Доклад Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся во внеурочное время .

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА – ИНТЕРНАТ №95















Доклад Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеурочное время
.











Выступление подготовил

воспитатель Смирнова Н.А.









2016 год
Патриотизм более, нежели другое проявление человеческого духа, находится в зависимости от  воспитания. М.Е.Салтыков-Щедрин.


Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся во внеурочное время Развитие общества, его благополучие и процветание, духовная и нравственная культура во многом зависят от цели и содержания воспитания. Одним из важнейших институтов, осуществляющих воспитательную работу и патриотическое воспитание в частности, во все времена была и остается школа. Меняются цели, содержание, методы воспитания патриотизма, но сам этот процесс всегда присутствовал в деятельности учебно-воспитательных учреждений различного типа, и это вполне закономерно, так как решением задач воспитания наряду с семьей, средствами массовой информации, общественными объединениями призвана заниматься и школа. Необходимо акцентировать внимание на процессе воспитания патриотизма в школе, то есть, в учреждения общего среднего образования. Именно в школе ребёнок проводит наибольшее количество времени, и целостная, последовательная воспитательная работа в ней призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальных функций обучающейся молодежи, что является важнейшим фактором устойчивого развития общества и успешного решения задач, стоящих перед государством. Отсутствие же или недостаточная работа с детьми препятствует социализации молодых людей, формированию нравственно и политически грамотных граждан. В учреждениях общего среднего образования патриотическое воспитание является одним из направлений духовно-нравственного формирования гражданских качеств личности, установок-идей служения Отечеству, его защиты.
В процессе воспитания очень важен учет возрастных особенностей. У обучающихся младшего школьного возраста педагоги формируют представления о человеке, как о главной ценности общества, дают им начальные сведения о Конституции, правах человека и ребенка.
Важную роль играет и формирование понятия о своей малой родине (город, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение детей культуре общения. У обучающихся среднего младшего возраста складываются базовые представления о «большом» и «малом» социумах, своем месте в них. В дальнейшем для школьников особую роль играют практическая направленность в сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, участие ребят в разработке и практическом воплощении собственных социальных проектов, проведение благотворительных акций, поисковая работа.
Важным критерием эффективности гражданско-патриотического воспитания, как показывает опыт многолетней деятельности, является личностный рост каждого ребенка, подростка, молодого человека, позитивная система его отношения к миру. Показателями успешности воспитательной деятельности педагога является активность воспитанников, самодисциплина, достоинство и стремление к самосовершенствованию, развитое чувство собственного достоинства, наличие совокупности моральных качеств, осознание и объективная самооценка ребенком своего Я как гражданина, патриота, Человека. В концептуально-программных документах, определяющих развитие национальной системы образования, предполагается создание эффективной системы патриотического, гражданского, духовно-нравственного воспитания. Патриотическое воспитание в школе должно осуществляться как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности, поскольку этот процесс предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин и включение детей в разнообразные виды социально значимой деятельности, так как в школьные годы раскрывается содержание патриотизма как чувства любви к Родине, заботы об ее интересах, готовности к ее защите от врагов. Патриотизм как общечеловеческая ценность для каждого конкретного обучающегося может проявляться в чувстве гордости за достижения родной страны, горечи за ее неудачи и беды. Важно воспитать у школьников уважение к историческому прошлому своего народа, бережное отношение к народной памяти, национально-культурным традициям, тем людям, кто своим творчеством обогатил национальную и общечеловеческую культуру. Патриотическое воспитание в учреждениях образования должно носить систематический характер. В его процессе используются разнообразные средства и методы актуализации исторической памяти, объектов патриотической гордости. В комплекс задач патриотического воспитания включается формирование уважительного отношения к символам суверенности народа и государства – государственному флагу, гербу, гимну. Сегодня общество особенно волнует проблема воспитания молодежи в духе патриотизм, и наличие данной проблемы привело к интенсивному поиску пути ее решения.
Свидетельство тому, является то, что государство уделяет серьезное внимание формированию патриотизма у школьников; что нашло отражение в ряде норм и законодательных систем.
Ученический актив, при участии администрации школы, определяет содержание работы, которая включает в себя следующие компоненты:
- культурно-патриотический;
- гражданско-патриотический;
- героико-патриотический;
- спортивно-патриотический;
- военно-патриотический.
Воспитатель разрабатывает план патриотического воспитания, как правило, на учебный год.
Культурно-патриотическое воспитание
Центром культурно-патриотического воспитания может стать этнографический музей, клуб по интересам. Здесь происходит приобщение учащихся к духовным и культурным ценностям, национальным традициям, прививается любовь и интерес к языку и культуре страны, региона, города.
Это могут быть:
- экскурсии по родному краю;
- посещение спектаклей, выставок, музеев;
