Выступление Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках краеведения и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ОПЫТУ РАБОТЫ
(Санкт-Петербург - 2014)

1 слайд – титульный
Михеева Ирина Владимировна, учитель краеведения и обществознания.
Тема моего опыта: Гражданско – патриотическое воспитание учащихся через уроки краеведения и внеурочную деятельность.

2 слайд – фото школы
Данная деятельность осуществляется на базе средней школы п. Безбожник Мурашинского района Кировской области, где я работаю 25 лет.

3 слайд – Т.Г. Шевченко
Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова Тараса Григорьевича Шевченко: «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки».

4 слайд - К.Д.Ушинский

150 лет тому назад Константин Дмитриевич Ушинский писал, что «поля родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека», что они помогают возгореться «искрам любви к отечеству».

5 слайд- Д.С. Лихачев

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость и если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.
Согласитесь, коллеги, что в условиях кризиса духовных ценностей, морали, культуры, формирование гражданско-патриотических качеств личности стало очень важным и актуальным.

6 слайд – Концепция ДНВ

В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников устанавливается социальный заказ. Он заключается в необходимости формирования национальной идентичности. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности: гражданственность, патриотизм, традиционные российские религии.



7 слайд – ФГОС

На этом делает акцент и Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения (2010 года). Напомню, что среди основных личностных характеристик выпускника названа следующая: любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции.
Поэтому я считаю, такой региональный компонент, как «Краеведение», необходим в школе, т.к. он способствуют гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.

8 слайд – теоретическая база опыта

В своей педагогической практике руководствуюсь теорией доктора педагогических наук Анатолия Николаевича Вырщикова и кандидата педагогических наук Михаила Борисовича Кусмарцева об идеологии патриотизма, как системе ведущих идей, (актуализирующих представления о человеке, об окружающем мире и о себе самом в этом мире в масштабе коллектива, общества, государства), а также федеральными и региональными документами.

9 слайд – новизна опыта
Данные документы определяют основные направления модернизации современного российского образования, которые предусматривают инновации:
В содержании образования.
В организации образовательного процесса.
В технологиях обучения и воспитания.
О чем я буду рассказывать далее.

слайд – ведущая педагогическая идея
Идея патриотически ориентированного подхода.


11 слайд- технология опыта
Уважаемые коллеги! Технология любого опыта подразумевает ответы на три вопроса, размещенные на слайде.
Что делаю?
Как делаю?
Для чего делаю?




12 слайд – Что я делаю?
Что же я делаю в рамках гражданско-патриотического воспитания школьников?
Преподаю самостоятельный учебный курс «Краеведение» в 5 – 8 класса по своей авторской образовательной программе, которая прошла экспертизу в 2004 и 2013 годах в институте развития образования Кировской области.
Организую краеведческую работу во внеурочной деятельности.
Руковожу школьным музеем.
Более 10 лет являюсь руководителем филиала ОКШ.

13 слайд - учебный курс «Краеведение»
Данный курс представлен следующим образом:
5 класс – 4 модуля:
«Судьба семьи в истории страны». Для модуля мною разработана рабочая тетрадь.
«История школы».
«История поселка Безбожник».
Практикум в школьном музее («Организация и проведение экскурсии»).
6 класс – 3 модуля:
«География и природа Кировской области».
«Этнографическое краеведение».
Практикум в школьном музее («Организация и проведение краеведческого поиска»).
7 - 8 класс – 2 модуля:
«Историческое краеведение» (Вятский край с древнейших времен и до настоящего времени)
Практикум в школьном музее («Атрибуция экспонатов школьного музея»).
Реализация программы «Краеведение» способствует усвоению школьниками базовой системы ценностей.

