Современный урок музыки при коррекционно-развивающем обучении детей с ДЦП
МКС(К)ОУ «СКОШИ VI вида»
«Современный урок музыки при коррекционно- развивающем обучении детей с ДЦП»
Выполнила учитель музыки
МКС(К)ОУ «СКОШИ VI вида» г.Балахна
Русанова Людмила Ивановна
Педагогический стаж 25 лет. Стаж работы учителем музыки в школе-интернате 18 лет. Высшая квалификационная категория.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка.
Цели и задачи раздела.
Психолого – педагогическая характеристика учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
Образовательные технологии, формы и методы организации деятельности учащихся.
Система знаний и система деятельности.
Тематическое планирование по разделу.
Список литературы и использование медиаресурcов.
1. Пояснительная записка
Разработка раздела учебной программы «Наша Родина. Героическая и патриотическая тема» для 3 класса основана на программе для общеобразовательных учреждений: Музыка 1-4 классы / Авторы-
В.А. Алеев, Т. Н. Кичак, Т. И. Науменко/ и находится в III четверти, включая уроки по следующим темам:
1-ый урок - «Колокольные звоны на Руси»;
2-ой урок - «Музыка в храме»;
3-ий урок - «М.И.Глинка – основоположник русской классической музыки»;
4-ый урок -«Русский национальный герой Иван Сусанин»;
5-ый урок – «Что такое патриотизм?»
Разработка раздела «Наша Родина. Героическая и патриотическая тема» предназначена для детей, страдающих церебральным параличом, имеющих речевые и двигательные нарушения с различными органическими поражениями головного мозга, поэтому уроки музыки в специальной образовательной (коррекционной) школе-интернате имеют специфическую задачу коррекции речевых, двигательных нарушений, недостатков познавательной деятельности, эмоционально- волевой сферы.
Стремление к внесению в программные уроки нового, расширению уже имеющего материала, основано на необходимости адаптации учебного материала к возможностям наших детей. А дополнения национального элемента региона, для коррекции познавательной деятельности наших учащихся, их саморегуляции средствами духовно- нравственного воспитания.
2. Цель и задачи раздела.
Цель раздела: -
формирование и стимулирование патриотических чувств учащихся с ДЦП для самореализации, самосовершенствования личности школьника средствами музыкального искусства.
Задачи направлены на реализацию этой цели:
Обучающая -
1. Познакомить:
а). с историей, видами колокольного звона на Руси;
б). с жизнью и творчеством основоположника русской классической музыки М.И.Глинки, с его музеем-усадьбой в с.Новоспасском;
в). с храмами, которые находятся на территории г.Балахны;
г) с музыкой, которая звучит в православном храме;
д). показать связь подвига нашего земляка К.Минина с подвигом народного героя Ивана Сусанина;
2. Начать обучать учащихся:
- игре на 2-ух и 3-ёх деревянных ложках;
- следующим танцевальным движениям- «большая гармошка», «рычажок», «расчёска»;
- хороводам («Прыгнул козел в огород», «Как за нашим за двором») и хороводным движениям.
Коррекционная:
- мышления, памяти, восприятия, внимания, способности саморегуляции психической деятельности;
- дыхательной системы;
- голосовой функции;
- артикуляционного аппарата;
- слухового и зрительного внимания;
- слуховой и зрительной памяти;
- процессов запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Воспитательная:
- влияние на формирование художественно- творческих способностей детей;
-воспитание личностных качеств и культуры межличностного общения;
-воспитание уважение к культуре и истории своего родного края, интерес к народной песне, классическим образцам русской музыки.
3. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В школе-интернате учатся дети, страдающие церебральным параличом, который возникает в результате поражения незрелого мозга под влиянием различных вредных факторов. Они поражают в первую очередь двигательные системы мозга, в связи с чем ведущим дефектом являются двигательные расстройства в виде параличей, парезов, насильственных движений, нарушений равновесия и координации движений. Раннее поражение двигательной системы приводит к нарушению предметно-практической деятельности, что в значительной степени определяет специфичность психического развития данного контингента детей.
