Роль музыкальных занятий в работе с не говорящими детьми
Роль музыкальных занятий в работе с неговорящими детьми
Дыхательная гимнастикаУпражнение на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Ведь ослабленное дыхание не даёт ребёнку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще.
Поэтому основными задачами дыхательных упражнений являются:
Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи).
Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох).
Тренировать силу вдоха и выдоха.
Развивать продолжительный выдох.
Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей оздоравливающее и даже лечебное воздействие. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённые правила:
Вдох – громкий, короткий, активный.
Выдох – пассивный, уходит через нос или через рот.
Каждое упражнение должно разучиваться до автоматизма (около месяца).
Упражнения основного комплекса: «Ладошки», «Насос», «Большой маятник», «Ушки», «Шаги».
Упражнения вспомогательного комплекса:
«Носочки», «Пяточки», «Носочки-пяточки», «Обезьянка».
Артикуляционная гимнастика
При разучивании песен часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Специальная артикуляционная гимнастика способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов.
Задачи артикуляционной гимнастики:
Развивать певческие способности детей
Формировать артикуляцию различных звуков
Совершенствовать дикцию
Развивать музыкальную память, внимание.
Развивать чувство ритма.
Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребёнка) и активная (ребёнок самостоятельно выполняет упражнения). В процессе выполнения упражнений необходимо следить за точностью выполняемых движений, темпом выполнения, и за сохранением положительного эмоционального настроя у каждого ребёнка.
Комплексы артикуляционной гимнастики:
«Утро с Котиком рыжим», «Жаба-квака».
Фонопедические упражнения
Основная цель упражнений – активизация фонационного выдоха, то есть связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого.
Упражнения: «Погреемся»-сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом - А-а-а».
«Посчитаем» - дети считают, усиливая голос от шепота до крика.
«Капризка» - дети сначала кричат «А-а-а», затем воют «У-у-у», а потом визжат: «И-и».
Игровой массаж.
Обучение простейшим массажным приёмам происходит в игре. На музыкальных занятиях массаж проводится под музыку - слова пропеваются, или музыка звучит просто фоном. Цель – научить детей посредством игрового массажа благоприятно влиять на внутренние органы: сердце, лёгкие, печень, кишечник, воздействуя на биологически активные точки тела. Проводя массаж определённых частей тела, используют поглаживание, разминание, растирание, лёгкие постукивания. Массируя голову, дети могут «бегать» по ней пальчиками, «рисовать» спиральки от висков к затылку, взъерошивать или приглаживать волосы.
Комплексы игрового самомассажа с пением:
«Гусёнок Тимошка», «Дождь», «Медвежата проснулись», «Мишки играют», «Били лён», «Кошкин дом».
Пальчиковые игры
Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. На ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. На музыкальных занятиях пальчиковые игры сопровождаются показом ярких иллюстраций, игрушек, героев пальчикового театра. Аккомпонировать таким играм можно как на аккордеоне, так и на металлофоне, ксилофоне, шумовых инструментах. Пальчиковые игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, соединяют пальцевую пластику с мелодическим и речевым интонированием. Тексты этих игр должны быть простыми – короткие стихотворения, русские народные песенки, потешки, небольшие сказки.
Цикл пальчиковых игр
«Кошка», «Мячик», «Куклы спят», «Зайка», «Медведь», «Поросёнок».
Речевые игры
Речевые игры – одна из форм творческой работы не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, динамика, артикуляция – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр позволяет детям овладевать выразительными средствами музыки. Речевые игры могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, шлепками). Большую роль играет использование детских музыкальных инструментов – металлофонов, ксилофонов, дудочек, шумовых и самодельных («шуршалок», «звенелок», «скрипелок»). Одним из видов речевых игр является ритмодекламация. Это ритмичное произнесение текста на фоне музыки.
Речевые игры со звучащими жестами:
«Солнышко», «Дождь», «Пчёлы водят хоровод», «Весёлый оркестр».
Музыкотерапия
Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают актив ную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный коментарий) и пассивную (прослушивание успокаивающей или стабилизирующей музыки) формы музыкотерапии. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы. Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
Комплексы упражнений для пробуждения: «Зайчата», «Просыпайтесь, глазки», «Котята», «Колыбельная медвежат».
Музыка для релаксации: Бетховен. «Лунная соната», Григ. «Песня Сольвейг», Шопен. «Ноктюрн», Шуман «Грёзы».
Формы работы с родителями
Успех в формировании музыкально-эстетического сознания ребёнка зависит не только от работы музыкального работника, но и от отношения к музыке в семье. Ведь именно у родителей есть широкие возможности духовно обогатить своих детей. Музыкальное воспитание в семье может проходить в различных формах - совместное посещение концертов, разучивание и пение детских песен, прослушивание произведений современной и классической музыки, изготовление самодельных шумовых инструментов. С целью просвещения родителей проводятся консультации, открытые занятия, посещение выставок, музейных экспозиций. Родители охотно участвуют в театрализованных постановках, исполняют роли на утренниках, помогают в оформлениях. Ведь детям так важно понимание близких, их поддержка во всех творческих начинаниях.