Выступление на педагогическом совете школы по теме: Духовно нравственное воспитание младших школьников





Выступление на
педсовете школы:
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников»




Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №8»
Г.Нижнекамска РТ
Агеева Елена Николаевна

Духовно-нравственное воспитание
младших школьников.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что  дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребенка. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребенка преобладали духовно- нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность.
Я в своём небольшом выступлении остановлюсь на основных направлениях духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
С 2011 года начальная школа работает по новым федеральным образовательным стандартам, которые предусматривают не только обновление учебного процесса, но и новые направления в воспитательном процессе. Основополагающим направлением в воспитательной работе является духовно-нравственное развитие личности ребенка.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
 Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу, через приобщение их к нравственным ценностям; пробуждение и развитие нравственных чувств; становление нравственной воли; побуждение к нравственному поведению.
Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться ещё в младшем школьном возрасте.
Наша задача, как педагогов - нейтрализовать негативное влияние, помочь любящим родителям в воспитании детей, указать пути и условия формирования нравственности ребёнка. Задача школы - создать благоприятные условия для формирования и развития духовно-нравственной культуры младших школьников.
Остановлюсь немного на некоторых моментах своей работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Моя работа, как и работа многих моих коллег по формированию духовно - нравственной культуры младших школьников ,включает:
сочетание учебной и внеклассной работы;
развитие творческой деятельности учащихся;
установление взаимодействия с родителями учащихся;

Моя работа по формированию духовно - нравственной культуры младших школьников направлена на:
формирование устойчивого интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры;
на воспитание патриотизма и гражданственности;
на эстетическое развитие детей;
на трудовое воспитание.

Внеклассная работа является логическим продолжением начатой на уроке работы. Я организую разнообразные формы внеурочной деятельности.
Этические беседы, экскурсии в музеи, тематические праздники.
Каждый вид занятия имеет свою задачу в деле формирования духовно - нравственной культуры младших школьников.
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы: «Мой любимый Нижнекамск», « Е.М.Королёв –первостроитель моего города», праздники посвященные «Дню Победы», «Дню защитника Отечества», «Дню матери»; конкурсы чтецов на темы: «Универсиада 2013» , «Сохраним нашу любимую природу»,посвящённая году экологии, позволяют воспитывать у ребят уважение к Родине, стремление быть похожими на выдающихся людей, а так же, желание делать добрые полезные дела.
Чтобы ребёнок становился духовно богатым, особое внимание обращаю на художественно - эстетическое воспитание. Художественная деятельность, декоративно - прикладное искусство формируют эстетический вкус. Если ребёнка окружают вещи, отличающиеся красотой, простотой, то в его жизнь подсознательно входят критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности.
Коллективно-творческие мероприятия, способствует формированию у детей чувства коллективизма, взаимопомощи, доброжелательных, дружеских отношений между мальчиками и девочками.
А конкурсы «Рыцарский турнир», «А ну-ка, девочки», викторины, совместные игры - это творческие дела, где ребята воплощают свои этические знания, учатся адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач.
Научиться уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими; развивать умения понимать чувства других людей и сопереживать им – всему этому способствует литературно - поэтическое творчество.
Базой для становления духовно - нравственной личности является семья. Нужно привлекать внимание родителей к внутреннему миру собственных детей. Для этого надо найти интересное и необходимое дело, объединяющее детей и взрослых общей заботой. Родители моего класса с удовольствием помогают своим детям готовиться к творческим выставкам: «Дары осени», «Твори! Выдумывай! Пробуй!» на которых ребята демонстрируют выполненные совместно с родителями поделки из природного материала, придумывают добрые названия своей поделке, сочиняют сказки о своей поделке. Семья из класса приняла участие в спортивных соревнованиях
« Папа, мама, я - спортивная семья»,что способствовало не только формированию здорового образа жизни семьи, но и формированию нравственной сплоченности семьи.
Ежегодно, папа ученика , из поискового отряда «Поиск» приходит на классный час, рассказывает детям о находках со времён войны.
Дети с интересом слушают его рассказы, которые способствуют воспитанию уважения к истории Отечества, верности Родине, физическому и нравственному развитию детей.
Конкурсы «Открытка маме», «Сердечко для мамы» посвящённые празднику «8 Марта», «Дню матери» позволяют проявить заботу и чуткое отношение к маме.
Необходимо так же включать учащихся в посильный общественно полезный труд. Дети приводят в порядок класс, подметают пол, ухаживают за цветами, дежурят. Труд воспитывает не только гуманное качество (доброту, отзывчивость, любовь, бережное отношение к окружающему миру), но и волевые (самостоятельность, организованность, ответственность). В трудовую деятельность необходимо вносить нравственные мотивы: проявлять внимание, сочувствие, заботу, связывать эти мотивы с целью деятельности.
В прошлом учебном году в учебный план был введён новый курс «Основы религиозных культур и светской этики». Введение этого курса вызывало множество опасений со стороны родителей . Они не понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. После проведения родительского собрания, на которой мы постарались раскрыть цели и задачи курса, содержание модулей, родители поддержали введение нового учебного курса. Был выбран модуль «Основы светской этики». Основными понятиями, с которыми знакомятся дети из урока в урок, являются: Отечество, мораль, нравственность, добро, добродетель, справедливость, ответственность, семья, жизнь, честь, достоинство.
Также , в рамках курса рассматриваются семейные ценности, которые закладывают основу для формирования нравственных идеалов, принятых в обществе, чувство гордости за свою Родину, свой народ.
Таким образом: уроки ОРКСЭ способствуют духовно - нравственному воспитанию младших школьников, закладывают нравственные качества человека будущего общества, основанные на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.
В конце учебного года, при подведении итогов работы за год, чтобы узнать , было ли интересно жить ребятам в школе, провожу с детьми беседу.
На вопрос : Какие наши общие дела показались вам интересными и больше всего запомнились?, ребята перечисляют мероприятия, проведенные за год.
На вопрос “Чему научили тебя наши дела?” дети пишут, что они научились любить Родину, свой город, научились охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде.
В течение 4-х лет я наблюдаю, как ребята ведут себя во время общих дел, каких-либо мероприятий в школе, на переменах и после уроков. Наблюдения показывают, что у ребят к концу 4-го класса складываются товарищеские отношения, они умеют договариваться, бывает, ссорятся, спорят по деловым вопросам, но всегда находят пути к примирению. Общее поручение выполняют дружно, активно помогают друг другу, прислушиваются к командиру класса.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315