«Создание мультфильма, как метод инновационных технологий в диагностической, коррекционной и развивающей работе педагога-психолога с детьми и их семьями»


«Создание мультфильма, как метод инновационных технологий в диагностической, коррекционной и развивающей работе педагога-психолога с детьми и их семьями»
Автор: педагог-психолог МАДОУ №1 г. Ростова-на-Дону Кривко Елена Михайловна
Пояснительная записка
На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с новыми требованиями ФГОС. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.
Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику инновационная методическая работа с педагогическими кадрами.
Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям. Не секрет, что многие дети, и дошкольники в том числе, гораздо лучше многих взрослых ориентируются в современных компьютерных технологиях, и педагогу, для активизации образовательного процесса, повышения мотивации ребенка к учебно-познавательной деятельности, необходимо использовать в своей работе приёмы и методы инновационных технологий.
Одним из важных мотивов к познанию у ребенка является интерес. Интерес - это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. Интерес характеризуется познавательной активностью. Ребенок совместно с взрослыми ищет интересующую его информацию, посвящает свободное время предмету познавательного интереса. Предметом такой заинтересованности может стать создание мультипликационного фильма.
Темп современной жизни не позволяет полностью оградить детей от прогресса, особенно, если речь идет о просмотре мультфильмов по телевизору. Наши дети смотрят телевизор чуть ли не с пелёнок, начиная с рекламы и плавно переходя на мультфильмы. В силу высокой восприимчивости к зрительным образам, и в следствии отсутствия жизненного опыта, дети легко и прочно усваивают предлагаемую с экрана модель поведения. С сожалением приходится признать тот факт, что эти модели нередко оказывают разрушительное действие на ребенка. Поэтому возникает необходимость противопоставить обрушившемуся на детей потоку информации, сформировать у них «внутренний фильтр»: эстетический вкус, зрительную культуру, чувство прекрасного. Прежде чем требовать от ребенка сделать осознанный выбор в пользу настоящих произведений искусства, необходимо научить его понимать сюжет мультфильма, различать изобразительные средства, которыми он передается, воспринимать юмор и красоту созданных образов. (Кузнецова Н.И. Социальная сеть работников образования nsportal.ru)
Какое влияние оказывает телевизор на ребёнка и как свести к минимуму вредные последствия? Самый простой метод — это включать старые, добрые, проверенные временем и личным опытом, из собственного детства, мультики. Но есть и другой метод – дать возможность ребенку научиться самому создавать мультфильм (приложение 1). Создавая мультфильм совместно с ребенком, мы можем обогатить словарный запас детей. Развить познавательную активность, связанную речь, мышление, общую и мелкую моторику. В процессе создания мультфильма, воспитать интерес, внимание и последовательность мышления, развить творческий потенциал; сформировать умение наблюдать, фантазировать, сравнивать, переживать увиденное, отражать свои впечатления в творческих работах, совершенствовать навыки общения.
В работе с детьми создание мультфильма длительный процесс, который предполагает несколько встреч. На каждом занятии психолог или педагог применяет различные игровые, развивающие, коррекционные, терапевтические приемы и упражнения, в зависимости от поставленной цели.
Применять метод создания мультфильма можно как в работе психолога, так и в работе педагога ДОУ, неважно в какой области он применяется: образовательной, развивающей или познавательной. Создание мультфильма – это итоговые занятия, совместный продукт деятельности ребенка и педагога. Мультфильм может являться завершением индивидуальной или групповой работы над поставленной проблемой.
Из опыта работы, могу сказать, что создание мультфильмов расширяет у детей объем разнообразных умений и навыков, повышает уровень осведомленности и, как следствие, самооценку. Эмоциональное отношение к созданию фильмов требует значительного расхода психической энергии, что автоматически уменьшает степень гипердинамии в поведении детей.
Рождение мультфильма – это удивительный процесс, где маленький мультипликатор, до последней минуты вовлечен в творческую, поучающую, развивающую работу. Мультипликационный метод получил положительную реакцию со стороны педагогов и родителей, которые с большим рвением спешат применить его в воспитании своих чад. Наблюдая за детьми, мы видим положительную динамику в развитии коммуникативных компетенций детей, их нравственных качеств и интеллектуального развития, которая также проявилась в результатах диагностики.
Цель: показать возможность использования метода создания мультфильма в решении диагностических, развивающих, образовательных и коррекционных задач в работе педагога-психолога в соответствии с новыми требованиями ФГОС к дошкольному воспитанию.
Задачи:
Способствовать реализации целей и задач ФГОС в дошкольных образовательных организациях.
Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОО.
Стимулировать и активизировать экспериментально-научные исследования педагогов, нацеленные на разработку перспективных технологий обучения и воспитания детей.
Представить опыт работы по созданию мультфильма.
Ознакомить специалистов, работающих с детьми, методам и приемам работы по созданию мультфильма.
Показать возможность применения компьютерных технологий в работе педагога-психолога с детьми.
