Работа с не говорящими детьми
Советы логопеда
Тема: "Работа с неговорящими детьми"
Разговаривайте с ребенком всегда, мотивируйте на продолжение вашей речи, выводите на диалог. Комментируйте то, что происходит вокруг, окружает вас. Объясняйте ребенку все, что вы делаете, когда одеваетесь на прогулку, когда гуляете. Слова произносите четко, терпеливо, не бойтесь повторений.
Повторяйте с ребенком неоднократно то, что он уже усвоил. Используя простые конструкции, развивайте понимание обращенной речи. Например, «дай мне ручку. А где у тебя ножки, покажи» и так далее. Хорошо будет перед сном петь малышу колыбельные песенки, регулярность и устойчивый репертуар будут способствовать их запоминанию и повторению. Постарайтесь вызывать у ребенка желание вам подражать, если вы удивляетесь, то попробуйте вместе с ним произнести « ух, ты!».
Эмоциональные выражения, всегда вызывают у детей заинтересованность и желание повторить. Читая первые сказки и рассказы, можно сокращать текст в границах понимаемого ребенком, чтобы он мог его запомнить и усвоить. Телевизионные просмотры необходимо свести к минимуму, так как они не побуждают к речевому диалогу, ведь от ребенка не требуется участия собеседника, а только слушателя.
Желательно чтобы во время бесед о том, что ребенок отстает в речевом развитии, он сам не присутствовал. Да и сами старайтесь не комплексовать, что у вас такой неразговорчивый малыш, ведь у каждого свои сроки развития, так что раздражаться и переживать не стоит. Учить ребенка соотношению размеров (большой – маленький), различию предметов по цвету, можно начинать даже тогда, когда он не говорит, все равно он будет запоминать и стремиться показать вам то, что знает. Очень полезными станут массаж ладоней и пальцев, это поможет в стимуляции необходимых речевых зон.
Основные принципы общения с неговорящими детьми
Выражение лица – максимально доброжелательное, теплое, нераздраженное.
Тон голоса в разговоре с ребенком – предельно (в любых ситуациях) доброжелательный,
приветливый; избегать употребления приказных фраз.
Больше тактильных контактов: обнять, погладить, приласкать.
Не делать постоянных замечаний, не кричать, всегда быть с ребенком вежливым.
Не торопить и не подгонять ребенка.
Не говорить ребенку, что вы его не любите или обиделись на него.
Терпение, любовь к ребенку всегда.
Методические рекомендации для педагогов по использованию игр и упражнений в коррекционном обучении детей
Игры не должны быть длительными во времени (от 5 до 15 мин).
Они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять
задание, осознать, исправить возможную ошибку, а педагог помочь ему в этом.
Игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент сравнения, красочное и забавное оформление.
Игра может проводиться в комнате, на участке, на природе.
В игре необходимо добиваться активного речевого участия ребенка, при этом по возможности использовать и двигательную активность.
В процессе игры педагоги принимают непосредственное участие (степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры), в заключение обязательно поощрить ребенка.
Педагог должен постоянно излучать спокойную уверенность в том, что все идет обычным, естественным путем.
Во время игр необходимо деликатно, ненавязчиво активизировать поведение ребенка, его познавательную активность.
Проявлять к ребенку терпение.
В системе коррекционно-развивающей работы с детьми используют игровые упражнения:
с элементами логоритмики;
на развитие артикуляционной моторики;
на развитие тонких движение пальцев рук и общей моторики;
на развитие дыхания;
на развитие эмоциональной сферы ребенка.
Игровая форма наиболее соответствует психологическим возможностям детей раннего возраста.
Принцип целостного построения коррекционно-развивающей работы предполагает такую организацию, при которой отработка определенных умений и навыков проводится во всех видах детской деятельности
Обучение детей с речевой патологией не должно сводиться к выработке механических, рефлекторных речевых навыков.
Использование элементов логоритмики способствуют развитию чувства ритма, внимание, слуховая и зрительная память.
У детей вырабатывается ответная двигательная реакция на звуковой и зрительный раздражитель, идет развитие волевого импульса (тормозной деятельности, умение переключатся с одной деятельности на другую).