14,15 слайды – краеведческий компонент во внеклассной работе
Краеведческий компонент во внеклассной работе представлен:
1 – 4 классы – музейные занятия цикла «Здравствуй, музей!».
5 – 8 классы – летний краеведческий лагерь.
7, 8, 10 – этнографические экспедиции.
5 – 11 классы - Исследовательская деятельность.
8 – 9 классы – обучение в областной краеведческой школе.
1 – 11 классы – образовательные поездки.
9 – 11 классы – участие в конкурсах, конференциях.
1 – 11 классы – этнографические недели и праздники.
Большинство внеурочных мероприятий проходят в интерактивной форме. Традиционными стали в школе этнографические недели «Как на Вятке свои порядки», «Как на масляной неделе мы блины на Вятке ели», этнографические праздники народного календаря.
Школьники сами готовят, проводят мероприятия и активно в них участвуют.
Каждый элемент краеведческого компонента во внеклассной работе способствует духовно-нравственному воспитанию школьников.


16, 17 слайд – школьный музей – центр гражданско-патриотического воспитания

В 1996 году на основе поисковой работы учащихся, родителей и учителей был создан школьный музей «История поселка Безбожник». Музей был паспортизирован в декабре 1999 года, в 2008 – звание «Лучший школьный музей Кировской области».
Музей стал центром гражданско-патриотического воспитания школьников. Здесь проходят уроки краеведения, интегрированные уроки (краеведение и -история, иностранный, ИЗО, литература, окружающий мир), уроки-экскурсии, встречи с интересными людьми.

Экспозиция музея представлена в трех залах:
Первый зал - «История поселка Безбожник»
Размещены выставки:
1. Мы - россияне
Сердца моего пристань
Война глазами земляков
История школы
От лесопункта до ОАО «Майсклес».
Второй зал – Кабинет краеведения
В результате реализации социального проекта «Русская изба» создан третий зал музея – этнографический.

18 слайд – музей сотрудничает с ближним социумом (музеи, библиотеки, архивы и специалисты Мурашинского района, Кирова и Кировской области) и дальним социумом (школа-интернат «Интеллектуал» город Москва, центр культурологического образования при Московском дворце детского творчества, Дворец детского творчества города Архангельска, общественная краеведческая организация «Северное Трехречье» город Котлас).

19 слайд – занятие в библиотеке имени Герцена
Обучаясь в областной краеведческой школе имеем возможность работать в областной библиотеке имени Герцена. Здесь проходят занятия со специалистами по библиографии. Ребята собирают дополнительный материал для уроков.

20 слайд – занятие в областном архиве
Нам доступны материалы областных архивов: ГАКО и ГАСПИ КО.

21 слайд – консультация специалиста – Л.Б. Безверхова
Работая над своими исследованиями, ребята имеют возможность получить консультацию любого специалист. На данном слайде – консультация по архитектуре храмов с кандидатом архитектуры.

22, 23 слайды – областная краеведческая школа, выпускники ОКШ
С 2002 года учащиеся обучаются в областной краеведческой школе. Свидетельства получили 14 человек, Дипломы 18. В апреле 2013 года 5 человек защитили дипломные исследования на «отлично». На первый курс поступают 11 человек – учащиеся 6 – 8 классов.
Это мои первые помощники на уроке и во внеурочное время. Они создают фильмы, презентации, наглядный материал для уроков краеведения.


24 слайд – как делаю?
Качественное образование и воспитание – это образование и воспитание, при котором создаются благоприятные условия для развития личности. Одним из средств повышения качества образования и воспитания является применение новых педагогических технологий на уроках и во внеурочное время: проблемного обучения, метод проектов. Наиболее активно использую в своей работе технологию развития критического мышления, т.к. данная технология лежит в основе метапредметного подхода и позволяет формировать универсальные учебные действия. Конкурсный урок и мастер-класс проведу по данной технологии.
Большое внимание уделяю работе с историческими документами. Приемы работы тоже покажу на уроке и на мастер-классе.
Ведущая деятельность на уроке и во внеурочное время –исследовательская деятельность. Учащиеся пишут краткосрочные исследовательские работы в рамках предмета и проводят долгосрочные исследования, связанные с изучением родного края.


25 слайд -
· Исследовательские работы учащихся (2002 - 2006)
Темы исследовательских работ первых лет вы видите на данном слайде. Все работы созданы на материалах своей семьи, своей малой родины.

