Психологическое обеспечение образовательной деятельности в учреждении

Психологическое обеспечение образовательной деятельности в учреждении
Актуальность психологического обеспечения образования повышается в связи с новыми социальными требованиями к системе образования.
Психологическое обеспечение образовательной деятельности на современном этапе предполагает повышение уровня психологической культуры педагогов и обучающихся творческих объединений.
Учреждение дополнительного образования при осуществлении образовательной деятельности выполняет следующие психологические функции:
релаксационная: возможность расслабиться, отдохнуть, сменить вид деятельности, уйти от жесткой регламентации в семье и школе;
компенсаторная: желание ребенка решить личные проблемы, реализовать потребность в самоутверждении и самоуважении, компенсировать неудачи в школе, семье;
развивающая: создание развивающей среды, адекватной природе ребенка, обеспечивающей физическое и психическое развитие его задатков и способностей в процессе разнообразной деятельности.

Основной целью является психологическая помощь процессу социализации личности, обеспечивающая гармонизацию отношений ребенка и общества, развитие творческого потенциала педагогического и детского коллектива в центре, выявление перспективы развития вариативного образования.
Задачи
создавать условия для продуктивного движения ребенка по образовательному маршруту, который он определил с помощью педагога и семьи,
помогать ему осваивать наиболее значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других.
Формирование благоприятного микроклимата в объединениях.
Повышение психологической культуры обучающихся, педагогов, родителей.

Эффективность психологического обеспечения может определяться по следующим основным интегральным показателям:

удовлетворенность обучающихся своим пребыванием в творческом объединении;
степень сформированности позитивной адекватной Я-концепции;
степень обученности общаться с другими людьми, сохраняя свою индивидуальность.

Компоненты психологического сопровождения:

построение системы развивающего взаимодействия психолога, педагога, методиста и родителя;
определение социально-педагогических условий для развития личности ребенка;
психологическое просвещение педагогов и родителей.
создание системных специальных условий для оказания помощи обучающимся, имеющим проблемы в психическом развитии, обучении.


1. План работа с одаренными детьми


Содержание работы
Предполагаемые сроки проведения

Диагностика

1
Диагностика по выявлению одаренных детей
сентябрь - октябрь


Исследование уровня удовлетворенности обучающихся в центре
ноябрь

2
Диагностика личностных особенностей обучающихся
ноябрь - декабрь


Исследования межличностных отношений в семье
январь - февраль


Обеспечение педагогического и психологического мониторинга развития одарённых детей
В течение года


Разработка научно-методической базы для выявления и развития детской одаренности
В течение года


Исследование структуры мотивации одаренного ребенка
октябрь - декабрь

Консультирование


Консультации, групповая работа с родителями
в течение года


Подготовка обучающегося на городскую олимпиаду по психологии
сентябрь - декабрь


Подготовка обучающегося на городскую и областную НИР
в течение года

Психологическая профилактика и просвещение


Психологическое просвещение и повышение психологической культуры родителей обучающихся.
в течение года


Лекторий для родителей «Ваш ребёнок талантлив»
ноябрь


Составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок детей
январь


Ознакомление родителей с возрастными и индивидуальными изменениями детей
октябрь


Психологическая просветительская работа на родительских собраниях

в течение года

Коррекционная деятельность


Психологический тренинг для подростков (группа "личностный рост")
ноябрь


Индивидуальная поддержка одаренных детей
в течение года


« План работы с детьми инвалидами»



Содержание работы
Предполагаемые сроки проведения

Диагностика


Диагностика личностных особенностей детей с ограниченными возможностями
Сентябрь - ноябрь


Измерения уровня интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями

· °ноябрь


Исследования межличностных отношений в семье
январь - февраль

Консультирование


Выявления отношений между членами семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
в течение года


Групповая работа с родителями
в течение года





Психологическая профилактика и просвещение


Составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок детей
январь


Беседа «гармонизация межличностных отношений между членами семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
ноябрь


Психологическая просветительская работа на родительских собраниях

в течение года

Коррекционная деятельность


Тренинговые упражнения «Развития навыков адекватного общения с окружающим миром»
в течение года


Тренинговые упражнения «Развитие коммуникативных форм поведения»
в течение года


План работа с педагогами центра


Содержание работы
Предполагаемые сроки проведения

Диагностика






Диагностика личностных особенностей педагогов
в течение года


Диагностика эмоционального выгорания В.В. Бойко
март









Консультирование


Консультирование педагогов по вопросам профессионального и личного роста
в течение года


Беседа с педагогами по интересующимся вопросам
в течение года


Психологический анализ уроков и внеклассных занятий педагогов по их заявкам.


в течение года


Индивидуальная работа с учителями по различным проблемам жизни.

в течение года

Психологическая профилактика и просвещение


Повышение психолого-педагогической грамотности педагогов
октябрь


Беседы «Эмоциональное выгорание как психологическая защита организма».
март





Коррекционная деятельность


Групповые занятия с педагогами (группы личностного роста).
в течение года


Треннинговые упражнения «Осознание себя, своих индивидуальных особенностей. Сплочение коллектива».
ноябрь


Треннинговые упражнения: релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация ит.д..

декабрь



План работа с обучающимися


Содержание работы
Предполагаемые сроки проведения

Диагностика


Диагностика обучающихся с целью изучения психологического состояния детей для обеспечения индивидуального подхода педагога в работе с обучающимися.
октябрь


Проведение индивидуальной и групповой диагностической работы с учащимися по запросу педагогов школы.
в течение года


Выявление обучающихся, нуждающихся в психологической помощи
в течение года


Анкетирование в объединениях ЦДЮНТТ с целью определения микроклимата и изучение представлений о жизни в объединениях.
ноябрь


Срез ЗУНов с целью изучения уровня образования в ЦДЮНТТ
декабрь


Исследование структуры мотивации
ноябрь

Консультирование


Психологическое просвещение и повышение психологической культуры родителей обучающихся.
в течение года


Индивидуальная работа с обучающимися по различным проблемам жизни.

в течение года





Психологическая профилактика и просвещение


профилактика обучающихся ЦДЮНТТ «Темы бесед: «Истинная любовь – это фундамент здоровых взаимоотношений»;
«Что необходимо знать о профилактических вирусных заболеваний»; «Наркотики это путь в бездну»; и др.»
декабрь


Психологическая просветительская работа на родительских собраниях

в течение года


Составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок детей
январь


Выпуск психологических и профориентационных публикаций в целях психологического просвещения обучающихся, педагогов и родителей

в течение года


Анкетирование на тему: «Алкоголь, наркомания и вымогательство»
декабрь

Коррекционная деятельность


Индивидуально- коррекционная работа с учащимися (по результатам психодиагностики и запросу педагогов).
в течение года


Психологический тренинг для подростков «Психология общения»

декабрь




15