Эссе на тему Без творчества нет успеха


Эссе на тему «Без творчества нет успеха»
Эпиграф:
« Всегда оставаться неудовлетворённым:
в этом суть творчества»
(Ж.Ренар)
Чтобы понять сущность термина « педагогическое творчество учителя», необходимо обсудить и ряд других педагогических терминов. Такие, например, как «педагогическое мастерство», «профессионализм». Как они взаимосвязаны, какой из них важнее, что вкладывается в смысл понятий «профессиональный учитель», «творческий учитель».
Под «профессионализмом» понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Педагоги-ческий профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство".
В толковом словаре читаем:
Мастерство – высокое искусство в какой-нибудь области; умение, владение профессией, трудовыми навыками. Но если у столяра, например, достижение результата связано только с его собственной деятельностью, то в педагогической деятельности результат получается как следствие взаимодействия учителя и учащихся.
Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в хорошей успеваемости школьников и их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться. А.С.Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение. "Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации" (А. С. Макаренко). Данный подход к определению мастерства учителя имеет ряд требований:
Во-первых, учитель или воспитатель должен положительно относиться к педагогической деятельности в целом и к ученикам - в частности, иначе в его работе возникнут большие трудности. В свою очередь, позитивное отношение перерастает в интерес к профессии, вызывает ответственность за результаты труда и побуждает педагога совершенствовать свои личные качества. Основными из них являются: высокая нравственность, убеждённость, сознание гражданского долга, общественная активность, патриотизм, трудолюбие, скромность, любовь и доброта к детям.
Во-вторых, чтобы стать высококвалифицированным педагогом, человек должен овладеть профессионально необходимыми знаниями.
Современный учитель должен свободно мыслить, иметь научное представление о мире, обладать широким кругозором - для этого он обязан овладеть политическими, экономическими, правовыми и другими общественными знаниями. Научная грамотность, интеллектуальный поиск, стремление к обновлению и расширению своих педагогических знаний также являются необходимыми качествами современного педагога. Умение пользоваться достижениями современной науки и техники, способность проводить исследования также являются необходимыми для современного педагога, поэтому ему необходимо также овладеть навыками исследовательской работы. В процессе исследования педагог собирает фактический материал, анализирует его и делает выводы - это помогает ему сравнить свой опыт с опытом других педагогов, а также проверить на практике те или иные научные теории.
В-третьих, чтобы стать мастером, педагог должен иметь ряд способностей, которые помогут ему более успешно выполнять свои профессиональные функции. В число этих способностей входят следующие:
а) организаторские способности - способность организовать и развивать коллектив учащихся, направлять его на решение важных задач; способность организовать свой труд и совместную деятельность с учащимися;
б) коммуникативные способности - способность управлять процессом своего общения с учениками, их родителями, коллегами, предупреждать и своевременно устранять конфликты;
в) дидактические способности - способность передать свои знания в доступной форме и разъяснить их учащимся; способность самостоятельно добывать новейшие знания, следить за развитием науки и применять научные достижения в своей практике; учить школьников самостоятельно мыслить, высказывать своё мнение и защищать его;
г) наблюдательские способности - умение изучать и понимать внутренний мир каждого ученика, раскрыть особенности его поведения и характера, «секреты» его духовного мира и направлять развитие личности каждого воспитанника;
д) речевые способности - умение точно и содержательно выразить посредством устной и письменной речи свои мысли и чувства, изложить учебный материал, методические указания, оценить знания, умения и поведение учащихся; способность учителя говорить и писать точно, доступно, выразительно, эмоционально, содержательно, образно, без стилистических и грамматических ошибок;
е) гностические способности - способность предвидеть перспективы развития личности, то есть, на основе материалов изучения своих учеников умение определить ход и результаты их познавательной деятельности, развития личностных качеств. Эти способности основаны на оптимизме, на вере учителя в своих учеников;
ж) способность управлять вниманием учащихся - умение педагога заинтересовать учащихся, сосредоточить их внимание на конкретном вопросе, проблеме, задании. Эта способность помогает учителю «видеть» всех учеников одновременно, выделять из них более способных, направлять их деятельность в нужное русло.
Все вышеназванные способности в совокупности обеспечивают более успешную деятельность педагога, способствуют созданию его собственного опыта, собственного стиля работы и авторитета. Однако, это невозможно без наличия у него таких личностных качеств, как трудолюбие, терпеливость, требовательность, настойчивость, творческий подход к работе, ответственность за её результаты. Ученики уважают тех учителей, которые одинаково справедливо относятся ко всем, не грубят, не оскорбляют их, но они не терпят безвольных, грубых, раздражительных педагогов. 