26 слайд – исследовательская деятельность
Постепенно сформировались ведущие направления исследований, они представлены на слайде.


27, 28 слайд - Темы исследовательских работ (2007 – 2013):
Изменились и темы работ.
Я хочу вас познакомить с фрагментом одного исследования:
В ходе реконструкции (исследования) истории Троицкой церкви ученица 10 класса Екатерина Коробейникова установила 23 имени священнослужителя. Поводом для продолжения исследования стало письмо внучки священника Целебровского в районный архив, в котором она просит ответить, служил ли в церкви села Боровица священник Целебровский. В ходе работы установлены контакты с родственниками, которые проживают в разных уголках нашей страны и за рубежом. Родные выслали нам доверенность, и автор получил возможность изучить ранее недоступные документы в государственном архиве социально-политической истории Кировской области – материалы следственных дел репрессированных 30-х годов XX века. (Из клировых ведомостей, хранящихся в государственном архиве Кировской области, узнали сведения из жизни священника, которые были неизвестны родственникам).
Жизнь Алексея Алексеевича в 30-е годы XX века восстанавливаем по протоколам допросов.
Из материалов следственного дела 1930 года узнаем, что в августе этого года он был арестован и допрошен по обвинению в антисоветской деятельности. Алексей Алексеевич был приговорен к трем годам заключения в концлагеря, находящиеся на территории Коми.
Семь лет спустя Алексей Алексеевич арестован вновь. В выписке из протокола № 25 заседания Особой Тройки при УНКВД Кировской области от 9 декабря 1937 года читаем: «Целебровский А.А., обвиняется в том, что, он был руководителем контрреволюционной церковной группы. Постановили: Целебровского Алексея Алексеевича расстрелять, имущество конфисковать». Приговор был приведен в исполнение 11 декабря 1937 года.
В восьмидесятые годы XX века стали восстанавливать справедливость. Алексей Алексеевич был реабилитирован в 1989 году.
В семейной генеалогической таблице не было сведений о самой старшей дочери Алексея Алексеевича, Августе, знали только, что она могла жить в поселке Юрья Кировской области. Из клировых ведомостей выяснили, что она учительствовала. Обратились за помощью к краеведам из Юрьи, побывали там и нашли сына Августы Алексеевны Юрия Петровича Маракулина, инвалида детства. Изучив документ «Паспорт Юрьевской школы № 40 Верховинского района», установили, что Августа Алексеевна окончила Халтуринское педучилище, работала учителем начальных классов и учителем математики. За свой труд награждена Орденом Ленина.
Можем предположить, что данное исследование будет способствовать воссоединению огромного рода Целебровских.
Полная версия этого исследования и других размещены на моем личном сайте.


29 слайд – социальные проекты и акции
Оптимальный результат достигается тогда, когда гражданственность, патриотизм проявляются в социальной практике общества через конкретные действия его представителей.
В течение последних лет на базе музея реализованы проекты и акции:
«Школьная газета».
«Школьная Книга Памяти».
«И нет безымянных солдат»
« Память»
Марафон «По праву памяти» (60 и 65-летний юбилей Победы ВОВ)
«Зеленый мир» (долгосрочный).
30 слайд – этнографическая экспедиция
Совместно с заведующей районного краеведческого музея осуществили проект «Этнографическая экспедиция» по забытым населенным пунктам Паламохинского сельского округа Мурашинского района, в ходе которой были собраны экспонаты и мемораты для нашего музея.

31 слайд – образовательные поездки
Мы с ребятами много ездим, все поездки носят образовательный характер.
Несколько примеров:
Поездка в Котельнич: посетили музей крестьянского быта, палеонтологический музей, Нургушский заповедник. Полученные знания ребята использовали в модулях: «География и природа Кировской области», «Этнографическое краеведение».
Путешествуя по старой Вятке, посетили Серафимовскую церковь и Трифонов Монастырь. Это мы изучаем в модуле «Историческое краеведение».
В ходе поездки в Кижи работали над проектом «Особенности безгвоздевых конструкций Заонежья и Вятки». Фото и видео материалы легли в основу виртуальной экскурсии для урока по этнографическому краеведению.
Находясь на Соловках, установили связь Соловков и Вятской земли: брат промышленника Тихона Булычева окончил свой земной путь в стенах обители, будучи простым монахом.