- выпуск стенгазеты;
- кружки художественного, декоративно-прикладного творчества;
- ученический театр;
- конкурсы художественной самодеятельности;
- встречи с деятелями искусства и культуры, местными поэтами, художниками;
- тематические воспитательные часы, вечера.
Нельзя ограничиваться только культурой и искусством России, необходимо показать ее место среди мировой культуры.
Привитие интереса к родному языку и культуре осуществляется при помощи:
- выпуска стенных газет, посвященных родному краю;
- экскурсий по интересным местам области, связанным с именами деятелей литературы и искусства;
- экскурсий в музеи;
- создания и расширения базы школьных этнографических музеев;
- посещения выставок и выставочных павильонов;
- туристических поездок по историческим местам;
- написания сочинений;
- кружков художественного и декоративно-прикладного творчества;
- конкурсов чтецов, художественной самодеятельности; театральных студий, кружков.
Гражданско-патриотическое воспитание предполагает:
- изучение основных положений Конституции на фоне исторического развития промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры;
- знакомство с вопросами государственной и общественной жизни страны.
Гражданско-патриотическое воспитание молодежи формирует не просто законопослушного гражданина, человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к государственной символике, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание, способствует единению всех граждан республики.
Внеурочная и внеклассная работа.
Информационные часы: учащиеся убеждаются в необходимости для России мира и международного сотрудничества.
Могут проводиться месячники правовых знаний:
- изучение конституции РФ;
- цикл лекций развивающих политическое самосознание учащихся;
- работа кинолектория «Ребёнок и закон», «Подросток и закон»;
- встречи с работниками правоохранительных органов;
- работа кружка правовых знаний («Правовед», «Закон и ты» и т. п.);
- конкурс творческих работ;
- беседы «Умеешь ли ты общаться?», «Учись быть современным и нравственным», «Я и мои современники» и др.;
- диспуты;
Героико-патриотическое воспитание – это воспитание любви к своей Родине, уважение ее Вооруженных Сил, защитников Отечества на основе героического прошлого своего народа. Центром работы по героико- патриотическому воспитанию может быть музей боевой (трудовой) славы (здесь должны работать лекторские, поисковые группы). В работе музея можно использовать разнообразные формы:
- организация походов и экскурсий с целью пополнения фонда музея;
- проведение тематических выставок;
- подготовка и проведение конференций;
- чествование победителей конкурсов;
- уроки истории;
- встречи с ветеранами войны и труда, выпускниками, бывшими учителями школы. Работа в данном направлении может включать в себя следующее:
1. Работа отряда, оказывающего помощь ветеранам войны и труда.
2. Работа поискового отряда (здесь не обязательно искать заброшенные захоронения; поиск исторических сведений о родном крае, составление истории родного города, родной деревни, написание сочинений, рефератов, составление фотодокументов, летописей и т. п. – формы поисковой работы).
3. Проведение встреч с ветеранами и их родственниками, уроков мужества.
4. Проведение тематических вечеров, выставок, конкурсов стихов, песен; туристских походов, мото- и велопоходов по местам боевой славы.
5. Работа по содержанию в надлежащем виде мест захоронения («Помоги памятникам»). 6. Различные викторины, олимпиады, конкурсы, научные конференции – то, что можно использовать на уроках и в предметных неделях.
7. Целесообразно проведение литературно-музыкальных композиций, посвященных Дням воинской славы, героям локальных войн Военно-патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, формирование морально-психологической и физической готовности к выполнению Конституционного долга по защите Отечества. Преподаватели допризывной подготовки тесно сотрудничают с преподавателями общественных дисциплин, музеями боевой славы, с обществами содействия армии.
Обучающиеся могут изучать статьи Конституции о защите Отечества и Закон О воинской обязанности, организуют походы по местам боевой славы, проводятся беседы, лекции по истории Вооруженных сил России, СССР, о подвигах русского народа.
Самые ощутимые результаты в решении задач героико-патриотического направления приносят встречи с ветеранами ВОВ. Одним из наиболее убедительных приемов воспитания гражданских чувств является ознакомление обучающихся с бесценными документами – письмами, дневниками, воспоминаниями участников тех или иных событий. Эти свидетельства передают сокровенные мысли людей, их чувства, переживания, надежды, они оказывают действенное влияние на современную молодежь. Поэтому при проведении воспитательного часа, например, круглого стола «Фронтовое письмо», можно использовать краеведческий материал – письма с фронта, из партизанских отрядов, написанные в годы Великой Отечественной войны.
Одно из самых серьезных отношений в школе к организации спортивных мероприятий.
Спортивно-патриотическое направление включает в себя: участие в городских, районных и областных соревнованиях, проведение школьных соревнований в течение года.
Особый статус в патриотическом воспитании школьников имеет месячник оборонно-массовой работы. В течение месяца учащиеся встречаются с ветеранами ВОВ, ветеранами локальных войн, посещают музеи, участвуют в различных конкурсах и соревнованиях, выставках, сочиняют стихи, пишут сочинения, рисуют картины. Традиционными в нашей школе являются такие военно-спортивные мероприятия, как конкурсы «А ну-ка, парни!» и «Вперед, мальчишки», Конкурс «Смотр строя и песни», военизированная эстафета, соревнования по лыжам и др.
Эффективность гражданско-патриотического воспитания достигается только при серьезной и тщательной всесторонней подготовке ко всем мероприятиям.
15