Статья на тему Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании
Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании.
Афанасьева Т.Н.
Анализ ситуации со здоровьем школьников показывает, что объективно существуют противоречия между традиционным уровнем реализации деятельности учителя и современными потребностями общества в учителе-новаторе, с творческим, научно-педагогическим мышлением; между потребностью общества в здоровом подрастающем поколении и актуальным состоянием здоровья участников образовательного процесса. Очевидно, что воспитательная система, изменения в содержании и организации деятельности школ, их инновационная направленность должны быть тесно связаны с проблемой сохранения здоровья всех участников образовательного процесса. Основная цель, которую преследуют образование и воспитание, обучить и воспитать не только социально-активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и личность с сохраненным физическим и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни.
Поэтому работа в школе основывается на сохранении здоровья школьников в современных условиях. Главной задачей становится создание системы работы, направленной на кардинальное изменение и улучшение социальной, образовательной среды и среды межличностных отношений. В рамках внедрения здоровьесберегающих технологий необходимо опираться на следующие подходы:
рассматривать понятие «здоровье» как психофизическое и духовное состояние учащихся, которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к постоянно изменяющейся учебной, социальной и природной среде;
целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности.
В совокупность основных элементов здоровьесберегающей технологии включены следующие составляющие:
информационная – отвечает на вопрос «Что?». Это концепция, ее содержание и принципы, обеспечивающие реализацию цели и задач;
инструментальная – отвечает на вопрос «Чем?». К ней относятся материальная база;
социальная (кадры) – «Кто?». Это преподавательский и учебно-вспомогательный состав. Его компетентность, готовность и устремленность к реализации здоровьесберегающей технологии в образовании;
финансовая – отвечает на вопросы: «Сколько?», «За счет каких средств?». Бюджетные и внебюджетные поступления, их соотношение.
Какие бы методы учитель не применял, сколько бы не принуждал к учению, но достигнуть результата можно только решая проблему комплексно, через развитие и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса. Общие принципы определяют следующее содержание(3):
интеграция всех сил, органическое единство всех структурных подразделений учебного заведения с целью обучения и воспитания учащихся в условиях, обеспечивающих им физическое, психическое и духовно-нравственное здоровье;
гуманизация, усиление внимания к личности каждого учащегося как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими ценностями;
дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого учащегося;
демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества обучения учащихся и учителей, заинтересованное взаимодействие администрации и общественности в становлении и функционировании здоровьесберегающих образовательных технологий;
научная организация учебно-трудовой деятельности субъектов образовательного процесса; внедрение современных педагогических технологий здравостроения и сбережения здоровья учащихся;
антропологичность, целостность человека, его психосоматическое, социокультурное, духовное и физическое единство; взаимосвязь и взаимовлияние социальной среды и личности в направлении развивающей культурно-созидательной деятельности.
Системный анализ содержания образования, образовательного процесса и сущностных характеристик педагогических технологий позволил выделить и сформулировать ряд важных технологических принципов, которые учитывались при разработке здоровьесберегающей системы образования:
принцип единства связи элементов системы здоровьесберегающей технологии. Основные составляющие ее элементы (информационная, инструментальная и кадровая) взаимосвязаны и взаимозависимы: изменение одной из них непременно требует изменения двух других;
принцип диагностичности целеполагания;
принцип функциональной полноты и функциональной взаимосвязи содержания здоровьесберегающей технологии. Полная реализация здоровьесберегающей технологии возможна в том случае, если она охватывает одновременно все составляющие образовательной системы и компоненты социальной среды, имеет материально-финансовое и правовое обеспечение, формирует все признаки качеств культуры здорового образа жизни и, в частности, физической культуры. Содержание воспитания должно быть представлено только конкретными методами в конкретных условиях и формах;
принцип открытости функциональных и методических действий. Все, что делается в процессе внедрения и становления здоровьесберегающей системы образования и воспитания, должно быть понятным, логически обоснованным и информационно открытым для учащихся и учителей, являться их осознанной деятельностью;
принцип объективной оценки конечного результата. Один из главных принципов, лежащих в основе образовательных технологий. Только при выполнении этого требования возможны продуктивный контроль и коррекция, поиск способов управления и исправления допущенных ошибок;
принцип преемственности и завершенности: согласованность не только содержания, но и технологической модели, форм учебной деятельности на разных ступенях образования как в макро-, так и в микроструктуре. На каждой следующей ступени расширяются и углубляются представления, знания, умения и навыки, происходит переход с низкого уровня на более высокий. Причем, решение цели обязательно, трансформация структур - стратегии образовательной здоровьесберегающей системы в собственную личностную структур - стратегию учащегося и учителя необходима. Более того, «закрытый» здоровьесберегающий учебный процесс должен иметь выход в систему внеучебной деятельности, обеспечивающую удовлетворение потребностей и интересов субъектов образования в культуре здорового образа жизни;
принцип вариативности средств, методов и организационных форм внедрения здоровьесберегающих технологий в образовании. Широкий спектр и разнообразие средств, методов, организационных форм и видов здоровьесберегающих технологий обеспечивает полноценность образовательной системы, предоставляет свободу творчества, инициативы и деятельности, но в условиях концепции принципов и слагаемых, составляющих и обеспечивающих ее;
принцип оптимизации: выбор наилучшего варианта плана деятельности, то есть наилучшего варианта содержания средств, форм, методов внедрения и функционирования здоровьесберегающих технологий, затрат времени, усилий, степени трудности, научности, создания оптимальных условий для деятельности (учебно-материальных, санитарно-гигиенических, морально-психологических, культурно-эстетических), умелого стимулирования и регулирования действий, оперативного контроля и коррекции деятельности (3).