Раннее поражение двигательных систем головного мозга при детском церебральном параличе задерживает и нарушает его последующее созревание, что вызывает замедление темпа психического развития. Детский церебральный паралич часто сочетается с нарушениями речи, слуха, зрения. Аномальное психическое развитие детей с церебральным параличом мешает полноценному усвоению программного материала массовой школы в условиях обычного обучения, поэтому в нашей школе обучение по общеобразовательным предметам ведётся с учётом специфических особенностей их усвоения учащимися, усиление роли коррекционного воздействия в процессе обучения на основе глубокого анализа особенностей и возможностей учащихся, влияние содержания образования на формирование личности учащихся, на выработку у каждого из них активной жизненной позиции. Учащиеся с церебральным параличом представляют собой крайне неоднородный и сложный контингент детей с отклонениями в развитии. Неоднородность и разная степень выраженности двигательных, речевых, интеллектуальных, эмоционально- волевых и других нарушений осложняют работу учителя.
Структура дефекта зависит от времени, причины, локализации и распространенности поражения головного мозга, а также от общего генетического фона, условий, окружения и воспитания. У некоторых детей затруднения в обучении обусловлены прежде всего выраженными двигательными нарушениями, у других - несформированностью способа умственных действий. Есть учащиеся, у которых трудности вызывают в первую очередь нарушениями умственной работоспособности, недостаточностью памяти, внимания или эмоционально- волевой и личностной незрелостью. Поэтому при возникновении затруднений у детей в процессе обучения необходимо не только выявить их, но и определить причины, порождающие трудности, предположить, как и на каком этапе оно отразится в дальнейшем на общем развитии ребёнка. Только на основе подобного анализа устанавливаются дифференцированные приёмы и методы обучения.
У детей с двигательными нарушениями наблюдается малый запас знаний и представлений об окружающем, повышенная психическая истощаемость, эмоциональная неустойчивость, замедленность мыслительных процессов, несформированность высших корковых функций, особенно пространственных представлений.
Значительно осложняют процесс обучения и частые речевые расстройства . Наряду с нарушениями звукопроизношения у детей наблюдается трудность в формировании спонтанной развёрнутой речи. У таких учащихся происходит дисфункция третичных теменно- височно- затылочных отделов левого полушария. Такая же структура дефекта определяет своеобразные зрительно- пространственные нарушения, замедляющие запоминание букв, цифр. У них отмечаются также спастическая диплегия и гемипаретическая форма.
Неблагоприятно влияют на процесс обучения детей нарушение памяти. Эти нарушения крайне полиморфны, они тесно взаимодействуют с общими особенностями психической деятельности и волевыми качествами личности. Чем ниже общая работоспособность, сильнее психическая истощаемость организма, несформированность волевых установок личности, тем больше нарушаются все виды памяти. Преимущественное место занимают нарушения образной (зрительной) и тактильной памяти при преобладании вербальной. Эта закономерность не наблюдается только при сочетании церебрального паралича с тяжёлыми нарушениями слуха и речи.
Нарушения образной памяти сопровождаются особенностями зрительного восприятия. Наиболее отчётливо они проявляются в заданиях, требующих произвольного регулирования движения образов, свободного их воспроизведения, сравнение с другими, нахождения в них сходства и различия, т.е. включение наглядно- образного мышления. Успешность запоминания зависит от понимания. При сочетании церебрального паралича с компенсированной и субкомпенсированной гидроцефалией такой зависимости нет, и учащиеся успешно механически запоминают малопонятный для них материал.
Обучение в школе строится на понимании учащимися учебного материала, на повышении умственной их активности. Это способствует наиболее полному запоминанию материала, длительности его сохранения большей точности его воспроизведения и более свободному, разнообразному использованию. Логическое запоминание является результатом системы обучения и того опыта, который учащийся приобрёл.
Важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость школьника, является его мышление. Мышление – высшая форма отражение мозгом человека внутренних связей, сущности явлений объективной действительности. Процесс мышления протекает при активном участии мотивационной деятельности. Памяти, внимания, эмоционально- волевой сферы с использованием имеющегося запаса знаний и представлений, практического опыта.
У детей с церебральным параличом в силу ограниченности их жизненного опыта, двигательных и речевых расстройств запас знаний и представлений об окружающем недостаточный. Иногда нарушен и темп мышления, чаще отмечается его замедленность – брадифрания, которая нередко сочетается с инертностью мыслительных процессов. У отдельных детей наблюдается нарушение стройности и последовательности мышления.
Положительные результаты даёт алгоритмизация процесса обучения. Она предусматривает расчленение мыслительного процесса на ряд умственных операций и последовательное обучение каждой из них. Таким образом формируется операционная сторона мышления, крайне слабо развитая у учащихся с церебральным параличом.
Интеллект у этой группы детей сохранён, но характерные нарушения интеллектуальной деятельности проявляются в виде её неравномерности и повышенной истощаемости, слабости активного внимания. Этот дефект в сочетании с тяжёлыми двигательными, речевыми нарушениями, несформированностью зрительно –моторной координации и эмоционально- волевыми расстройствами резко затрудняет процесс обучения. У учащихся особенно сильно нарушена звукопроизносительная сторона речи: в следствии насильственных движений языка, губ они подчас не могут включаться в произвольную речевую деятельность. Такие дети испытывают трудности и в пении.
Помимо двигательных нарушений у наших учащихся наблюдаются и нарушения общей целенаправленной деятельности. Для многих учащихся характерен низкий уровень мотивации во всех видах деятельности. Они пассивны, малоинициативны, требуют постоянной стимуляции со стороны учителя.
У некоторых из них на фоне интеллектуальной пассивности без видимых причин возникают импульсивные реакции, спонтанные действия. Такой ребёнок во время урока может встать, выйти из класса, внезапно выхватить у товарища тетрадь, ударить его. Иногда нарушения сочетаются со снижением критики, с общим эйфорично - благодушным фоном настроения.
У каждого ученика с церебральным параличом свои отклонения. Во всех случаях необходимо выделять основной ведущий дефект. Характерные особенности психического развития детей с церебральным параличом видоизменяются и в зависимости от возраста.
Карта медицинского обследования учащихся 3класса
Имя ребёнка
Диагноз
Кирилл
ДЦП гемипаретическая форма, дизартрия
Иван
ДЦП Спастическая диплегия, органическое поражение головного мозга
Аня
ДЦП Гемипаретическая форма, дизартрия
Рома
ДЦП Гемипаретическая форма
Саша Нарушение функций левой стопы
Заключение обследования психологом школы уровня школьной тревожности учащихся 3 класса.
Дата: март 2009-2010 уч. год.
Цель: выявить уровень школьной тревожности школьников
Задачи:
Изучить учебную деятельность (школьная тревожность);
Изучить взаимоотношения со сверстниками (межличностная тревожность);
Изучить представление о самом себе (самооценочная тревожность);
Субъект исследования: уч-ся 3 класса (5чел)
Форма проведения: групповая.
Школьная тревожность -это одна из типичных проблем в школьной деятельности, с которой сталкиваются учителя, воспитатели, психолог, сами дети и их родители.
Признаки школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияют на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.
Данная проблема довольно часто присутствует в школьной жизни детей с одной стороны, с выраженной тревожностью считаются наиболее «удобным» для педагогов и родителей: они всегда выполняют уроки, все требования педагогов, не нарушаются правила поведения в школе. С другой стороны проявления высокой школьной тревожности; зачастую эта проблема и наиболее «трудных» детей, которые оцениваются родителями, воспитателями и учителями как «неуправляемые», «невнимательные», «невоспитанные» и т. д.
С целью и поставленными задачами была использована методика «Шкала социально – ситуативной тревожности» (Кондаша 1973). Особенности шкал такого типа заключаются в том, что в них человек оценивается не наличием или отсутствием у себя каких – либо переживаний , симптомов тревожности, а ситуации с точки зрения того, насколько они могут вызвать тревогу.
В данном вопроснике имеются 5 уровней тревожности:
Нормальная тревожность;
Несколько повышенная тревожность;
Высокая тревожность;
Очень высокая тревожность;
«Чрезмерное спокойствие».
Анализируя результаты по шкалам данной методики Кондаша, можно сделать вывод о качественном своеобразии переживания школьной тревожности каждым учащимся. При интерпретации учебной деятельности полученных данных, следует обратить внимание на учащихся (Аня, Рома) - 67% показавших «повышенные» и «высокие» значения школьной тревожности – это прямо указывает на эмоциональное неблагополучие учащихся в контексте тех или иных школьных ситуаций, у остальных - 33% - уровень школьной тревожности в норме. Шкала межличностная тревожность говорит, что у всех она на высоком уровне и составило - 100%. Шкала самооценки, практически в норме – у четверых– 67%, а у (Кирилла 33% - несколько повышенный уровень.
