«Сочетание коллективной и индивидуальной работы с использованием наглядности на уроках в начальных классах».
Выступление на педсовете учителя начальных классов Агаповой Н.М.
Тема: «Сочетание коллективной и индивидуальной работы с использованием наглядности на уроках в начальных классах».
В настоящее время я работаю над проблемой «Сочетание коллективной и индивидуальной работы с использованием наглядности на уроках в начальных классах».
И хотя в последние годы произошли большие перемены в жизни современной школы: изменяются учебные планы; разрабатываются и успешно вводятся в обучение альтернативные программы и учебники; появились частные школы, лицеи, гимназии, колледжи; изучается опыт зарубежных школ, я считаю данную тему самообразования актуальной.
Качественно новое содержание обучения школьников предполагает качественно новые формы усвоения. В процессе обучения и его организации мы видим чёткую направленность на реализацию ведущих компонентов содержания образования: знаний, способов деятельности (умений и навыков), опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений. Умелый выбор организационной формы обучения позволяет осуществить данную направленность наиболее результативно.
Но так как основной формой организации обучения остается урок, несомненно, что основной является индивидуальная форма организации учебной деятельности школьников, ибо усвоение знаний, овладение умениями и навыками есть сугубо индивидуальный процесс, в том смысле, что никто другой не может этого сделать за данного человека. И это относится не только к области интеллектуальной, но и к духовному миру человека. Ученик должен выработать у себя свои собственные взгляды и убеждения, только в этом случае они будут направлять его деятельность, его поведение.
Признаки индивидуальной формы деятельности учащихся на уроке:
Цель ставится как личная цель каждого.
Если учащиеся выполняют одинаковые задания, то такую индивидуальную форму деятельности назовем единой, а если дифференцированные, то дифференцированной. Дифференциация заданий осуществляется с учетом принадлежности учащихся и организации их самостоятельной деятельности.
Учитель использует все виды помощи в зависимости от целей индивидуальной работы, от характера заданий, от индивидуальных особенностей каждого.
Степень самостоятельности учащихся наивысшая. Каждый ученик сам руководит выполнением своего задания, действия учащихся изолированы как от действий учителя, так и от действий других учащихся.
При оценке действий ученика проводится сравнение этих действий с прошлыми действиями того же ученика, с установленными нормами этих действий.
Индивидуальная учебная работа обладает рядом достоинств:
Без нее глубокое усвоение знаний учащимися вообще невозможно.
При индивидуальной работе каждый ученик работает самостоятельно, проявляя инициативу.
Темп работы ученика определяется степенью целеустремленности, работоспособности, развитости интересов, склонностей, возможностей и подготовленности.
Индивидуальную работу провожу для решения различных дидактических задач: для усвоения новых знаний и их закрепления, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля и т.д.
Индивидуальную форму обучения чаще всего использую с целью проверки качества усвоения учащимися материала и выявления умения работать самостоятельно. Обычно я определяю 6-8 заданий разного уровня трудности. Эти задания оформляю на специальных карточках, работая с которыми ученики проявляют полную самостоятельность.
Если в процессе выполнения заданий учитель и учащиеся взаимодействуют (в той или иной форме) между собой, то мы имеем дело с каким-либо видом коллективной работы.
Признаки коллективного способа обучения:
Общая цель, поставленная перед всем классом, обязательно предполагает самостоятельное нахождение (открытие) учеником новых знаний или осуществление переноса имеющихся знаний в новые условия.
Учащиеся выполняют одинаковые по содержанию задания, которые должны удовлетворять следующим требованиям:
задание должно обладать достаточной степенью проблемности;
задание должно позволять учащимся сделать какое-либо обобщение;
задание должно предусматривать применение полученных результатов к решению других задач;
основу таких заданий должны составлять поисковые и проблемные задачи;
для выполнения таких заданий необходимо использовать на уроке самостоятельные работы эвристического и творческого типов.
