Взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающем процессе
Взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающем процессе
Полноценное формирование личности ребенка не может состояться без всестороннего развития, поэтому в процессе коррекционно-развивающей и образовательной деятельности педагогический коллектив должен работать как единая команда. В дошкольном отделении для детей с нарушением слуха и речи ежегодно обучаются и воспитываются около 85 детей города Хабаровска и Дальневосточного региона.
Для более эффективного решения разных функциональных задач и всестороннего изучения возможностей и проблем детей, имеющих нарушения слуха и речи, осуществляется тесное взаимодействие всех участников коррекционно-воспитательного процесса: согласованная работа учителей-дефектологов, учителя по стимуляции речи движением, музыкальной стимуляции, психолога, логопеда позволяет существенно обогащать детское развитие. Каждый специалист, владея специфическими методами, вносит свой вклад в процесс адаптации ребенка в социум.
Одной из форм работ, наглядно демонстрирующей взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, считается интегрированное занятие. Именно оно является результатом тесного сотрудничества всех педагогов. Первоначально при подготовке к интегрированному занятию работа начинается с проведения стартовой диагностики. Она дает возможность выявить актуальный уровень развития детей и построить коррекционно-развивающий процесс с учетом личностно-ориентированного подхода. Каждый специалист диагностирует свою область. Педагог обследует речевое развитие ребенка. Психолог исследует особенности эмоционально-личностной сферы и интеллектуальное развитие. Воспитатель проводит динамическое наблюдение и делает промежуточные срезы, выявляя, таким образом, уровень умений и навыков детей. Учитель по музыкальной стимуляции и педагог по фонетической ритмике изучают просодическую сторону речи (силу, высоту, тембр голоса и его выразительность). В своей работе все педагоги применяют разнообразные методики, формы и средства работы с детьми: цветотерапию, музыкотерапию, логоритмику, арттерапию, компьютерные технологии.
Результаты комплексной диагностики тщательно анализируются, и на их основе составляется интегрированный коррекционно-развивающий календарно-тематический план взаимодействия специалистов. Он предназначен для детей с нарушениями слуха и ОНР (I,II уровня) и рассчитан на четверть. Основное его назначение - комплексное воздействие на детей, положительно влияющее на наиболее отстающие стороны: социально-личностное, моторно-двигательное, познавательное, речевое развитие детей. План составляется в соответствии с годом обучения, с учетом уровня психического и слухоречевого развития детей и выявленных у него при обследовании индивидуально-личностных особенностей. Он позволяет наметить как общий план работы со всеми детьми, так и пути оказания индивидуальной помощи отдельным детям с учетом имеющихся у них отклонений в развитии.
В основе интегрированного коррекционно-развивающего плана лежит тематический словарь, который является сквозным для обучения детей всех возрастов. Отбор речевого материала ведется в соответствии с программными требованиями. Относящиеся к каждой теме слова отражают окружающую ребенка действительность. Они вводятся в общение в реальных условиях ознакомления с миром и в различных видах практической деятельности. На занятиях у разных педагогов большинство из слов тематической группы встречается уже не впервые, но их отработка продолжается с целью уточнения звукобуквенного состава, ритмической структуры, смыслового содержания и контекстного употребления.
С учетом данного плана каждый из участников педагогического процесса организует свою деятельность. Психолог дает рекомендации специалистам по коррекции познавательной, личностной и эмоционально-волевой сферы каждого ребенка. И на основе изучаемой лексической темы предлагает детям специально подобранные задания.
тема
Учитель-дефектолог (логопед)
Воспитатель
Психолог
Учитель по музыкальной стимуляции
Учитель по стимуляции речи движением.
Музыкальный руководитель
Овощи - фрукты.
- Презентация
«Овощи-фрукты».
- Выполнение поручений
- Выполнение поручений (вымой, вытри, принеси).
- Работа над текстами
диалогами:
«В саду», «В огороде», «В саду и огороде».
- зарисовки по тексту.
- Описание фруктов (овощей).
- Игра – драматизация
«В саду и огороде».
- Экскурсия в магазин «Овощи, фрукты».
- Сюжетно-ролевая игра:
магазин «Овощи, фрукты».
- Изготовление атрибутов к игре.
- Просмотр диафильма «Репка».
- Приготовление салата.
- Дид/игры:
«Мама купила», «Узнай на вкус».
«Мытьё фруктов»
«Разноцветная вода», «Сложи радугу», «Цветная карусель».
- Лепка «Ваза с фруктами (овощами)».
- Рисование
«Сад (Огород)».
- Игры на развитие познавательной сферы:
«Невнимательный садовник»,
«Наложенные контуры», «Найди, чего не хватает».
«Что лишнее», «Собери картинку».
«Дорисуй и раскрась».
- Коррекция эмоционально-волевой сферы.
Этюды:
«Удивление», «Вот он какой»
- Коррекция личностного развития.
Этюды: «Обезьянки».
-Дифференциация на слух количества звучаний разночастотных шумовых инструментов (барабан, бубен, деревянные палочки, дудка, треугольник).
- Выразительная и эмоциональная декламация попевок «Счет», «По цветной дорожке».
- Соединение работы слухового, речевого и двигательного анализатора в работе над попевкой «Замочек», песней «Мы кружок нарисовали».
·