Обобщение опыта работы по теме Использование метода проектов в процессе изучения истории
Использование метода проектов в процессе обучения истории
Анализ моей практики преподавания истории показывает, что уровень исследовательских навыков у учащихся напрямую связан с уровнем сформированных общеучебных навыков. Очевидно, что исключительное место на занятиях по истории как старшего, так и среднего звена, должна занимать организация активной познавательной деятельности учащихся в таких формах, которые предусматривают специальное обучение какому-либо из требуемых умений. Данной задаче в полной мере соответствует такая форма занятий, как урок-практикум. В ходе него под руководством учителя ведется целенаправленная работа по приобретению или совершенствованию какого-либо ведущего умения, освоенного школьниками не полностью или совсем неосвоенного. На уроке-практикуме центральное место занимает самостоятельная работа (индивидуальная или организованная по группам) по приобретению, развитию, осознанному применению таких умений, как анализ источников, работа с учебником, подготовка тезисов, развернутого плана, конспекта, реферата, сообщения, рецензии, резюме. Организация уроков в подобной форме вызывает определенные трудности, так как в арсенале дидактических средств учителя должны иметь место подборки соответствующих документов, наличие хрестоматий. Для работы на уроке в моей творческой лаборатории имеются материалы, которые систематизированы в отдельные папки по классам и курсам. В папках находятся тексты для анализа документов, диаграммы, схемы, таблицы, которые являются предметом детального обсуждения на уроке. В дальнейшем я планирую их пополнение.
Когда в той или иной степени у учащихся сформированы учебные умения, появляется необходимость в использовании элементов проектной методики в учебной деятельности. Проектирование сегодня тайно или явно присутствует в нашей жизни и постоянно расширяет свое влияние на человека. Общепризнанно, что современного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам. Формирование этих качеств позволяет решить использование на практике метода проектов. Обратимся к этимологии слова «проект» - оно переводится с латинского языка как «брошенный (выдвинутый) вперед». Под методом проектов принято подразумевать способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Проектная деятельность включает три основных этапа:
организационно-подготовительный;
поисковый;
итоговый.
На первом этапе определяется проблема, формулируются цели, ставятся конкретные задачи, обсуждаются методы реализации проекта, формируются рабочие группы, осуществляется анализ первичных идей. На втором этапе осуществляется анализ информации, с учетом личного опыта, наблюдений, экспериментов. Результаты обсуждаются в микрогруппах, после чего вырабатываются идеи, версии, варианты решения проблемы. Итогом проектной деятельности являются презентация и защита готового продукта, осуществляется рефлексия.
Реализация проектирования может осуществляться в разных формах: на уроке, на предметном кружке, факультативе, элективном курсе, а также во внеклассной деятельности.
В 5 классе при изучении темы «Что такое общество», после того, как ребята уяснили смысл ключевого понятия темы, они самостоятельно причисляют себя к тем или иным социальным группам и делают вывод, что состояние общества зависит от поведения конкретных людей. После этого перед ребятами ставится задача составить общеобязательные правила поведения, по которым класс будет жить на острове Робинзона какое-то время. Конечно, в данном случае никто не ждет от ребят создания совершенного проекта законов, но воспитательный и развивающий потенциал от занятия в сознании ученика будет заложен.
Один из вариантов работы – продолжение сказки. После изучения темы «Гражданин и обыватель» провожу урок обобщения, на котором учащиеся должны придумать свое продолжение сказки «Теремок». Правда, вместо теремков – два домика, в одном из которых живут граждане, а в другом – обыватели, которые и ведут себя, соответственно, по-разному. На уроке в 8 классе по теме «Человек и культура», одним из аспектов которого является вопрос о взаимоотношении нравственности человека и культуры в целом, предлагаю закончить сказку Д. Родари о попытке вора украсть Колизей. В результате рождается множество вариантов (проектов) окончания сказки, которые объединяет общий моральный вывод.
Не меньшие возможности для развития коммуникативных качеств личности, для успешной адаптации молодежи в обществе, для формирования гражданской позиции дает проведение социологических исследований. Это и составление рейтингов популярности отдельных исторических личностей, и оценка знаковых событий в истории нашего государства. Богатейший материал для проведения социологических исследований дают уроки граждановедения и обществознания. Восьмиклассники сравнивают потребности параллельных классов, разных возрастных групп, оформляют результаты в виде диаграмм и пытаются выявить причины несовпадения потребностей разных социальных групп.