Педагогическое мастерство – это выполнение учителем своего труда на уровне высоких образцов и эталонов. Мастерство – это хорошее владение основами профессии, успешное применение известных в науке и практике приемов, хорошее знание своего учебного предмета, достижение стабильно высоких результатов в знаниях учащихся. Каждый учитель при желании может стать мастером своего дела. Педагогическое творчество – это всегда поиск и нахождение нового.
По своей сущности деятельность педагога носит творческий характер, поскольку она включает в себя множество различных ситуаций, требующих немедленного решения. Как правило, эти ситуации нестандартны, поэтому педагог должен находить различные варианты решения проблем - а это, как известно, требует творческого подхода к своей работе.
Особенность педагогического творчества обусловливается особенностями труда педагога: обучение, воспитание и развитие - это процесс, включающий в себя бесчисленное количество педагогических ситуаций, связанных с формированием личности, нравственности, мировоззрения, убеждений, сознания, поведения учащихся. В поиске путей, методов, средств решения этих проблем, в технологии их применения и проявляется творчество педагога.
Только творчески работающий учитель может успешно обучать и воспитывать детей, подростков, молодёжь, изучать и использовать передовой педагогический опыт. Невозможно при подготовке к уроку пользоваться только готовыми разработками, потому что учителю необходимо, опираясь на уровень подготовленности класса, сформировать свой собственное видение урока. Учитель должен уметь рассчитать время на разнообразные виды деятельности на уроке, знать, какой вид деятельности на конкретном уроке заинтересует учащихся, учитывать возрастные особенности учащихся.
Роль учителя в современном мире не может сводиться к простому объяснению материала. В связи с требованиями ФГОС нового поколения учитель в своей работе опирается на учащихся, подводит их к формулированию темы урока. Учитель направляет деятельность учащихся, координирует её, не ограничивая деятельность учащихся. Существует много разнообразных методов и приёмов для выявления творческих возможностей учащихся. Так как сейчас доступно много современных источников информации, таких как интернет, было бы неправильно ими не пользоваться на уроках и дома при подготовке к урокам, как учащимся, так и учителям. Я преподаю английский язык. О роли английского языка в современном мире не стоит и говорить. Учащиеся, впервые знакомящиеся с предметом, проявляют большой интерес. Я стараюсь, чтобы интерес не угасал. Поэтому в своей работе я активно использую метод проектов. На начальном этапе дети много рисуют, делают разнообразные творческие проекты. Например, проект «Алфавит» (2 класс). Ребёнок сам подбирает рисунки к каждой букве и потом представляет свой проект классу. Этот вид деятельности им очень нравится. Учащиеся с удовольствием занимаются данным видом работы, так как она не ограничивает творческие возможности учащегося. В проекте учащиеся отражают своё видение темы. Работа ведётся либо в группе, либо индивидуально. Итоги проекта оцениваются другими учащимися класса. При этом учитель ориентирует их, что оценка чужого труда должна быть объективной, не содержать негативную оценку труда одноклассников. Можно дать совет по исправлению недочётов в проекте, предложить свою помощь. Работу учителя часто сравнивают с работой режиссёра и актёра, и это можно понять. Педагогу, как и актёру, должны быть присущи также многие творческие особенности: вдохновение, эмоциональность, способность перевоплощаться. Мы с детьми ставим театральные мини- постановки на английском языке, которые потом показываются на неделе английского языка в школе. В процессе подготовки дети учатся свободно говорить на иностранном языке и учатся перевоплощаться. Творчество учителя и учеников можно проследить и при прослушивании и переводе песен, просмотре фильмов на английском языке. Дети сами подбирают песни любимых певцов. И это только часть творческих видов работы на уроках, которые я применяю в своей работе.
Подводя итог всему сказанному, хотелось бы сказать следующее. Учитель - человек, являющийся примером для своих учеников и, если он перестаёт совершенствоваться в профессии, то никогда не будет интересен им. Я думаю, в этом суть названия данного эссе. Л.Н.Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». А известный американский политический деятель, философ Б. Франклин говорил, что каждое утро необходимо ставить себе задачу: «Что я сегодня сделаю хорошего?» и в конце дня подводить итог: «Что хорошего я сделал сегодня?» Я считаю, это необходимо делать всем нам, учителям. Всегда есть куда стремиться, ещё есть много методик, есть много коллег, у которых можно чему-то научиться. Нет предела совершенству.
В заключении хотелось бы привести 5 заповедей для учителя
(автор- педагог Шишлянникова А.В.):
Прими все то, что есть в ребенке, как естественное, сообразное его природе, пусть даже это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам.
Сопроводи его позитивную самореализацию, приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные.
Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Тогда ребенок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью рисуй сам, если все сочиняют сказку - сочиняй и ты, на математике решай задачи вместе со всеми.
Ищи истину вместе с ними. Не задавай детям вопросов, на которые знаешь ответы. (Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия).Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг.