Авторское эссе «Без творчества нет успеха»


Авторское эссе «Без творчества нет успеха»
Посредственный учитель излагает,
Хороший учитель объясняет,
Выдающийся учитель показывает,
Великий учитель вдохновляет.
У. Уорд
Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя». Вот так появился Учитель.
Учитель… Как много в этом слове ноток гордости, уважения и понимания. Нет на свете прекраснее и милее, чем профессия - учитель.
Учитель - профессия непростая, и легко решиться посвятить ей жизнь  нельзя.
Родом я из Донецкой области. В неполные шесть лет пошла в первый класс. Моей первой учительницей была Мареева Людмила Романовна - педагог, который оставил особый "след" в моей душе. Это то, о чем сегодня вспоминаешь с теплотой и внутренним трепетом. Внешне красивая, в меру строгая, энергичная, уверенная в себе, всегда настроенная на успех, любимая нами, признанная коллегами, служившая авторитетом для наших родителей – она производила впечатление удачливого и счастливого человека не только в профессии, но и в жизни. Образ любимого и успешного педагога определил дальнейший выбор моей профессии: я хотела походить на неё и стала учительницей.
Да, я – учитель английского языка! И это уже мое призвание, мой жизненный путь. Моя работа для меня давно перестала быть просто работой. Она превратилась в смысл, который каждый человек ищет в своей жизни. Каждый раз с замиранием сердца я захожу в класс, где на меня смотрят светящиеся глаза моих учеников. Я черпаю в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что смогу сегодня подарить им радость, радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам. Ребенку ведь так мало нужно: чувствовать себя умным, успешным, сообразительным, а счастливого ребенка легче учить и воспитывать, нужно только почаще смотреться, как в зеркало, в удивительные детские глаза.
Можно с уверенностью сказать: за партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем мне тоже предстоит жить. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже.
С чего же начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Мой круг плотно заполнен разными событиями: приятными и не очень, встречами - интересными и скучными, замечаниями - моими и чужими, советами, нотациями (без этого не обойтись), разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, вкусными обедами в столовой, дежурством, совещаниями, собраниями, заседаниями. У меня бурная жизнь благодаря моей любимой профессии. Мне некогда скучать.
Несомненно, мой профессиональный успех в работе зависит от профессиональных знаний, от осведомленности о последних достижениях в науке, от творческой активности и инициативности. Но маленькие успехи моих воспитанников становятся моей большой победой.
«Всякий новый век, давая нам новое знание, дает нам новые глаза». Эти слова Г. Гейне соответствуют тому, что происходит сегодня в отечественном образовании.
Известно, что английский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса. Поэтому одной из основных задач считаю привитие интереса  к данному предмету, стремление разбудить в учениках творческие и интеллектуальные силы. Английский язык может быть хобби, средством для работы, предметом изучения в школе или ВУЗе. Но он всегда остается красивейшим и интереснейшим языком мира. Изучать английский язык – значит расширять свой кругозор, тренировать память, получать новые возможности в жизни.
Знание английского языка в современном мире является своеобразным окном в мир. Владея этим языком международного общения,  можно достичь поставленных целей с помощью новых возможностей.
В соответствии с ФГОС главной целью изучения иностранного языка является формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции. Каждый ученик должен обладать совокупностью УУД, которые позволят ему участвовать в разнообразных диалогах и моделировать ситуации общения на уроках. У него появляется желание говорить, рассказывать; в процессе обучения он общается и понимает собеседника.
Согласно образовательному стандарту основного общего образования по иностранному языку, обучение английскому языку преследует две основные цели:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая подразумевает развитие речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций;
развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению английского языка:
а) дальнейшему самообразованию с помощью английского языка в других областях знаний;
б) развитие способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и английском языках;
в) личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии;
г) формирование гражданина и патриота.
Какую же основную цель я преследую?
Это:  научить ученика учиться, обеспечить условия для становления его субъектных качеств, создать стойкую мотивацию в изучении иностранного языка, активизировать деятельность учащихся за счёт включения их в проектную и исследовательскую деятельность; развить навыки устной и письменной речи, творческие способности учащихся.
Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:
- научить собирать, систематизировать и обобщать нужную информацию, осмысленно работать с подобранным материалом;
- помочь учащимся овладеть навыками самостоятельной работы с текстом: составление программы высказывания с использованием плана, тезисов, вопросов, схем, подбор необходимых опор к плану (слов, словосочетаний);
- научить писать сообщения, сочинения, составлять рассказ, работать над текстом;
- научить заполнять сравнительные таблицы, анализировать материал и делать выводы;
- поставить развитие коммуникативной компетенции на уроках во главу угла.
Сегодня проблема использования эффективной методики преподавания иностранных языков в школе представляется крайне важной. Необходимо привитие интереса к предмету. Ещё Аристотель вывел знаменитую триаду преподавательской этики, которая как нельзя лучше соотносится с современными требованиями: логос – качество изложения, пафос – контакт с аудиторией, этос – отношение к окружающим.
Для успешности и результативности образовательного процесса на своих уроках использую следующие педагогические образовательные технологии.
Игровые технологии, в основу которых положена игра. Активизации рефлексии ученика на уроках иностранного языка способствует создание реальных ситуаций, нравственно значимых для него. Использование мною на уроках ролевой игры свидетельствует о том, что когда ученик играет, у него быстрее работает мысль, углубляются чувства. Учебные игры создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности с учебной в реальную. Так возможно использование следующих игр: «Цепочка», Парные буквы», «Крестики, нолики с прилагательными», «Веселые художники»; интервью: «Выходной день семьи», «День здоровья в школе», « Чем занимаешься в свободное время?»; разыгрывание ситуаций: «В кино», «В кафе», «Заказ авиабилетов», «Поездка в транспорте» , «Покупка цветов».
Учащиеся разыгрывают различные ролевые ситуации:
а) представитель фирмы рекламирует свою продукцию;
б) представитель турагентства рекламирует туристическую поездку  в Лондон, зимние туры.
Ролевые игры провожу как контролируемые (на основе текста), так и свободные, когда озвучиваю только её тему. Учащиеся сами делятся на группы, сами распределяют роли и сами решают, что говорить и как будет развиваться действие. Ситуация описывается лаконично, например: «К вам едет гость из Москвы» - организуйте встречу гостя и его досуг. Удачно выбранная роль позволяет ученику раскрыть свои таланты, возможности, испытать радость общения и удовлетворения. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык – средство общения. Свой творческий потенциал учащиеся также проявляют при выполнении письменных творческих заданий: составляют письменные ответы, описывают характер литературного героя, пишут ответы на письма подростков, взятые из газет, журналов на английском языке; описывают родные места, обычаи, семейные традиции;  пишут мини – сочинения, сказки, рекламные объявления
Большое внимание уделяю подбору упражнений, направленных на активизацию речевой деятельности: моделирование и составление текста по образцу,  восстановление содержательных пропусков  собственным текстом, дополнение и расширение текста, поиск недостающей информации. Для формирования стратегии изучения языка учащиеся выполняют такие задания. Но это работа для старших классов.
1. Самостоятельное выведение значения лексической или грамматической единицы.
2. Задания с использованием словарей.
3. Смысловую группировку языковых единиц.
4. Составление личных грамматических справочников в виде опорных схем, таблиц, рисунков.
5. Ведение традиционных словариков со списком самостоятельно накопленной лексики.
6. Создание опорных схем лексических средств.
Технология проектного обучения, в основе которой конечным результатом учебной деятельности является продукт – проект. Проекты разнообразны по видам, по срокам выполнения, по характеру исполнения. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Важно, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых.
Следует помнить: чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом. К творческим умениям относятся: «умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения, причем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая работа должна проводиться постоянно.
Применение компьютеров интенсифицирует учебный процесс, делает более продуктивной мою работу, приучает учащихся к последовательной и планомерной работе в изучении языка, повышает познавательную активность и мотивацию. И все это при значительной экономии времени преподавателя.
Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызывают огромный интерес у учащихся.
Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются:
повышение мотивации к изучению языка;
совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности;
увеличение объема лингвистических знаний;
расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.
Возможности применения компьютерных средств обучения при овладении аспектами языка, формировании навыков и умений в различных видах речевой деятельности велики. Я использую их при обучении фонетике, грамматике, лексике, аудированию, говорению.
Использую на уроках такие компьютерные программы, как «Клиффорд учится читать по-английски», «Алик. Моя первая английская азбука», «Занимательный английский для детей», «Lingva Land», «English on holidays», «В гостях у кролика», «Sing and Learn English» («Поём и учим английский»), «В поисках утраченных слов», «Английский для начинающих», «Английский на каждый день», «Bridge to English», «Professor Higgins», «English for communication», «Лондонский курс английского языка», «Учите английский» и другие.Одной из главных моих задач считаю работу со способными и одаренными детьми. Контингент учащихся не может быть однородным. В каждом классе есть дети с опережающим развитием интеллекта, с ярким проявлением способностей к изучению иностранных языков. К обучению ребят подхожу дифференцировано.
Мне нравится школьная атмосфера, её кипучая жизнь, веселый гомон детских голосов, бесчисленные «Почему?» на уроках. Нравится видеть живую и непосредственную реакцию ребенка и приятно осознавать, что твои руки, мысли, слова, душа, сердце нужны этим любопытным детям.
В своей педагогической деятельности я вижу возможность постоянного творчества. Но, в отличие от других профессий, учительство не подразумевает создание нового продукта. Оно обусловлено творческим потенциалом личности педагога, социальным опытом, предметных знаний, идей, умений, навыков, которые позволяют находить и применять новые формы и методы решения.
Девизом моей работы есть формула учительского успеха. Она заключается в следующем. Успех – это методическое мастерство, творчество, увлеченность, нравственная культура, любовь к детям.
Именно методическое мастерство является важнейшей составляющей успеха.
Именно творчество позволяет любое дело делать так, словно это твоя «лебединая песня»: не повторяться, иметь свой почерк, смело уходить от шаблонов, никого не копировать, искать свой ключ.
Именно увлеченность учителя ведёт ребят к вершинам творчества и самосовершенствования, своей увлеченностью учитель «заражает» детей.
Именно нравственная культура педагога является примером для подражания в поступках, делах. 
Все эти составляющие не могут привести к профессиональному успеху  учителя, если нет любви к детям. Недаром О.В. Ключевский сказал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
Секрет успеха очень прост, учитель!
Трудись, твори, прокладывай свой путь!
Выращивая Человека,
Учитель, сам ты человеком будь!

Литература
2. Барышников Н.В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 2. – С. 28–32.
Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 2. – С. 11–15.
Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку. – М.: Просвещение, 1998. – 232 с.
Гальскова Н.Д. Межкультурное общение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 1. – С. 3–8.
Никитенко З.Н., Осиянова О.М. О содержании национально-культурного компонента в обучении англ. яз. младших школьников // Иностранные языки в школе. – 1994. – № 5. – С. 7–10.
Новые государственные образовательные стандарты по иностранным языкам (2–11 классы). – М.: Астрель, 2004.
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
13. Сысоев П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 4. – С. 17–23.
14. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование: Что это такое?