, погибать, идти на каторгу, лишиться всего ради благополучия народа. На уроке красной нитью проходит материал о судьбах декабристов, их духовном и человеческом облике. Ребята выступают с сообщениями о Трубецком, Волконском, Никите Муравьеве, Оболенском и др. Используются отрывки из поэмы Некрасова «Русские женщины», «Послание в Сибирь» Пушкина. Но особое внимание я уделяю подвигу жен декабристов, их удивительному мужеству.
Большую воспитательную нагрузку несут на себе также уроки по темам «Отечественная война 1812 года». Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского. Но рассказ будет неполный, если его не связать с героями Великой Отечественной войны, которые почти через 130 лет - осенью грозного 1941 г. стояли насмерть на позициях у гранитных памятников Шевардинского редута, Багратионовых флешей и батареи Раевского.
На уроке истории России в 6 классе по теме «Восточные славяне» раскрывается вопрос о развитии земледелия. Я опираюсь на знания детей о героях русских былин из курса литературы. Для формирования нравственного понятия «трудолюбие» предлагаю текст:
« В былине об Илье Муромце сказано, что его первым подвигом был не военный, а хлебопашеский. Когда пошел Илья ко родителю на работу, на ту, на крестьянскую:
Он дубы – колоды все повырубил,
Во глубоку реку все повыгрузил.
Расчистил поле для посева хлебов».
Ставлю вопросы:
1.Почему в былине на первое место поставлен не военный подвиг, а хлебопашеский?
2. Почему работа богатыря приравнена к подвигу?
3. Какими качествами надо обладать, чтобы ее выполнить?
4. Сделайте вывод об отношении народа к земледельческому труду.
Учащиеся, отвечая на поставленные вопросы, используют полученные ранее знания о подсечном земледелии. Они говорят о том, в чем состоит земледельческий труд, подчеркивают, что для выполнения этой работы нужны сноровка, сила, опыт, настойчивость, воля, трудолюбие. Современного школьника нелегко бывает убедить в необходимости любить труд. И здесь на помощь приходит парадокс. Одна народная мудрость: «Труд кормит и одевает» легко опровергается другой: «От трудов праведных не наживешь палат каменных». Вопрос о том, почему же надо любить труд? Ответ на него можно дать, совместно с детьми поразмышляв над сказкой К.Д. Ушинского «Два плуга»: «Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел, покрылся ржавчиной. "Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?" - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца. "От труда, мой милый, - ответил тот, - а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая"».
Курс обществознания позволяет учащимся успешно ориентироваться в социальной реальности, приобретать опыт освоения социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника), направлен на формирование уважения к закону, правам других людей и ответственности перед обществом. Так воспитывается не просто гражданин, а настоящий патриот своей Родины. Формирование у детей гражданско-патриотических ценностей осуществляется в следующих формах: исследовательские работы, правовые конкурсы знаний по Конвенции о правах ребенка, Всеобщей декларации прав человека, Конституции РФ, Символам государства и т.д.; презентации и дискуссии по актуальным проблемам действительности; правовые конференции и ролевые игры « Выборы», «Час суда», беседы и эссе по темам: «Что я могу сделать для своей страны», «Я и моё село», «Наши ветераны», «Моя родословная» и многое другое. Так строиться процесс воспитания гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Особое место в курсе обществознания занимает тема «Нации и межнациональные отношения». Изучение этой темы имеет не только значительное образовательное, но и большое воспитательное значение.
Воспитание нравственности происходит разными путями. Один из таких путей – воспитание самой личностью учителя. В.О. Ключевский говорил, что надо любить то, что преподаёшь, и того, кому преподаёшь.
Дети не только наше будущее, они наше настоящее. Учительство - особый дар, призвание. Подлинный учитель укажет ребенку шкалу подлинных ценностей, научит распознавать добро, зло, научит творить собственную душу.
В жизни по-разному можно жить.
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать,
И подарить его людям.
С. Островой
15