Разработка урока на тему: Население и политическая карта Южной Америки
Тема: Население и политическая карта Южной Америки
Цели: Образовательная- сформировать представление о современной политической карте материка, народах и странах;
Развивающая – развить навыки творчески применять знания, умение пользоваться дополнительным матеріалом, навыки работы с картой;
Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к народам, населяющим нашу планету, традициям и обычаям Ход урокаМОТИВАЦИЯ: На территории Южной Америки не найдено ископаемых стоянок первобытных людей, нет останков человекообразных обезьян. Как же человек проник в пределы материка ?
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. Фронтальный опросПеречислите человеческие расы.
Какое население называют коренным?
Какое население называют пришлым?
Какое население называют смешанным?
Вспомните, почему коренное население Америки называют индейцами?
Назовите признаки европеоидной расы.
Назовите признаки негроидной расы.
Назовите признаки монголоидной расы.
Как вы думаете, к какой расе относится коренное население Южной Америки?
3.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Рассказ учителя: Общепризнано, что заселение Америки шло по сухопутному м осту через Берингов пролив из Северо-Восточной Азии. В Южную Америку индейцы пришли из Северной Америки через Панамский перешеек около 20 тысяч лет назад. Они образо вали многочисленные племена заселившие материк.(слайд 1-2 )
До появления европейцев Южную Америку населяли многочисленные индейские народы. Самыми крупными из них являются кечуа, арауканы, араваки. ( Слайд 3 ). Они стояли на разных ступенях развития. Одни жили первобытно-общинны строе, занимались охотой, риболовством, собирательством. Другие стояли на болем высокой ступени развития, о чем свидетельствуют истории древних цивилизаций.(Слайд 4-6 )
Европейская колонизация, начавшаяся в конце 16 века привела к большим изменениям антропогенного и этнического облика, значительная часть индейцев была истреблена, либо погибла в результате жестокой эксплуатации.
Индейцы говорят га сотнях яззыков, проживают во всех странах континента, многие утратили знание своего языка, культуры.
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ . Сообщение учащихся об цивилизации инков, майя, ацтеков.
Рассказ учителя: Сокращение численности индейцев вынуждало искать дешевую рабочую силу. Для работы на плантациях из Африки начали ввозить рабов-негров.
Сейчас на материке живут представители всех трех рас человечества. В результате смешения пришлого населения между собой и с коренным населением, смешения языков, обычаев, культур, традиций состав населения приобрел необычайную сложность. ( Слайд 9-10 )
Учащиеся зарисовывают схему в тетрадь.
САМБО
ИНДЕЙЦЫ АФРИКАНЦЫ
ЕВРОПЕЙЦЫ
МЕТИСЫ МУЛАТЫ
КРЕОЛЫ
Рассказ учителя: После открытия Южной Америки материк стал объктом острой борьбы между европейскими странами. Испания контролировала большую часть территории за исключением Бразилии, которая стала принадлежать Португалии и Гвианы, захваченной Англией, Францией и Голландией. Прекратилось самостоятельное развитие народов Южной Америки, погибли древние цивилизации. ( Слайд 11)
Границы современных государств сложились в начале 19 века. В результате борьбы за независимость против испанских и португальских колонизаторов.
Современные страны Южной Америки относятся к группе развивающихся стран. Почти все страны, кроме двух, имеют выход к океанам.
ЗАДАНИЕ: Рассмотрите политическую карту и заполните таблицу. Затем учащиеся обмениваются тетрадями для проверки задания и сверяются со слайдом. ( Слайд 12 )
По природным условиям Южноамериканский континент делят на три части: Андские, страны Востока, страны Карибского бассейна. ( слайд 13).
Работа с политической картой: нанести границы государств и подписать их столицы.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
1.Верны ли следующие утверждения:
А) Население материка размещено по территории равномерно? (нет)
Б) Большая часть населения материка говорит на английском языке? (нет)
2. Проблемный вопрос: Открытие Америки Христофором Колумбом – выдающееся географическое открытие или событие, которое приостановило развитие индейских цивилизаций? Дайте ответ на этот вопрос с точки зрения европейца и индейца.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: читать параграф№ 32, 33, задание № 1-10 стр.161 (письменно)