«Развитие жизнеспособности и формирование жизнестойкости подростков в здоровьесберегающей деятельности педагога».
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Краснодарского края
Динской механико-технологический техникум
Доклад на конференцию «Научно-методическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности в образовании»
Тема доклада: «Развитие жизнеспособности и формирование жизнестойкости подростков в здоровьесберегающей деятельности педагога».
Подготовила: преподаватель общественных дисциплин ДМТТ Румянцева Л.В.
Здоровье – не все,
но без здоровья – ничто.
Сократ
I. Введение
Проблема сохранения здоровья стала актуальной еще в древности. Свидетельством этого служат первые табу первобытного социума, например, экзогамия (запрет на половые отношения внутри племени), обычай хоронить умерших вне пределов поселений, запрет поедать пищу на месте ее добычи и другие.
Началом возникновения идеи здоровьесбережения следует считать V – II века до нашей эры, когда в Древнем Риме появились валеотугенарии, отвечающие за здоровье и работоспособность рабов. В тот же период греческие ученые обосновали значение закаливания, физических упражнений и здорового образа жизни. Идея здоровьесбережения в педагогике впервые была выдвинута Платоном и развивалась последующими поколениями ученых. Современное постиндустриальное общество характеризуется большой степенью неопределенности, усложнением жизни, ростом жизнеопасных трудностей, нарастанием социальной напряженности. Особенно незащищенными в новом бытие являются подростки, в их числе, наши обучающиеся. В связи с этим, применение здоровьесберегающих технологий в образовательной среде является не только уместным, но и жизненно необходимым.
II. 1. Цели и задачи доклада
В своей деятельности я использую здоровьесберегающие образовательные технологии, которые можно разделить на 3 три группы:- организационно-педагогические технологии , определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний. Направленность этих технологий – создание санитарно-гигиенических, природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности обучающихся.
- психолого-педагогические технологии , связанные с непосредственной работой на уроке, воздействием, которое я оказываю все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
- учебно-воспитательные технологии , которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы с обучающимися после уроков, просвещение их родителей. как в учебный процесс, так и во внеурочную работу.
Используя в своей педагогической деятельности организационно-педагогические, психолого-педагогические, учебно-воспитательные технологии , я ставлю задачу рассмотрения социально - адаптирующих и личностно-развивающих технологий, обеспечивающих формирование и укрепление психологического здоровья обучающихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. При этом исследовались две группы задач: развитие жизнеспособности и формирование жизнестойкости подростков в процессе преподавания обществознания и во внеурочной деятельности.
Наблюдая и анализируя поведение своих учащихся в нестандартных ситуациях, я пришла к выводу, что гарантом жизнеспособности и жизнестойкости подростков выступает самосохранение – гармоничное единство его внутренних психических свойств и внешних условий жизнедеятельности. Следовательно, усилия педагога должны быть направлены на формирование чувства самосохранения обучающихся. Преподавание курса обществознания создает прекрасный фундамент для использования следующих технологий:
1. Технология управления конфликтами и возрастными кризисами.
2.Технология самоменеджмента (рациональное распределение времени, принятие и поддержание собственного имиджа и т.п.)
3. Технология распознавания и противодействия манипуляциям.
4. Техники, связанные с доминирующими мыслями о собственном успехе.
Технология управления конфликтами и возрастными кризисами особенно актуальна в наше время. В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и к вседозволенности, агрессивности.
На уроках обществознания я использую методику американских ученых Р. Блейка и Д. Моутона, которые выделяют следующие педагогические стратегии управления межличностными конфликтами: приспособление, уклонение, отступление, компромисс, сотрудничество, доминирование. Рассмотрим особенности их проявления в конфликтном взаимодействии.
Эффективность стратегии приспособления обусловлена принятием подростка таким, каков он есть, — подвижным и вялым, вспыльчивым и уравновешенным, покладистым и упрямым. Суть приспособления — в многосторонней ориентации педагога в ситуации общения и адаптации к комплексу личностных проявлений обучающегося.
В щадящем общении нуждаются как правило, "трудные", которым свойственны душевный дискомфорт и устойчивый негативизм к педагогическим требованиям. Поэтому особая терпимость необходима по отношению к обучающимся, перенесшим психическую травму, переживающих внутриличностный конфликт, семейные драмы.
Близка к приспособлению стратегия уклонения, сознательный уход педагога от конфронтации. Это бывает необходимо, когда приходится сталкиваться с мелкими размолвками, с проявлением дурного настроения, вспыльчивости, немотивированной агрессии подростка.
Сопротивление действиям учителя часто свойственно подростку в кризисные периоды взросления как выражение обостренной потребности к самоутверждению. Спонтанно возникающая агрессивность нейтрализуется подчеркнутым хладнокровием и выдержкой педагога, спокойной тональностью общения, умением что-то не заметить. Ответные же нервозность и гневливость провоцируют эмоциональные срывы и обостряют конфликт. Неожиданные реакции — шутка, демонстративное молчание — действуют на "бунтаря" более отрезвляюще, чем нотация и дисциплинарные санкции.
Бывает необходимой и стратегия отступления. Своевременное отступление, отказ от избранной тактики, откровенное признание своей оплошности, опережающая самокритичность обезоруживают ребят, снимают отчуждение. Шаг назад, который делает педагог, предупреждает эскалацию напряжения.
Компромисс строится на двусторонних уступках, рационализации решения, которое в конечном итоге удовлетворяет обе стороны. Свидетельствуя о подлинном уважении личности воспитанника, эта стратегия позволяет преподавателю выигрывать в главном за счет частных потерь. На личном примере педагога обучающиеся учатся культуре согласования своих интересов с потребностями и желаниями других.
Значительным регулирующим и воспитывающим потенциалом обладает сотрудничество, построенное на совместном с обучающимися выборе решения, принятии взаимной ответственности. Демократичность отношений, открытый обмен мнениями, мыслями позволяют рассматривать различные точки зрения, инициировать плюрализм взглядов и формировать умение видеть многообразие выходов из проблемной ситуации.
Равнопартнерское сотрудничество, к которому учитель побуждает ребят ("Не знаю, что делать. Подумаем вместе", "А как бы Вы поступили на моем месте?"), оказывается в воспитательном отношении более результативным, чем единоличное принятие правильного решения. Это бывает важно при серьезных разногласиях. Американский психолог Джинн Грэхем Скотт считает, что открытое обсуждение конфликта — лучший способ предотвратить его эскалацию.
Педагогическое общение не исключает стратегии доминирования, основанной на одностороннем отстаивании учителем собственной позиции, единоличном принятии всей полноты ответственности. Такие действия и поступки бывают целесообразны в чрезвычайных обстоятельствах, например в ситуациях угрозы психическому или физическому здоровью детей, когда педагог в силу жизненного опыта и компетентности немедленно принимает решение, безоговорочно подчиняя своей воле.
Доминирование привлекает многих учителей незамедлительностью педагогического эффекта. Например, если ученик болтает на уроке, то публично сделанное замечание или внушение заставляет его замолчать.
Представляет определенный интерес оценка последствий наказаний самими обучающимися. Из 124 опрошенных мной обучающихся техникума 26 % отмечают их положительное влияние, 35 — отрицательное и 39 % — нейтральное.
Эти данные свидетельствуют прежде всего о традиционно широком использовании наказаний, адаптации к ним подростков, восприятии их как неизбежного спутника общения с учителем. Уязвимость доминирования заключается прежде всего в том, что оно блокирует эмоционально-рассудочную деятельность самого подростка, препятствуя включению механизма саморегуляции. Злоупотребление этой стратегией оборачивается репрессивностью учителя, когда за любым нарушением регламента неумолимо следуют педагогические санкции.
В сложных случаях затяжных конфликтов педагогу приходится творчески сочетать различные технологии, комбинируя уклонение и компромисс, приспособление и сотрудничество и т.д.
От выбора педагогической технологии управления конфликтами в конечном итоге зависит мироощущение обучающихся, их отношение к себе и людям, общий жизненный тонус. Необдуманные решения педагога вызывают тревогу, ощущение беспомощности, смятение, разлад, отрицание, поляризацию одиночества, низкую производительность, вялость, затаенный гнев, стресс, усталость, болезни.Технология самоменеджмента — это техника правильного использования времени. Самоменеджмент помогает выполнять работу с меньшими расходами, лучше организовать труд (следовательно, получить лучшие результаты), уменьшить загруженность работой и, как результат, уменьшить спешку и стрессы. Известный специалист в области менеджмента Ален Маккензи утверждал: «Нет ничего более легкого, чем быть занятым. И нет ничего более трудного, чем быть результативным».
Цель технологии самоменеджмента – научить подростка осознавать необходимость управления своей жизнью, освоить инструменты ее планирования и организации.
Технология самоменеджмента означает:
Осознание взаимосвязи причин и следствий в жизни человека;
Освоение навыков анализа мотивов собственного поведения;
Освоение навыков постановки и достижения своих целей;
Освоение техник преодоления лени;
Освоение основных правил тайм-менеджмента;
Освоение навыков преодоления трудностей.
Наиболее продуктивно использовать данную технологию мне удается на уроках, входящих в раздел «Экономика». Эпиграфом к разделу ставлю слова П. Друкера: «Время — самый ограниченный капитал, и, если не можешь им распоряжаться, не сможешь распоряжаться ничем другим». Объясняю, что время — это такой же ресурс, как и люди, сырье, финансовые средства. Его важнейшей особенностью является безвозвратность — его нельзя накопить, передать, взять в кредит, потому важно научиться использовать его с максимальной выгодой. Начинаю использование технологии всегда с небольшого анкетирования, которое содержит вопросы о том, как использует подросток свое время. С помощью ролевых игр, тренинговых упражнений, дискуссии, решения проблемно-познавательных задач обучающиеся учатся ставить цели деятельности, планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решения, выбирать средства для осуществления своих целей, объективно оценивать результат. Беречь время и собственное здоровье обучающимся помогает Памятка «Правила организации времени» (Приложение 1)
Преимущества овладения самоменеджментом очевидны:
меньшие затраты усилий и времени на работу;
оптимальная организации труда и более высокие результаты;
минимальные стресс и спешка;
рост удовлетворенности от выполненной работы;
рост мотивации обучения;
меньшая загруженность на работе;
достижение целей самым коротким путем.
Можно с уверенностью сказать, что навыки самоменеджмента помогут обучающимся не только в учебе, сохранении своего здоровья, но и пригодятся в выборе будущей работы, помогут достичь определенных карьерных высот, организации семейной жизни.
Технологию распознавания и противодействия манипуляциям можно успешно применять не только в учебном процессе, но и во внеклассной работе. Цель применения данной технологии – научить подростков распознавать манипуляторов и вовремя сказать им «нет!». Обучающимся целесообразно рассказать, что в древнем мире раб не имел права делать некоторые вещи. Он не имел права носить оружие и говорить слово ”нет”.
Раб мог жить в гораздо более комфортных условиях и пользоваться большими благами, чем простой гражданин, однако он не имел права отказывать. В современном мире мы практически избавились от явного рабства, однако рабство сохранилось в завуалированном виде. Оно проявляется в создании с помощью манипуляций зависимости одних людей от других, особенно тех, кто не умеет вовремя отказать манипулятору. Как показали проводимые мной неоднократные анкетирования, диагностические опросы моих обучающихся, их вредные привычки появились именно потому, что они не смогли отказать своим друзьям, старшим братьям, однокурсникам выкурить первую сигарету, выпить алкоголь, попробовать наркотики, украсть, т.е. категорично и однозначно сказать «Нет!»
Задачу педагога при использовании данной технологии я вижу в следующем:- определить понятие манипуляции, ее признаки и критерии.- отработать навыки распознавания манипуляций по внешним и внутренним признакам.- развить умение выбирать наиболее эффективную тактику взаимодействия с собеседником в различных ситуациях. -отработать навыки влияния на партнера по общению.- обучить техникам противостояния манипуляциям.
Практическая отработка навыков противостояния манипуляциям проходит в виде ролевых игр, работы в малых группах, тренингах. Предварительное тестирование позволит определить, какому типу манипуляций подвержен каждый из участников. В результате применения указанной технологии обучающиеся овладевают навыками построения защиты от манипуляций, пресечение манипуляций, осваивают навыки работы с шантажом, непомерными требованиями, отказом от сотрудничества,отрабатывают способы выхода из негативных состояний, вызванных чужим влиянием, учатся противодействию силовому давлению, развитие навыков уверенного поведения и эмоциональной саморегуляции, овладевают приемами распознавания лжи у собеседника. Поэтому, для того, чтобы успешно противодействовать манипулированию, совершенно необходимо научиться говорить ”НЕТ”.
С целью укрепления психологического здоровья обучающихся применяю технологию обеспечения успеха. Успех в учении – единственный источник внутренних сил подростка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся ситуацию успеха.
Переживание учеником ситуации успеха:
повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
стимулирует к высокой результативности труда;
корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
развивает инициативность, креативность, активность;
поддерживает на уроке благоприятный психологический климат.
Достижение успеха в учебной деятельности обучающимся затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Преодоление этого обеспечивается рядом операций: одобрением, подбадривающими словами, корректностью обращения, доброжелательной мимикой,
Технологические операции создания ситуаций успеха:
Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.
Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает уверенность в свои силы и возможности. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
Скрытое инструктирование обучающегося в способах и формах совершения деятельности, которое достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.
Внесение мотива – показывает ученику ради чего совершается эта деятельность. “Тебе обязательно пригодится это в будущем…”
Персональная исключительность. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”
Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”.
Система методов создания ситуации успеха на уроке (из опыта работы)
Методы дифференцированного обучения
Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.
Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения. Для выбора можно предлагать задания одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Учитель всем обучающимся объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает каждому ученику самому выбрать то задание, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом.
Ситуация выбора Пример
Выбор содержания обучения Выбор содержания домашнего задания
Выбор задания для выполнения на уроке
Выбор уровня сложности задания
Выбор методов обучения Изучение с помощью педагога или самостоятельно
Выбор формы обучения Работа индивидуально, в паре, в группе
Если задания на выбор предлагаются систематически, то у обучающихся вырабатываются способности не теряться в ситуации выбора, осознанно выбирать работу по силам, умение объективно оценивать свои возможности. При этом на уроке сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи
Созданию ситуации успеха способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно.. Формы коллективной учебной работы обучающихся, используемые мной в своей педагогической деятельности разные: работа в парах постоянного и сменного состава, работа в микрогруппах ( тройках, четверках), работа в группах (5-7 человек), коллективная работа (группа делится на 2-3 подгруппы или выполняется общая для всей группы работа).
Эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетания педагогом репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет обучающихся на её решение, организует поиск решения на основе имеющихся знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связи. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке.
Использование проектного метода в обучении позволяет стимулировать создание ситуации успеха обучающихсяЗначение метода проектов в технологии создания ситуации успеха на уроке:
развитие активной позиции ученика в учебной деятельности, его самостоятельности, инициативности;
воспитание умения работать в коллективе, развитие коммуникативных способностей;
повышение уверенности обучающихся в себе, мотивации учения;построение учебного процесса с опорой на интересы обучающихся.
Осуществление диагностики эмоционального состояния обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса.
Педагогу очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает в учебном коллективе в течение урока и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит обучающихся, подводя итоги урока, использование самооценки и взаимооценки учениками друг друга в течение урока.
1. Самооценка (даю небольшую самостоятельную работу, а затем озвучиваю или вывожу с помощью проектора на экран правильный ответ, а ученик должен сам проверить свою работу и поставить себе оценку);
2. Оценка соседа по парте (то же самое, только ребята меняются работами или при устном ответе прошу кого-то проанализировать ответ товарища и оценить его);
3. Окончательная оценка учителя.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
III. Заключение
Здоровьесберегающие технологии предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровь, жизнь и здоровье других людей. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм, методов организации обучения, без ущерба для здоровья учащихся, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
(Приложение 1)
Памятка «Правила организации времени»
1) Начинать день с позитивным настроением;
2) Начинайте работу по возможности в одно и то же время;
3) Следуйте плану дня, составленного накануне;
4) Сначала — ключевые задания;
5) Приступать к делу без раскачивания;
6) Отклонять дополнительно возникающую не столь важную проблему;
7) Вовремя делать паузу и соблюдать размеренный темп;
8) Выкраивать спокойное время для восстановления сил;
9) Завершите начатые небольшие дела;
10) Контроль над результатами и самоконтроль;
11) Составить план на следующий день;
Приложение № 2
Универсальный алгоритм противодействия манипуляции
Универсальный алгоритм противодействия манипуляции включает в себя ряд шагов:
1) Осознание того, что нами пытаются манипулировать.
Любой из нас в состоянии осознавать попытки манипулирования всего лишь оставаясь в контакте со своим чувствами и эмоциями, которые дают нам надежные сигналы.
2) Как только мы почувствовали и осознали, что нами пытаются манипулировать, следующим шагом будет резко ограничить информацию о себе. Это шаг состоит в применении одного из способов противодействия манипулированию.
Это может быть:
1. Пассивная защита, сутью которой является уклонение от влияния манипулирующего;
2. Активная защита, которая действует как раскрытие планов манипулирующего;
3. Контрманипуляция, то есть вышибание клина клином.
Однако необходимо уточнить, что второй и третий способы противодействия могут создавать конфликтные ситуации, поэтому использовать их следует осмотрительно.