Важное условие результативного использования игровых упражнений в обучении - это соблюдение последовательности в подборе игровых упражнений.
Следует учитывать следующие дидактические принципы:
доступность;
повторяемость;
постепенность выполнения заданий.
Педагог, работая с детьми 3 года жизни, должен учитывать возрастающую способность детей к наглядно-образному мышлению, учит детей действовать по инструкции, выполняя многие действия по представлению в воображаемом плане.
Дети 3-го года жизни в силу возрастных особенностей их центральной нервной системы в 2-3 раза быстрее осваивают программный материал. Задания, упражнения должны представлять посильную трудность для ребят.
Только в этом случае обучение станет развивающим.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата.
Выработать четкие и согласованные движения артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. В комплексе органично сочетаются игровые упражнения, направленные на развитие тонких движений пальцев рук, общих движений, дыхания, развитие эмоционально-волевой сферы.
С детьми можно проводить следующие игровые упражнения:
стихи и потещки для развития тонких движений пальцев, общих движений в сочетание с речью;
мимические упражнения;
упражнения для жевательно-артикуляционных мышц;
упражнения для губ и языка;
упражнения, направленные на развитие речевого дыхания и голоса;
Комплексы артикуляционных упражнений построены с учетом возможностей детей. При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определенная последовательность.
Сначала даются самые простые упражнения, постепенно усложняются, заменяются такими, которые являются базой для произношения того или иного звука. Работа над развитием артикуляционной моторики длительная и систематическая. Нецелесообразно работать только над определенными упражнениями до тех пор, пока они не будут окончательно усвоены ребенком. Наряду с уже усвоенными включаются и другие.
Используя методику Ольги Андреевны Новиковой, педагог в игровой ситуации показывает ребенку мимические и артикуляционные позы и движения, стимулируя ребенка повторять движения за педагогом.
Мышка пищит: «И-и-и…» или «Пи-и-и».
Губы растянуты в улыбке
Изобразить, что кукла плачет: «Уа-уа».
«Смешная песенка»
Перебирайте пальцем по губам, произнося при этом звук похожий на «Б-б-б» (Движения пальца - сверху вниз).
Очень важно, чтобы у малыша вовремя сформировалась речь, так как задержка, как правило, неблагоприятно сказывается на интеллектуальном развитии маленького человечка - специалисты называют ее «вторичной задержкой познавательной деятельности».
В результате у неговорящего ребенка с изначально нормальными задатками будет отмечаться отставание в психическом развитии.
Очень важно не упустить драгоценное время – период готовности ребенка к формированию речи, ведь потом, после трех лет, может быть уже поздно.
Работа логопеда
Как и вся коррекционная работа, работа с неговорящими детьми начинается с установления контакта. Очень важно на первых порах не настаивать на активности ребенка, чтобы не отпугнуть его и не отвернуть от занятий. Лучше всего начать с игры, которая заинтересует ребенка и вовлечет в непринуждённый диалог. Простые игры на привлечение к действию «пожалей куклу», «поставь автобус в гараж», заинтересуют ребенка и помогут установить необходимый для занятий контакт.
Занятия ведутся по нескольким направлениям:
- на понимание обращенной речи и выполнение простых инструкций « покажи глазки», «где нос»;
- эмоциональная заинтересованность ребенка используется для побуждения к речи;
- побуждение к речи через проявление интереса «а что там»; для работы используются коробочки, игрушки в сухом бассейне;
- развитие речевого слуха, работа над артикуляционной моторикой, расширение пассивного словаря, формирование умения передавать простые ритмы;
- развитие памяти, зрительного внимания;
- развитие сенсорного комплекта (цвет, размер, форма, количество);
При хорошем уровне речевой мотивации, начинается работа по развитию номинативного и глагольного словаря. Первые успехи вселяют уверенность в ребенке, и после осознанных, хорошо произнесенных первых слов, дети начинают быстрее говорить.
Участие ребенка в утренниках, позволяет придать силы и усилить мотивацию речевых занятий. Утренник становится своеобразной тренировкой для начинающих говорить свои первые слова.
Подготовила учитель-логопед: Мохонько Ирина Анатольевна