Гражданско-патриотическое и нравственное воспитание дошкольников и школьников в условиях реализации ФГОС
Гражданско-патриотическое и нравственное воспитание
дошкольников и школьников в условиях реализации ФГОС
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного образования, ведь детство и юность- самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. В настоящее время образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В основу ФГОС положены новые идеологические установки. Эти изменения требуют нового подхода в формировании гражданско-патриотического и нравственного сознания подрастающего поколения. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, горячо любящие свою Родину, свой родной край, людей, живущих рядом, способные защищать Отчизну от посягательств чуждых сил на ее свободу. Очевидной является истина: сегодня возрастает роль воспитательной работы, направленная на патриотическое воспитание как дошкольников, так и школьников.
Работая ранее в дошкольном образовательном учреждении я обратила внимание на то, что необходимо активизировать процесс воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Поэтому я поставила перед собой цель: формирование чувства патриотизма у дошкольников, нравственной и социальной активности.
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников:
формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
формирование духовно-нравственных отношений;
формирование любви к культурному наследию своего народа;
воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
В своей работе использовала следующие технологии:
• игровые,
• информационные,
• коммуникативные,
• проблемные,
• развивающего обучения,
• консультативные,
• визуальные,
• проектные,
• информационно - коммуникативные технологии
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию началась со знакомства гимна, герба, флага РФ.
Затем был осуществлен проект «Ветеран, живущий рядом». Цель проекта: расширение знаний дошкольников о В.О.В 1941-1945 годов. Предварительная работа включала в себя знакомство дошкольников с историей В.О.В. Мы посетили музей в детско-юношеском клубе «Поиск» в Южном округе. Ребята узнали много интересного о военных событиях того времени, наших земляках-ветеранах, познакомились с документальным материалом, фронтовыми письмами. Затем посетили тематическую выставку в городской библиотеке «И помнит мир спасенный». Ребята читали стихи о войне, исполнили песни. А также познакомились с имеющейся литературой по теме «Великая Отечественная война». Состоялась встреча с представителем Краевой Патриотической организации, где ребята познакомились с оружием времен ВОВ. Далее состоялась встреча с ветераном войны. Из первых уст дошкольники узнали о военных событиях того времени. Ребята подготовили небольшой концерт, вручили подарки, выполненные своими руками. Проникшись уважением и гордостью, поблагодарили за Победу.
Любовь к родной земле прививается с детства. Проект «Весенний калейдоскоп» относится к группе долгосрочных проектов. Первый этап-подготовка земельного участка и сбор семян для посадки. Ребята сами сажали лук, укроп, редиску, петрушку. А также высаживали цветочную рассаду, которую вырастили сами, на клумбу. Любовь к родной природе, формирование экологического мышления - еще одна из важных ступеней к основам нравственности.
Интересное мероприятие в рамках проектной деятельности состоялось в Краеведческом музее им. Гродекова. Дошкольники приняли активное участие в викторине «История города Хабаровска» и стали лауреатами.
В мае 2015 года принимали участие в проекте «70-летие Победы в ВОВ», приготовили концерт для родителей и ветеранов ВОВ, возложили цветы к Вечному огню и дали интервью для передачи телеканала РЕН-СЭТ ТВ.
Работа по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию продолжается и в школьном образовании. Внедрение ФГОС предполагает широкие возможности по проектной деятельности, обеспечивая индивидуальные потребности обучающихся. Разработанная мною программа включает в себя следующие взаимосвязанные направления: военно-патриотическое, духовно- нравственное, краеведческое, художественно-эстетическое. ФГОС акцентирует внимание на необходимости использования современных образовательных технологий, которые могут обеспечить развитие школьников. Также рекомендует организацию индивидуальных и групповых форм работы. При этом я использую игровые технологии, где цель проекта превращается в игровую задачу. Ввожу при этом элемент соревнования.
Применяю также музейную педагогику. Знакомство с обычаями, традициями, культурой русского народа проходит наиболее эффективно при посещении музея или выставки. Ребята пополнили свои знания по мини-проекту «Русь деревянная». Наибольший интерес вызвали предметы старинного быта. В основе нравственности духовное начало является первоосновой. Нравственность начинается с семьи. Знание своей родословной, уважительное отношение к старшим формирует дальнейшие нравственные принципы и ориентиры. Проект «Вот рук чудесное уменье» носил творческий характер. Ребята готовили подарки мамам, бабушкам, близким родственникам своими руками. Моя профессиональная деятельность направлена в первую очередь на привитие интереса, развитие нестандартного мышления, активизации познавательной деятельности дошкольников и школьников.
Информационно - коммуникативные технологии считаю приоритетными, они активизируют мышление, способствуют продуктивной умственной деятельности, помогают выработать умения решения проблемы по созданию нового продукта, тем самым создавая условия для формирования ключевых компетентностей учащихся. В проектной деятельности ИКТ являются незаменимыми помощниками учителю и детям. Например, при защите проекта «Мой дом - моя семья» электронные презентации использовались в качестве наглядности. Многие учащиеся 3-4 классов готовили их самостоятельно. Также широко используется работа с Интернет-ресурсами.
Также использую в своей работе здоровье сберегающие технологии. Заботясь о сохранении здоровья детей, стараюсь создавать комфортную обстановку в помещении в соответствии с гигиеническими требованиями. Серьезное внимание уделяю смене видов деятельности, учитывая индивидуально-психологические способности данного возраста. Часто провожу веселые физкультминутки с применением ИКТ. Здоровье сбережению способствуют упражнения в форме творческих, комплексных и игровых заданий, которые снимают эмоциональное напряжение. Атмосфера эмоциональной открытости с учениками способствует сохранению их психического здоровья. По возможности стараюсь проводить проектную деятельность на свежем воздухе. Примером тому служат проекты «Моя малая Родина» (экскурсии в природу).
Практическая значимость. За годы моей работы создана медиатека по патриотическому воспитанию, разработаны и внедрены социальные проекты, разработаны классные часы, внеклассные мероприятия. Составлена викторина по гражданско-патриотическому воспитанию к 70-летию Победы, апробация которой предусматривает вовлечение различных образовательных учреждений. Школьники принимают активное участие в конкурсах и викторинах различного уровня по патриотическому и нравственному воспитанию. В настоящее время собираем материал о ветеранах В.О.В. в рамках международной акции «Эстафета памяти».
Моя же заветная мечта, как педагога - создание структурного подразделения «Гражданин» в нашей школе для разновозрастных групп учащихся.
Таким образом, внедрение современных образовательных технологий в проектную деятельность дает положительные результаты в различных аспектах воспитания. Анализ проведенного мониторинга констатирует следующие факты. Повысился уровень активности школьников, стали меняться нравственные идеалы. Возросла заинтересованность учащихся в направлении гражданственности и патриотизма.