Методы и техники:
1.Арттерапия2.Психогимнастика
3.Беседа
4.Ролевая игра
5.Мимические и пантомимические этюды
6.Этюды и игры, на выражение отдельных качеств характера, эмоций.
7. Использование ИКТ
Занятие рассчитано на родителей, психологов и педагогов, работающих с детьми и подростками. Количество участников в группе 8-10 человек.
Для работы необходима возможность использования следующего оборудования и материала:
компьютер с программным обеспечением для создания мультфильма; цифровой фотоаппарат; проектор, экран, штатив для фиксирования фотоаппарата, стол, 2 ватмана, гуашь, кисти, стаканы с водой, скотч, природный материал, пластилин и др., все то, что необходимо для создания персонажей.
Ход работы:
1.Презентация: «Актуальность применения метода создания мультфильма своими руками в работе педагога-психолога».
Часть 1
1. Упражнение «Передай добро», в каждой подгруппе. Участники держась за руки, в течении 10 секунд, сохраняют улыбку, стараясь взглядом найти каждого члена группы и передать ему добро, любовь, хорошее настроение.
2.Сядьте удобно, расслабьтесь и приготовьтесь к приключениям. Сегодня мы с вами будим творить сказку в 3Д формате, создавать свой виртуальный мир. Вы знаете, что в каждой сказке есть свои герои, персонажи. Сегодня, они будут животными. Закройте на минутку глаза и представьте себе какое-нибудь животное. Придумайте ему имя, какими чертами характера оно обладает, какую социальную роль занимает в обществе, кто оно? Как выглядит?
3.Теперь приготовьтесь показать своего героя, сначала пантомимой, затем охарактеризовать его 3-мя предложениями.
4. Обсуждение в группе: с какими персонажами мы будем творить историю?
5. Коллективное составление рассказа. Определение проблемы.
Наши герои уже живут, но как—то сами по себе. Давайте добавим фантазии и придумаем небольшую историю, в которой они все встретились и что с ними приключилось.
6. Проигрывание истории по ролям.
7. Составление сценария по кадрам. На большом ватмане или доске – таблица. Группа определяет и записывает ход работы.
кадры герои Их действия диалог
1 часть
2 часть
3 часть
Часть 2
1.Участники делятся по 2 человека и приступают к работе над образами из предложенного материала.
2. Остальные участники создают декорации, фон для мультфильма, оформляют рабочее место мультипликаторов.
3. Определение действий каждого участника. Кто и за что отвечает во время процесса создания мультфильма. (оператор, сценарист-координатор, сценарист-покадровщик (записывает конкретные фразы и действия персонажей во время работы, что пригодится для озвучивания фильма) кукловоды и их помощники).
Часть 3
Непосредственная работа по созданию мультфильма. Съемка мультфильма осуществляется на камеру или фотоаппарат. Для этого нужным образом выставляются декорации и персонажи.
Часть 4
1.Работа над монтажом мультфильма с использованием компьютерной программы.
2. Распределение ролей по озвучиванию, репетиция.
3. Обсуждение проделанной работы.
Часть 5
1.Просмотр немого мультфильма.
2. Проба с озвучиванием героев. Каждого героя представляет актер, который находится рядом с экраном и своей мимикой и голосом старается передать настроение и чувства своего персонажа.
Часть 6
Рефлексия
Приложение 1
Инструкция по работе в программе Киностудия Windows LiveШаг 1. Импорт фотографий или видео. Для добавления в Киностудию фотографий или видео вкладке Главная в группе Добавление щелкните по значку команды Добавить видео и фотографии.
Шаг 2. Редактирование видео.
- чтобы изменить скорость воспроизведения видео, выберите видео. Далее в разделе Средства для работы с видео на вкладке Изменить в группе Настройка выберите список Скорость, а затем укажите скорость (в зависимости от степени желаемого ускорения или замедления).
- чтобы усечь начало или конец видеоклипа, оставив в готовом фильме только желаемую часть, в разделе Средства для работы с видео на вкладке Изменить щелкните Установить начальную точку или Установить конечную точку.
- чтобы разделить видео на два элемента, выберите видео, а затем перетащите индикатор воспроизведения в точку, в которой нужно его разделить. В разделе Средства для работы с видео на вкладке Изменить щелкните Разделить
Шаг 3. Добавление музыки. На вкладке Главная в группе Добавить щелкните Добавить музыку. Выберите нужный музыкальный файл, а затем нажмите кнопку Открыть, затем выберите скорость нарастания и угасания музыки
Шаг 4. Применение эффектов перехода. Чтобы настроить переход между элементами, выделите кадр. Далее в разделе Анимация в группе Переходы выберите желаемый эффект. На вкладке выберите список Скорость, а затем укажите скорость воспроизведения.
Шаг 5. Добавление движения в кадре. Выделите кадр, далее в разделе Анимация в группе Сдвиг и масштабирование выберите желаемый эффект имитации движения.
Шаг 6. Добавление текста. Выберите кадр и войдите в раздел Средства для работы с текстом. Выбираете тип шрифта, размер и эффект появления и исчезновения текста.