Следовательно, системный подход обеспечивает целостное представление о состоянии здоровья учащихся и наполняет конкретным содержанием здоровьесберегающую технологию и ее операциональную составляющую, помогает ответить на вопрос, как и по каким направлениям, следует ее реализовать, определяет основные задачи. Необходимо в работе учителя использовать следующие технологии.
Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий: правильная организация урока; использование каналов восприятия; учет зоны работоспособности учащихся; распределение интенсивности умственной деятельности. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения: снятие эмоционального напряжения; создание благоприятного психологического климата на уроке; охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни; комплексное использование личностно-ориентированных технологий.
Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности (4):
Технология личностно-ориентированного обучения предполагает развитие личностных качеств учащихся посредством учебных предметов. В центр образовательной системы ставят личность ребенка, обеспечение безопасных, комфортных условий ее развития и реализации природных возможностей. Личность ребенка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы.
Педагогика сотрудничества создает условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Цель школы, реализующей педагогику сотрудничества, -разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой педагогики - приоритет воспитания над обучением_ позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья учащихся (3).
Технология развивающего обучения ориентируется на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы и позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияния окружающей среды и условий.
Технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов выдвигает цель оказывать психологическую и методическую помощь учащимся в том, чтобы они были успешными в учебной деятельности. Применение технологии позволяет создавать условия для самовыражения учащихся, подбирать приемы, влияющие на появление и сохранение интереса к учебному материалу (1).
Технология проблемного обучения предполагает постановку развивающей цели, формулирование проблемной ситуации или проблемного вопроса, а также поиск вариантов решения. Создает условия для самовыражения учащихся, разнообразия учебной деятельности, а также позволяет использовать разнообразные приемы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу.
Технология ненасильственного обучения содержит информацию о психологических и педагогических средствах ненасильственного воздействия на человека. Применение данной технологии позволяет уйти от авторитарного стиля, создать благоприятный психологический микроклимат, использовать приемы, влияющие на появление и сохранение интереса к учебному материалу.
Технология эффективной речевой деятельности позволяет управлять речью. Данная технология позволяет создавать благоприятный психологический микроклимат главным образом через этикетность речи.
Технология диалогового обучения позволяет строить урок на диалоговой основе, превратить урок в пространство эффективного общения, где реализуются разные грани диалога. Это означает, что на уроке приоритетными становятся тенденции взаимоуважения, взаимопонимания, взаимоподдержки. Следовательно, создаются условия для самовыражения ребенка, благоприятного психологического микроклимата (2).
Технология рефлексивного обучения позволяет отслеживать уровень понимания учебного материал, особенности их психологического состояния. Отношения к изучаемому материалу и уроку посредством обратной связи.
Под здоровьесберегающими технологиями мы понимаем систему мер, поэтому мы должны учитывать и факторы, влияющие на здоровье учащихся: факторы внешней среды (экологические, экономические, социальные); факторы школьной среды (качественная оценка школьных помещений, оснащение и оборудование, физкультурно-оздоровительная работа (организация учебного процесса); формы и методы здоровьесберегающей деятельности учреждения. К методам здоровьесберегающих технологий можно отнести: специфические (характерны для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
Методы имеют свою структуру: защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения), компенсаторно-нейтрализующие (лечебная гимнастика, массаж, тренинг), стимулирующие (элементы закаливания, приемы психотерапии), информационно-обучающие (письма родителям, педагогам).
В целом, Школа Здоровья – это такая система образования, в рамках которой на каждом этапе созревания обеспечивается реализация базовых потребностей человека. В этом случае он наиболее полно развивает свои способности, познает свою уникальность, и в процессе самоактуализации у него формируются основные компоненты здоровья.
Список литературы
1.Бабанский Ю. К. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса.1982.
2. Кукушкин В. С. Теория и методика обучения.- Ростов н/Дону:2005.
3. Орехова В.А. Педагогика в вопросах и ответах: М.: КНОРУС,2006.
4.Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.:АПК и ПРО,2002.
5.Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. Ростовн/Дону: Феникс, 2007.
6.Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение.