Психологическое обеспечение образовательной деятельности в учреждении
Психологическое обеспечение образовательной деятельности в учреждении
Актуальность психологического обеспечения образования повышается в связи с новыми социальными требованиями к системе образования.
Психологическое обеспечение образовательной деятельности на современном этапе предполагает повышение уровня психологической культуры педагогов и обучающихся творческих объединений.
Учреждение дополнительного образования при осуществлении образовательной деятельности выполняет следующие психологические функции:
релаксационная: возможность расслабиться, отдохнуть, сменить вид деятельности, уйти от жесткой регламентации в семье и школе;
компенсаторная: желание ребенка решить личные проблемы, реализовать потребность в самоутверждении и самоуважении, компенсировать неудачи в школе, семье;
развивающая: создание развивающей среды, адекватной природе ребенка, обеспечивающей физическое и психическое развитие его задатков и способностей в процессе разнообразной деятельности.
Основной целью является психологическая помощь процессу социализации личности, обеспечивающая гармонизацию отношений ребенка и общества, развитие творческого потенциала педагогического и детского коллектива в центре, выявление перспективы развития вариативного образования.
Задачи
создавать условия для продуктивного движения ребенка по образовательному маршруту, который он определил с помощью педагога и семьи,
помогать ему осваивать наиболее значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других.
Формирование благоприятного микроклимата в объединениях.
Повышение психологической культуры обучающихся, педагогов, родителей.
Эффективность психологического обеспечения может определяться по следующим основным интегральным показателям:
удовлетворенность обучающихся своим пребыванием в творческом объединении;
степень сформированности позитивной адекватной Я-концепции;
степень обученности общаться с другими людьми, сохраняя свою индивидуальность.
Компоненты психологического сопровождения:
построение системы развивающего взаимодействия психолога, педагога, методиста и родителя;
определение социально-педагогических условий для развития личности ребенка;
психологическое просвещение педагогов и родителей.
создание системных специальных условий для оказания помощи обучающимся, имеющим проблемы в психическом развитии, обучении.
1. План работа с одаренными детьми
№
Содержание работы
Предполагаемые сроки проведения
Диагностика
1
Диагностика по выявлению одаренных детей
сентябрь - октябрь
Исследование уровня удовлетворенности обучающихся в центре
ноябрь
2
Диагностика личностных особенностей обучающихся
ноябрь - декабрь
Исследования межличностных отношений в семье
январь - февраль
Обеспечение педагогического и психологического мониторинга развития одарённых детей
В течение года
Разработка научно-методической базы для выявления и развития детской одаренности
В течение года
Исследование структуры мотивации одаренного ребенка
октябрь - декабрь
Консультирование
Консультации, групповая работа с родителями
в течение года
Подготовка обучающегося на городскую олимпиаду по психологии
сентябрь - декабрь
Подготовка обучающегося на городскую и областную НИР
в течение года
Психологическая профилактика и просвещение
Психологическое просвещение и повышение психологической культуры родителей обучающихся.
в течение года
Лекторий для родителей «Ваш ребёнок талантлив»
ноябрь
Составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок детей
январь
Ознакомление родителей с возрастными и индивидуальными изменениями детей
октябрь
Психологическая просветительская работа на родительских собраниях
в течение года
Коррекционная деятельность
Психологический тренинг для подростков (группа "личностный рост")
ноябрь
Индивидуальная поддержка одаренных детей
в течение года
« План работы с детьми инвалидами»
№
Содержание работы
Предполагаемые сроки проведения
Диагностика
Диагностика личностных особенностей детей с ограниченными возможностями
Сентябрь - ноябрь
Измерения уровня интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями
· °ноябрь
Исследования межличностных отношений в семье
январь - февраль
Консультирование
Выявления отношений между членами семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
в течение года
Групповая работа с родителями
в течение года
Психологическая профилактика и просвещение
Составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок детей
январь
Беседа «гармонизация межличностных отношений между членами семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
ноябрь
Психологическая просветительская работа на родительских собраниях
в течение года
Коррекционная деятельность
Тренинговые упражнения «Развития навыков адекватного общения с окружающим миром»
в течение года
Тренинговые упражнения «Развитие коммуникативных форм поведения»
в течение года
План работа с педагогами центра
№
Содержание работы
Предполагаемые сроки проведения
Диагностика
Диагностика личностных особенностей педагогов
в течение года
Диагностика эмоционального выгорания В.В. Бойко
март
Консультирование
Консультирование педагогов по вопросам профессионального и личного роста
в течение года
Беседа с педагогами по интересующимся вопросам
в течение года
Психологический анализ уроков и внеклассных занятий педагогов по их заявкам.
в течение года
Индивидуальная работа с учителями по различным проблемам жизни.
в течение года
Психологическая профилактика и просвещение
Повышение психолого-педагогической грамотности педагогов
октябрь
Беседы «Эмоциональное выгорание как психологическая защита организма».
март
Коррекционная деятельность
Групповые занятия с педагогами (группы личностного роста).
в течение года
Треннинговые упражнения «Осознание себя, своих индивидуальных особенностей. Сплочение коллектива».
ноябрь
Треннинговые упражнения: релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация ит.д..
декабрь
План работа с обучающимися
№
Содержание работы
Предполагаемые сроки проведения
Диагностика
Диагностика обучающихся с целью изучения психологического состояния детей для обеспечения индивидуального подхода педагога в работе с обучающимися.
октябрь
Проведение индивидуальной и групповой диагностической работы с учащимися по запросу педагогов школы.
в течение года
Выявление обучающихся, нуждающихся в психологической помощи
в течение года
Анкетирование в объединениях ЦДЮНТТ с целью определения микроклимата и изучение представлений о жизни в объединениях.
ноябрь
Срез ЗУНов с целью изучения уровня образования в ЦДЮНТТ
декабрь
Исследование структуры мотивации
ноябрь
Консультирование
Психологическое просвещение и повышение психологической культуры родителей обучающихся.
в течение года
Индивидуальная работа с обучающимися по различным проблемам жизни.
в течение года
Психологическая профилактика и просвещение
профилактика обучающихся ЦДЮНТТ «Темы бесед: «Истинная любовь – это фундамент здоровых взаимоотношений»;
«Что необходимо знать о профилактических вирусных заболеваний»; «Наркотики это путь в бездну»; и др.»
декабрь
Психологическая просветительская работа на родительских собраниях
в течение года
Составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок детей
январь
Выпуск психологических и профориентационных публикаций в целях психологического просвещения обучающихся, педагогов и родителей
в течение года
Анкетирование на тему: «Алкоголь, наркомания и вымогательство»
декабрь
Коррекционная деятельность
Индивидуально- коррекционная работа с учащимися (по результатам психодиагностики и запросу педагогов).
в течение года
Психологический тренинг для подростков «Психология общения»
декабрь
15