Урок-проект может быть построен в виде разработки определенного проекта. Ограниченность во времени определяет, что в данном случае можно только показать общие принципы проектирования или же попытаться решить небольшую проблему локального характера. Урок может стать эффективным способом объяснения учащимся последовательности шагов проекта, определения круга проблем, интересующих подростков, выбора стратегии проектирования. Например, после изучения на уроках граждановедения темы «Причины правонарушений» провожу двухчасовое занятие, целью которого является развитие умений применения теоретических знаний к анализу правовых фактов. На первом занятии происходит знакомство с наукой социологией, с памяткой «Юному социологу». Оформляется рабочие листы к уроку: «Лист социологического опроса жителей с. Казачье» и «Оценочный лист». Проводится подробный инструктаж о правилах сбора и оформления полученной информации. Через неделю проводится второй час занятия, на котором обрабатываются данные, выясняются причины возникших затруднений. Группы подводят итоги своей деятельности, оформляют результаты. Представители групп докладывают о результатах проделанной работы, и обсуждается вопрос: совпадают ли мнения опрошенных и о чем это свидетельствует?
Учебный проект, несомненно, может стать незаменимым вариантом изучения некоторых вопросов. При подготовке урока по методу проекта беру за основу следующую памятку, использование которой поможет избежать методических неточностей:
Область целеполаганияОбласть проблемы Область оценки
Ценностный уровень Цель Проблема Оценка ситуации
Творческий уровень Задачи Способ решения проблемы Ожидаемые результаты
Практический уровень План,
задания Решение проблемы, осуществление плана Оценка промежуточных и окончательных результатов
Если мы посмотрим на вертикальные линии, то увидим три области: целеполагания, проблемы и оценки. Из таблицы видно, что цель, задачи и план заданий относится к области целеполагания. В область проблемы входит сама формулировка решаемой проблемы, выбранный способ решения и конкретное осуществление плана. Наконец, к области оценки будет относиться анализ ситуации, ожидаемые результаты, промежуточная и окончательная оценки. Это то, что касается вертикальных линий классификации. На горизонтальной плоскости также свои три уровня – ценностный (цель, проблема и оценка ситуации), творческий (задачи, способ решения, ожидаемый результат) и практический (задание, выполнение заданий, оценка результатов).Например, в курсе истории тему отмены крепостного права можно построить на проектной основе, тем более, что сама историческая ситуация свидетельствует о существующих разных вариантах (проектах) по данному вопросу. На первом этапе урока выношу проблему: Александр II был противником отмены крепостного права, но 19 февраля 1861 все же подписал «Манифест об отмене крепостного права». Что заставило императора изменить свои первоначальные взгляды? Анализируя текст документов, учащиеся находят решение проблемы, после чего уместно поставить главную задачу урока-проекта: выявить отношение различных групп дворянства по вопросу об отмене крепостного права и от имени одной из групп составить проект освобождения крестьян. Группы, ознакомившись с перечнем пунктов, которые они должны осветить в своем проекте, работая с источником, создают свой вариант закона. Защищая свой проект, оформляют его основные положения в сводной таблице.
С помощью проектирования также могут быть рассмотрены отдельные темы в курсе истории, но это уже целесообразнее проводить в рамках факультативного занятия, так как времени на уроке для реализации проекта совершенно недостаточно. Например, на факультативных занятиях совместно с учащимися мы начали создавать проект «Загадки истории» в соответствии с программой «Intel – обучение для будущего». Оформили проект в виде презентации. В нем мы попытались разобраться с заинтересовавшими учащихся проблемами: кто был заинтересован в смерти царевича Дмитрия; почему Иоанн Антонович был обречен на пожизненное заключение в Петропавловской крепости; почему в истории России самозванец был коронован? Проектирование на факультативе результативнее, так как каждый член группы отвечает за свой участок работы, а значит - больше возможностей для глубокой проработки и реализации проекта.
Проектирование имеет большой потенциал объединения урочной и внеурочной деятельности учащихся, повышает их мотивацию, развивает их творческую активность. На кружке «Исторический театр» дети сами отбирали темы для постановок, продумывали ход спектаклей, распределяли роли, продумывали и изготовляли декорации. Любое внеурочное мероприятие, в котором учащиеся не только принимают участие, но и являются организаторами, в котором учитываются их интересы и потребности также может быть отнесено к проекту. Следуя в рамках традиции, со своим выпускным классом я проводила общешкольные мероприятия: «День самоуправления», «Новогодний бал», «Последний звонок» и «Выпускной вечер». Это были действительно проекты, потому что каждый шаг старшеклассников был ими тщательно продуман, творчески реализован, и те результаты деятельности, которые были достигнуты, принесли участникам проекта удовлетворение.
Использование на практике данных методов и приемов работы, систематическая и целенаправленная деятельность по формированию личностно-ориентированной, практико-познавательной деятельности позволяет превратить ребенка в субъект воспитательно-образовательного процесса. Из пассивного слушателя он превращается в активного деятельного участника, вследствие чего происходит саморазвитие школьника как личности.