На основании диагностики проведенного обследования в 3 классе, можно сделать следующие выводы:
- учащиеся имеют повышенную учебную тревожность, связанную с оценочно – контрольными ситуациями;
- социально - психологическими факторами.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 141513 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Обследование мотивации достижения учащихся 3 класса.
Цель: определить измерения мотивации достижения школьников.
Субъект исследования: уч-ся 3 кл. (5 чел)
Форма проведения: групповая.
Интерпретируя результаты диагностики по методике А. Мехрабиан, можно сделать следующие выводы, что мотивация к достижению у учащихся 3класса выражена на среднем уровне. Поведение уравновешивается действием двух мотивов: стремлением к успеху и мотивом избегания неудач. Окончательные решения принимаются при тщательном взвешивании всех «за» и «против». Этот процесс отмечается обдуманностью, но медлительностью.
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
1. Дети расширят свои познания о разнообразии содержания музыкальных произведений ( музыкально-историческая, музыкально- патриотическая темы, духовная музыка).
2.Учащиеся узнают:
а). о видах колокольного звона; б). о детстве основоположника русской классической музыки М.И.Глинки, познакомятся с его музеем-усадьбой
в). с.Новоспасском Смоленской области, которое было восстановлен в 1982 году;
г). о народном герое Иване Сусанине, о связи его подвига с подвигом нашего земляка К.Минина;
3. Школьники услышат музыку, которая звучит в храме, познакомятся с храмами нашего родного города;
4.Учащиеся примут участие в проектном уроке «Что такое патриотизм?»
5.Будут проявлять интерес к родному городу, русской народной песне; технике игры на деревянных ложках.
6.Освоение материала этого раздела повлияет на укрепление процессов саморегуляции и совершенствования личности ребёнка.
7.В результате певческой и игровой деятельности продолжится дальнейшее формирование художественно- творческих способностей, коррекция голосовых функций, музыкального слуха, речевой и двигательной моторики школьника.
5.Образовательные технологии, формы и методы организации деятельности учащихся.
Работа учителя музыки в нашей школе- интернате основана на принципе целостности коррекционного и комплексности музыкально- эстетического образования, использующим художественно- творческие формы и методы развития школьника.
К ним относятся:
- метод моделирование художественно-творческого процесса;
- «интонационно-стилевое постижение музыки»;
- создание художественного контекста;
-сопереживания;
-размышления;
-эмоциональной драматургии;
-музыкального обобщения.
6. Система знаний и система деятельности.
В этом разделе учащиеся получат следующую систему знаний, которая включает в себя:
- знания по краеведению (история, культура г.Балахны);
- этнографии ( изучение и исполнение народных песен нижегородской земли);
- истории русской музыки XIX века.
Данный тип знаний включает ориентировочный материал в дополнение к базовому.
Система художественно- эстетической деятельности включает в себя:
Проживание музыки в процессе создания музыкального образа:
- созерцание музыки;
-исполнение попевок, песен, хороводов;
-пластическое интонирование.
2.Художественный анализ музыкального произведения:
-рассуждения о музыке;
-выражение переживания музыки в цвете.
3.Овладение языком музыки:
-изучение музыкальной грамоты: запись нот, знание музыкальных терминов.
4.Вокальные умения:
Продолжение работы над:
а). освоением нижнерёберного диафрагмального дыхания, ритмичности дыхания, увеличения его объёма;
б).синхронностью ритмических движений в артикуляционном аппарате;
в).развитием и коррекцией голоса (развитие координированной деятельности дыхания, фонизации и артикуляции, расширение диапозона голоса, его силы);
г).координацией дыхания и звукообразования.
5.Инструментальное музицирование:
- игра соло и в ансамбле на фольклорных ударных инструментах- деревянных ложках, трещотках, свистульках, «дровах».
6.Постижение музыки движениями своего тела:
- движение переменным, топающим шагом, участие в хороводах, разучивание танцевальных движений- «Большая гармошка», «Рычажок», «Расчёска», выполнение творческих заданий по передаче образов в игровой песне нижегородской губернии «Прыгнул козел в огород».