Основная функция учителя при реализации отношения «учитель - класс - ученик» - направление деятельности учащихся в правильное русло, поддержка и поощрение их самостоятельной работы. Коллективная деятельность требует от учащихся уже не простого воспроизведения действий учителя, а самостоятельного поиска при достижении поставленной перед ними задачи. Она выполняется на творческом уровне, ее можно отнести к коллективным действиям (обсуждению задачи, например, с рядом сидящими школьниками), подбору соответствующих дополнительных заданий и вопросов, направляющих деятельность учащихся к достижению цели. Сами учащиеся также оказывают друг другу помощь. Догадка одного ученика, найденный им подход подтверждаются примерами, пояснениями других.
Учитель задает цель, ставит проблему, но не указывает пути и средства достижения этой цели.
Учитель подводит итоги деятельности не отдельных учеников, а всего класса в целом.
В чем преимущества коллективной формы организации учебной деятельности? Именно коллективное изучение основ наук создает благотворную для занятий атмосферу творческих поисков, споров, дискуссий, приучает учащихся следить за основаниями своих рассуждений, помогает развивать правильную логическую речь. А развитие смысловой стороны речи оказывается основным и решающим процессом в развитии мышления и речи ребенка
Итак, каждая форма учебной деятельности имеет свои преимущества и наиболее эффективна на том или другом этапе обучения. Но, тем не менее, существует необходимость сочетания этих форм в учебном процессе.
Необходимость сочетания различных форм организации учебной деятельности учащихся обусловливается рядом недостатков, которые все-таки имеет каждая форма в отдельности, несмотря на все те преимущества, которые были перечислены выше.
Индивидуальная форма учебной работы не всегда создает условия для полной самостоятельной деятельности учеников. Некоторая часть учеников, не подумав над задачей, спрашивает у соседей по парте о способе ее решения, что ведет к подсказкам и списыванию, которые тормозят развитие.
Индивидуальная форма обучения разъединяет школьников, ученик может замыкаться в себе, у него не формируется потребность в общении, передачи своих знаний другим. Эти недостатки я компенсирую в практической работе сочетанием индивидуальной формы организации учебной работы учащихся с такими формами, как коллективная
Недостатки коллективной формы организации учебной деятельности учащихся:
1) требует особых умений педагога в преодолении противоречия между коллективными условиями обучения и индивидуальным характером усвоения; ученики с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение заданий, больше различных упражнений, чем ученикам с высокими учебными возможностями. Сильные же ученики нуждаются не в увеличении количества заданий, а в усложнении их содержания, заданий поискового, творческого типа, работа над которыми способствует развитию школьников и усвоению знаний на более высоком уровне;
2) коллективные условия учебной работы требуют особого искусства в руководстве обучением каждого ученика класса. Например, сразу говорить со всеми учениками о конкретных ошибках каждого из них при усвоении данной темы невозможно.
Для того чтобы компенсировать недостатки той или иной формы учебной деятельности, я сочетаю ее с другими формами обучения.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:
· Метод иллюстраций
· Метод демонстраций
Я использую иллюстративные пособия: плакатов, картин, зарисовок на доске, карт, портретов и тому подобное. А также я демонстрирую обычно приборы, опыты, технические установки и компьютерные презентации. В связи с различными дидактическими функциями и возможностями средств наглядности требуется их комплексное применение на уроке. Только в этом случае будет достигнута максимальная эффективность в решении каждой познавательной задачи урока. Комплексное применение различных средств наглядности объясняется тем, что оно обеспечивает совместную работу на уроках различных анализаторов. Систематическое целенаправленное использование наглядных пособий на уроках в начальной школе повышает качество усвоения знаний, уровень сформированности умений и навыков.
Чтобы правильно выбрать соответствующие формы учебной работы, я определяю их реальные возможности в достижении целей обучения: анализирую, какие условия создает та или иная форма для успешного усвоения всеми школьниками знаний, овладения умениями и навыками, формирования личности ученика, его развития.
В дальнейшем я намерена работать над поставленной мной проблемой и использовать её шире.
В наше время деятельность учителя-профессионала – это непрерывный процесс самообразования и саморазвития. У современного учителя, обладающего высоким уровнем профессиональной культуры, сформирована способность строить свою педагогическую лабораторию, вырабатывать и постоянно обогащать собственную творческую программу, согретую как ярким умом, так и теплотой любви и уважения к ученику. Таким образом, современную школу должен создавать учитель творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых приемов, техник, но и реализации потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в саморазвитии и самореализации.
15