Выступление на тему: Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочное время.
Патриотическое воспитание младших школьников внеурочное время.
Аббязова Алевтина Львовна, учитель начальных классов.
Детство – каждодневное открытие мира
и поэтому надо сделать так,
чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества,
их красоты и величия.
В.А.Сухомлинский.
В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – это синтез духовно- нравственных, гражданских мировозренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры.
В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращено к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики.
Сегодня на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления и 2012 год объявлен годом истории и данная проблема становится особенно актуальной. Мы живём в благодатном Татарстане, в Дрожжановском районе, имеющий свою самобытную историю, великих людей, прославивших малую родину. Воспитание на местном материале даёт положительный результат по патриотическому воспитанию.
Как показывает опыт моей работы, уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и патриота своей страны без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять ее богатства и красоту, гордиться ее героическим прошлым, любить свой народ. Они должны знать историю своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи, гордиться своими предками. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения. А ведь практика работы сельских школ показывает, что вопрос организации внеурочной деятельности более строго стоит именно перед сельскими школами, так как большую часть мероприятий им приходиться брать на себя из-за отсутствия детских досуговых учреждений, то есть школа по сути является единственным культурным центром села.
Целью нашей работы является вовлечение учащихся, родителей в активную деятельность по патриотическому воспитанию младших школьников с целью формирования у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции.
Задачи:
- обеспечить учащихся историческими знаниями( с учетом их возрастных особенностей);
- приобщить к духовным и нравственным ценностям, традициям старшего поколения через урочную и внеурочную работу;
- формирование готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей;
- воспитание чувства гордости к малой родине.
Направления работы.
- Я –гражданин России.
- Мая малая родина.
- Моя родословная.
-Мы и спорт.
Основными формами и видами деятельности патриотического воспитания в организации работы с детьми являются классные часы, праздники и утренники, участие в конкурсах, фестивалеях, праздников, экскурсии в музеи, встречи с ветеранами всех войн, презентации, встречи и беседы с учителями и выпускниками своей школы, игры, соревнования, литературно-музыкальные композиции, посвящённые великим датам, тимуровская работа, благотворительные акции.
Эффективным средством в системе патриотического воспитания является игровая деятельность, которая в последнее время активно используется во время проведения спортивного праздника «Зарница», «А ну-ка, мальчики!» Военно-спортивная игра- это ролевая игра с элементами «военизации».Игра –выход в большую жизнь, осуществленные мечты, исполнение желаний.
Одной из приоритетных форм работы по патриотическому воспитанию являются благотворительные акции:
- «Добрые дела» (тимуровская работа).
- поздравительные открытки отцам, дедушкам с праздниками 23 февраля, 9 мая.
Одним из приоритетных направлений по патриотическому воспитанию является посещение музеев. Хранилищем национальных традиций, обычаев, истории татарского и чувашского народа является районный музей. Материалы музея поистине уникальны. Ребята, сталкиваясь с истоками самобытности музея внутренне распрямляются, наполняются гордостью, узнавая богатейшую историю и культурные традиции родного края.
В музее проводятся экскурсии по следующим темам:
- История нашего района;
-«Бабушкин сундучок»;
- «Уголок татарской избы»;
Экскурсии по родной деревне позволяют:
- глубже познакомить воспитанников со своей « малой Родиной» улицами, жилыми домами и общественными зданиями местами села, их назначением; - расширять знания детей о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей села, района.
- стимулировать у детей интерес и любовь к своей деревне, заботу о его красоте, чистоте;
В результате проведённой работы развиваются следующие качества личности: активность, организация, общительность, самостоятельность, инициативность, сообразительность.
Примерная тематика внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников.
4 класс
1. Здравствуй.школа! День знаний.(Универсиада 2013г.)
2.Классный час «Республика моя – Татарстан!»
2012 год- год истории. Историческо- культурные места в Казани.
3.Устный журнал «Символика России и Татарстана».
4. Выставка рисунков « Мир глазами детей»
5.Классный час «Милосердие – зеркало души»
6. День пожилых людей -добрые дела.
7.День матери – Концерт.
8.Классный час « Я- гражданин России» беседа.
9.Фестиваль народной песни.
10. Презентация : «Права и обязанности ученика».
11. Выставка поделок.
12.Этическая беседа «Добрые слова».
13.Игра «Зарница»
14. Круглый стол. Встреча с ветеранами разных войн.
15. соревнование «А ну- ка, мальчики!»
16.Викторина «Нам космос покоряется!».
17Классный час « Все профессии нужны и важны».
18.Беседа «Древо моей семьи».
19.Праздник «Папа,мама я- спортивная семья».
20. Встреча с удивительными людьми.
21. Участие в акции «Чистота».
22. Праздник «День Победы».
23.Конкурс рисунков «Пусть всегда будет солнце».
24. Экскурсии по родной деревне, в районный музей.
Всё, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. Закончить хочу славами К.Д. Ушинского: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и это любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
15