Система самостоятельных и практических работ по географии
Система самостоятельных и практических работ и их роль в усилении прикладной направленности географии
МАОУ «Школа№5» г. Ростова-на-Дону
Учитель Волкова Л.В.
Специфика географии как школьного предмета заключается в том, что необходимым условием его усвоения является наличие у школьников умений пользоваться различными источниками географической информации для получения знаний: текстовыми, картографическими, статистическими и др. Овладеть этими умениями можно только в ходе выполнения практических работ.
Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими как чтение, анализ, сопоставление физических карт, статистических материалов и т.п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности.
Программные практические работы ориентированы на формирование следующих умений: называть и показывать различные географические объекты; описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами, определять направления, географические координаты; измерять расстояния, азимуты; наблюдать за различными компонентами природы, различные географические, экологические и другие ситуации; прогнозировать изменения, взаимоотношения различных явлений и процессов.
В программе курсов географии с 6 по 11 класс предусмотрено выполнение большого числа практических работ:
6 класс -19;
7 класс-18;
8 класс-10;
9 класс-19;
10 класс-8;
11 класс-8.
Каждая работа рассчитана не более чем на 1 урок.
Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемными подходами и методами.
В своей педагогической деятельности при обучении географии я ориентируюсь на общие положения и задачи гимназического образования в целом, где само учебное заведение - гимназия рассматривается как «среднее общеобразовательное учреждение, ориентированное на обучение и воспитание детей, способных к интеллектуальному труду и имеющее своей главной целью активное участие в процессе формирования интеллектуального потенциала страны».
Вся система самостоятельных и практических работ по географии направлена на реализацию концепции географического образования учащихся как одной из составляющих модели учебно-воспитательного процесса гимназии в целом, предполагает решение одной из важнейших задач - интеллектуального развития личности ребенка.
Основная цель географии как науки - формирование у школьников географической картины единого мира, как составной части ноосферы, убеждение учащихся в необходимости установления и развития международного сотрудничества, формирование у них сознания необходимости усвоения моральных ценностей человечества, норм и правил цивилизованного общества.
Организация учебного процесса предполагает формирование познавательной самостоятельной деятельности учащихся, самостоятельному добыванию знаний и их практическому применению в решении географических задач.
Основываясь на дидактические принципы развития личностно-ориентированного обучения, курс практических работ по географии подразумевает не только передачу ученикам определенной системы знаний и умений, но и приобретение ими навыков самостоятельной добычи информации, дает возможность применять полученные знания в повседневной жизни.
Целью выполнения работ является:
-усиление практической направленности уроков школьной географии;
-развитие у учащихся навыка самостоятельной работы с разнообразыми
источниками знаний;
- применение полученных ранее знаний для решения социальных и географических задач.
Ценным в практической части курса географии считаю то, что на этих уроках ученики с большим удовольствием занимаются практической исследовательской деятельностью, учатся делать самостоятельно выводы, постигая науку географию.
Самостоятельные работы учащихся - неотъемлемая часть образования. Наибольшие трудности возникают у учащихся при усвоении теоретических знаний, выполнении самостоятельных работ. В своей работе со школьниками дифференцированно использую различные виды самостоятельных работ.
Мною задействованы следующие виды самостоятельных работ:
различного рода наблюдения, прежде всего при изучении физической географии;
работа со школьным учебником ( составление плана, рассказ по плану,
ответы на вопросы, связь текста с иллюстрациями, составление вопросов к иллюстрациям);
отбор, анализ картографической и статистической информации;
установление взаимосвязей и причин явлений;
задание на пути формирования какого-либо понятия (индуктивный или дедуктивный) и т. д.
Тем не менее, несмотря на эрудированный и сравнительно интеллектуальный состав школьников нашей гимназии наиболее трудными приемами самостоятельной работы у многих учащихся являются: выявление состава знаний, пути формирования понятий, работа с учебником, картами и контурными картами одновременно.
Самостоятельная работа всех учащихся (за редкими единичными исключениями) с разнообразными средствами обучения и на уроке, и при домашней подготовке позволяет ставить и решать:
образовательные задачи (формирование системы географических знаний умений и навыков),
воспитательные задачи (формирование самостоятельности, навыков учебного труда)
развивающие задачи (формирование некоторых приемов умственной деятельности).
Для работы с каждым источником знаний используется несколько разновидностей заданий, отражающих различные приемы работы учащихся.
Правильная организация работы с учебником географии служит не только целям приобретения новых знаний и закрепления их, но и целям формирования у учащихся умения самостоятельно работать с книгой, географическим текстом. Это умение очень важно, так как является важнейшим средством самообразования.
Каждый отдельный блок географических знаний («Рельеф», «Климат» и т.д.) должен включать тренировочные и итоговые практические и самостоятельные работы. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Практическая работа с географическими картами является сильным стимулятором умственного развития, воображения, памяти, логического мышления, умения сравнивать, сопоставлять, проводить операции индукции и дедукции, анализа, синтеза, обобщения и так далее.
Без продуманной системы практических и самостоятельных работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы знаний и умений могут остаться незакрепленные знания, которые превращаются в мертвый груз и быстро забываются.
Система практических работ предусматривает последовательное рассмотрение Земли как природного тела, планеты людей и единого дома для каждого живущего на ней человека. Число практических работ на умение оценивать и прогнозировать возрастает от курса к курсу. В программе особое внимание уделено формированию умений, ведь известно, что качество знаний определяется тем, умеет ли человек использовать их в практической деятельности, а также для получения новых знаний.
Заметно усиленная практическая направленность позволяет овладеть географическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.
К таким умениям относятся, например,
- свободная ориентация в географической и политической информации, публикуемой в периодической печати, справочных пособиях;
- пользование географическими и топографическими картами городов и сельской местности;
- составление по памяти схематических планов маршрута или небольшого участка местности;
- определение поясного, московского, среднеевропейского времени прибытия самолета или поезда в пункт назначения;
- правильный выбор вида транспорта, одежды, обуви, других дорожных принадлежностей для поездки в различные страны или в другие районы России и другие.
Особое внимание обращено на формирование общей и повседневной (поведенческой) географической и экологической культуры, на постепенное приобретение знаний о различных профессиях и спросе на них.
Всё это внедряется в географическую науку с целью придать ей прогнозное содержание, повысить точность и достоверность результатов, влиться в сферу практической деятельности человека.
15