32 слайды – районные краеведческие чтения +(слайд - карта)
Мои ученики и я являемся одними из организаторов районных краеведческих чтений «Моя православная родина». В 2012 году состоялись юбилейные чтения, на которых мы подвели итоги исследовательской работы за 5 лет.

33 слайд – карта
И сейчас мы имеем возможность нанести на карту района условные обозначения храмов и часовен, которые были раньше. В настоящее время сохранилась только одна часовня.
Планируем нанести на карту района условные обозначения церковно- приходских, земских, единых трудовых школ – что тоже является результатом многолетней исследовательской работы.

34 слайд – для чего делаю?
Я часто задаю себе вопрос: «Для чего я это делаю?» И сама себе отвечаю: «Прежде всего для того, чтобы через уроки краеведения, музейные занятия, исследовательскую деятельность заложить в учениках любовь к малой родине». Прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села, города.
Я думаю, вы со мной согласитесь, что все выше сказанное способствует созданию в школе условий для гражданско-патриотического воспитания учащихся и их успешной дальнейшей социализации.

35 слайд - результативность
Опыт работы позволяет мне сделать вывод о положительной динамике обучения, воспитания и развития учащихся.
Предметные.
Личностные.
Метапредметные результаты.
Все результаты взаимосвязаны. Считаю, что работа по гражданско-патриотическому воспитанию направлена не столько на приобретение объема знаний, сколько на духовно-нравственное развитие личности.

36 слайды – результативность
Об эффективности моей работы говорят предметные результаты.
Уровень обученности составляет 100%.
Удельный вес обучающихся - 88%
/Вы видите на слайде./

37 слайд - участие в конкурсах и конференциях (таблица), потом ученики – исследователи (38 - 44 слайд)
Реализация современного подхода к преподаванию краеведения способствует не только гражданско-патриотическому воспитанию, но и раскрытию творческого потенциала личности.
Обратите внимание на таблицу: Мои ученики принимают активное участие в исследовательских конкурсах, конференциях и занимают призовые места на разных уровнях.
Кроме того можно говорить о метапредметных результатах. Практика позволяет сделать вывод, что мои ученики умеют работать с различными источниками информации, умеют анализировать, обобщать, систематизировать, умеют планировать свою деятельность, делать выводы, презентовать свою работу.
Двое исследователей - лауреаты стипендии главы Мурашинского района. Четверо -



45 слайды – публикации
На слайде представлено количество публикаций моих и моих учеников на разных уровнях (Можно ознакомиться).
Работы учащихся – исследователей приняты на хранение в ГАКО и областной музей истории народного образования.
Все исследования войдут в книгу Л.С. Сусловой по истории Мурашинского района на правах соавторов.
46 - 50 слайды - уровни обобщения опыта (+выступления)
О востребованности моего опыта говорит тот факт, что меня и моих учеников – исследователей приглашают принимать участие в конференциях, семинарах разного уровня.


51слайд – мои награды
Имею награды за свой труд.
Наиболее значимыми наградами считаю:
- Почетное звание (2011)
- Грамоту «За введение в научный оборот
новых исторических фактов
и документов регионального аспекта учебными
краеведческими исследованиями выпускников ОКШ»(2011)
- Являюсь Победителем Всероссийского конкурса «Лучшие
учителя РФ» (2008).
В перспективе:
..

Итак, мы начали с вами с того, что гражданско-патриотическое воспитание очень важно и актуально, это требование времени.
Мы рассмотрели, как можно реализовать данное направление воспитания через уроки краеведения и внеурочную деятельность, вы увидели и можете сделать вывод, что опыт может быть использован в любой школе при наличии педагога – энтузиаста, который бы занимался данным направлением, поддержки учащихся, родителей и администрации.

Благодарю за внимание!!!!!
Заголовок 115