Тематическое планирование раздела
«Наша Родина. Патриотическая и героическая тема».
№ п/п
Название темы уроков
Количество часов
Тип , жанр урока
1.
Колокольные звоны на Руси
1
Изучение нового материала, тематический
2.
Музыка в храме
1
Тематический,изучение нового материала
3.
М.И.Глинка – основоположник русской классической музыки
1
Творческий портрет, изучение нового материала.
4.
Русский национальный герой Иван Сусанин
1
интегрированный
5.
Что такое патриотизм?
1
проектный
Содержание раздела
Колокольные звоны на Руси
1час.
История колокольных звонов на Руси. Виды колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, трезвон. Искусство русского церковного колокольного звона ( суздальские, ростовские и д.р.)
Восприятие музыки: Хор «Славься!» из оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя».
Ансамблевое пение: русская народная песня нижегородской области «Как за нашим за двором».
Инструментальное музицирование: освоение техники игры на 2-ух и 3ёх деревянных ложках.
Танцевальные движения: « Большая гармошка».
Музыка в храме
1 час.
Храмы г. Балахны. Музыка в православленном храме. Молитва. Церковное пение.
Восприятие музыки: С.Рахманинов «Богородица Дева, радуйся», А,Бортнянский . Хоровой концерт (фрагмент).
Ансамблевое пение: «Дева Богородица».
Инструментальное музицирование: «Нижегородская кадриль» (ложки).
Танцевальные движения: «Большая гармошка», «Расчёска».
М.И.Глинка – основоположник русской классической музыки.
1час.
Краткий рассказ о жизни композитора с остановкой на детском периоде в с.Новоспасском Смоленской губернии. Показ слайдов с видами и внутренним убранством музея-усадьбы, которая была восстановлена в 1982году.
Восприятие музыки: М.И.Глинка. Полька (ф-но), «Жаворонок» (романс). Ансамблевое пение: русская народная песня нижегородского края «Прыгнул козел в огород», « Как за нашим за двором».
Инструментальное музицирование: «Нижегородская кадриль»(ложки).
Танцевальные движения: «Большая гармошка», «Расчёска», «Рычажок» под русскую народную мелодию «Светит месяц».
Русский национальный герой Иван Сусанин.
1час.
Страничка истории - Русское государство в 1611-1612гг. Связь ополчения Минина и Пожарского с подвигом Ивана Осиповича Сусанина на костромской земле (материал учителя истории).
Страничка литературы –К.Рылеев. Поэма «Иван Сусанин» (отрывок)-материал для учителя литературы.
Восприятие музыки: Опера М.И.Глинки «Жизнь за царя» /»Иван Сусанин»/ I действие (в доме И.Сусанина), заключительный хор «Славься!».
Ансамблевое пение: хор «Славься!».
Танцевальные движения под русскую народную песню «Прыгнул козел в огород» ( свободная импровизация с инструментальным
музицированием : ложки, трещотка, «дрова», валдайские колокольчики, свистулька).
В конце урока дети смотрят слайды с памятными местами подвига Ивана Сусанина.
Что такое патриотизм?
1 час.
«патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб» (Даль).
Показ презентаций о своём родном городе. (Урок прилагается.)
Тематическое планирование раздела связано с планированием занятий хорового кружка, где теоретически и практически учащиеся изучают традиции и обычаи Нижегородского края, знакомятся с народными песнями, играми, танцами Нижегородской области:
№ п/п
Темы
Общее количество часов.
В том числе:теоре-тич. часы
и практич.часы.
1.
Покровские обычаи.
3
1
2
2.
Посиделки ( игры и танцы)
3
1
2
3.
Святочные гадания.
4
1
3
4.
Масленица
5
1
4
5.
Пасхальные обычаи и развлечения.
4
1
3
6.
Празднование Троицы.
4
1
3
7.
Крестьянская одежда: нижегородские пояса
2
2
8.
Женская крестьянская одежда (виды сарафанов, полуплатье, кокошник).Мужская праздничная рубаха.
2
2
9.
Нижегородский хоровод
6
2
4
10.
Нижегородские колядки
3
1
2
11.
Нижегородские фольклорные ансамбли.
2
2
Список литературы.
1.Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
3. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
4.Затямина Т. А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. пособие / Затямина А. Т.- М.: Глобус, 2007. – 170 с. – (Уроки мастерства)
5. «Как научить любить Родину»,М., Аркти,2003г.
Использование медиаресурсов.
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4 Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5.Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена.
6. Мультимедийная программа «Музыка в цифровом пространстве»
7 Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.
8. Единая коллекция –
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9. Российский общеобразовательный портал - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10. Детские электронные книги и презентации - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Проектный урок по теме «Что такое патриотизм?»
Проблема урока: подготовить учащимися презентацию о нашем городе для туристов.
Цели урока: - воспитание у детей интереса к истории, культуре, музыкальным традициям родного края, чувства патриотизма, гордость за историческое прошлое нашей страны.
- продолжение формирования художественного творчества детей, процесса саморегуляции и самосовершенствования личности ребёнка средствами проектной деятельности.
Задачи:
- познакомить учащихся с историческими памятниками культуры нашего города;
- продолжать учить школьников работать с литературой, словарями:
- коррегировать: психомоторику, процессы мышления, памяти, восприятия, внимания, нарушения двигательной активности, речевой и голосовой функций;
- продолжать влиять на развитие у учащихся чувства коллективизма и взаимопомощи.
Тип урока: Урок обобщающего типа
Жанр урока: Тематический
Вид урока: Урок - соревнование
Используемые приёмы и методы: сопереживание, размышление,, междисциплинарного взаимодействия, создания художественного контекста, соучастия.
Информационный материал: литература, интернет, материалы сотрудников Балахнинского краеведческого музея.
Технические средства: мультимедийное оборудование, музыкальный центр.
Описание хода урока
Этап, время
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1-ый этап
8мин.
2 этап. 3 мин.
3 этап 26мин.
4 этап. 5мин.
5 этап. 3мин.
Город мой- он совсем невелик,
Потому и в столицы не вышел:
Но растёт он меняет свой лик, Становясь и красивей и выше.
Хоть стоит он над Волгой века,
Небеса над ним молодо-сини
Есть о нём золотая строка
В исторической книге России.
В.Гоголев.
Звучит гимн «Балахны», на этом фоне идут слайды с видом города.
«Ребята, это наш родной город, это наша родная нижегородская земля, это частичка нашей родины, России.
Скажите, пожалуйста, что обозначает слово патриотизм, что об этом слове знают словари /это было ваше домашнее задание/
Кого мы называем патриотом? /отвечая на вопрос, вспоминайте материалы прошедших уроков/.
Нужно ли современному человеку быть патриотом?
На сегодняшнем уроке вам представляется замечательная возможность рассказать о своём родном городе туристам, ведь Балахна является одним из древнейших городов Нижегородского Поволжья и включена в программу «Нижегородские музеи и культурный туризм».
Вы участвуете в конкурсе на лучшую презентацию.
Слово первому участнику
Выступает второй участник конкурса
А теперь физкультминутка.
Наш конкурс продолжается и вашему вниманию предлагается 3-ья презентация
И завершает конкурс четвёртый его участник.
Соревнования закончились. А пока наше уважаемое жюри выбирает лучшую презентацию, своё мастерство покажут балахнинские ложкари.
Ребята, спасибо вам за работу на уроке, все ваши презентации жюри отметило очень высоко и мы, взрослые, очень рады, что из вас растут настоящие патриоты своей страны.
Звучит гимн Нижегородской области и слайды с видами Нижегородского Кремля.
Учащиеся отвечают на вопросы
Учащийся комментирует свою компьютерную презентацию, которую показывает учитель.
Учащийся поёт песню А.Морозова «Этот город над рекою», а учитель помогает другому учащемуся показывать слайды с видами Балахны и реки Волги.
Дети поют и водят хоровод (русская народная песня нижегородской губернии)«Как за нашим за двором».
Ученик читает стихи балахнинских поэтов.
Ученик рассказывает о балахнинских кружевах, а учитель помогает показывать компьютерную презентацию.
Учащиеся исполняют инструментальное сопровождение к русской народной песне «Калинка» на русских народных ударных инструментах.
Объект 1Root Entry