Обобщение опыта работы коллектива лицея по созданию системы внутрикорпоративного повышения профессионального уровня педагогов.
Развитие системы внутрикорпоративного непрерывного повышения профессионального уровня педагогических работников, соответствующего требованиям Профессионального стандарта педагога, в условиях интеграции общеобразовательного учреждения в ядерно-инновационный кластер.
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта и Профессионального стандарта педагога становится актуальным создание в общеобразовательном учреждении системы внутрикорпоративного непрерывного повышения профессионального уровня педагогических работников.
Особенностью образовательной деятельности МБОУ «Многопрофильный лицей города Димитровграда Ульяновской области» является интеграция лицея в ядерно-инновационный кластер, что создаёт дополнительные возможности для развития и профессионального потенциала педагога и одарённости учащихся.
Цель создания и развития системы внутрикорпоративного непрерывного повышения профессионального уровня: повышение роли учителя в обновлении содержания образования в соответствии с ФГОС в условиях интеграции в ядерно-инновационный кластер, в освоении современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий и эффективном использовании их в образовательном процессе на основе требований Профессионального стандарта педагога.
Задачи:
создать условия для успешной деятельности каждого учителя по организации педагогической деятельности на основе требований ФГОС и профессионального стандарта педагога;
создать условия для включения каждого педагога в инновационную деятельность в формате областной программы РИП по теме «Интеграция общеобразовательного учреждения в ядерно-инновационный кластер как условия развития одаренности учащихся»;
создать условия для освоения каждым педагогом эффективного применения современных образовательных технологий. в первую очередь, технологии личностно-ориентированного образования, системно-деятельностного подхода в обучении и здоровьесберегающих технологий;
создать условия для успешной педагогической деятельности в режиме сетевого взаимодействия в статусе базовой школы – ресурсного центра по теме «Предпрофильная подготовка и профильное обучение»
создать условия для успешного самообразования педагогов через систему вебинаров и других форм межкурсовой подготовки;
развивать систему механизмов распространения эффективного педагогического опыта в лицее, в муниципальной образовательной сети, в сети «Интернет»;
создать условия для освоения новых форм и процедур аттестации педагогических кадров;
создать условия для проектирования и реализации педагогами индивидуальных программ личного профессионального роста и формирования портфолио.
Организация внутрикорпоративного непрерывного профессионального развития педагогических работников ведется по 7 направлениям:
1.Создание условий для успешной деятельности каждого учителя, включения в инновационную деятельность в статусе пилотной площадки по введению ФГОС ООО и СОО, в статусе базовой школы-ресурсного центра по предпрофильной подготовке и профильному обучению, в статусе областной экспериментальной площадки по теме «Интеграция общеобразовательного учреждения в ядерно-инновационный кластер как условие развития одаренности учащихся» на основе диагностики, рефлексии педагогической деятельности и ее результатов. Этому способствует проведение интерактивных педагогических советов, научно-практических семинаров, мастер-классов, открытых уроков в форме дистанционного обучения; участие в вебинарах, тематические заседания предметных кафедр. Организует и контролирует данную деятельность Методический совет МПЛ, в который включены педагоги-психологи лицея.
2. Освоение и использование новых, эффективных форм внутрикорпоративного непрерывного профессионального развития педагогических работников: портфолио педагога, программ личного профессионального роста педагога; также не теряет свое актуальности участие педагогов в профессиональных сообществах и самообразование педагогов посредством участия в вебинарах и других формах дистанционного образования. Для активизации деятельности в данном направлении проводятся также интерактивные педагогические советы, научно-практические семинары, мастер-классы, открытые уроки в форме дистанционного обучения; организуется участие в вебинарах и творческих лабораториях предметных и межпредметных, психологические тренинги; консультации экспертов (УИПК ПРО, ДИТИ НИЯУ МИФИ и др.)
3. Освоение современных информационных и коммуникационных технологий в повышении профессиональной компетентности педагогов
организуется через участие педагогов в профессиональных сообществах, самообразование педагогов в форме ДО (вебинары); ведение педагогами личных сайтов и блогов профессионального содержания.
4. Включение учителей лицея в различные формы сетевого взаимодействия педагогов, направленного на разработку дидактического обеспечения обновления содержания образования и взаимную методическую поддержку посредством работы в статусе базовой школы-ресурсного центра, работы в формате «Сетевого города», сотрудничество с Центром информационных технологий, взаимодействия педагогов с информационно-библиотечным центром, ведения педагогами личных сайтов и блогов и участия в профессиональных сообществах.
Для этого используются ресурсы кабинета дистанционного обучения и электронной учительской, электронных образовательных ресурсов (ЭОР), электронных учебников.
5. Создание механизмов распространения эффективного педагогического опыта в Многопрофильном лицее, в муниципальной и региональной образовательной сети, в сети «Интернет» путём работы в статусе базовой школы-ресурсного центра, работа в рамках «Сетевого города», сотрудничества с Центром информационных технологий, взаимодействия педагогов с информационно-библиотечным центром лицея, ведения педагогами личных сайтов и блогов и участия в профессиональных сообществах. В данном направлении осуществляется издательская деятельность лицея, использование ресурса кабинета дистанционного обучения (ДО) для проведения семинаров и мастер-классов, открытых уроков в форме ДО; создается и пополняется электронный методический банк лицея.
6. Освоение новых форм и процедур аттестации педагогических кадров: портфолио педагога, программа личного профессионального роста педагога. Для этого педагоги осуществляют процедуру самообследования в рамках подготовки к аттестации и отчетов к листу самооценки для осуществления поощрительных выплат.
7. В рамках проектирования и реализации индивидуальных программ развития педагога в соответствии с требованиями Профессионального стандарта педагога разрабатывается портфолио педагога, программа личного профессионального роста педагога, которая включает обязательное участие педагогов в профессиональных сообществах, с целью организации самообразования педагогов. В этой же связи организуется участие педагогов в профессиональных конкурсах различного уровня, самообследование педагогов в рамках подготовки к аттестации и отчетов к листу самооценки для осуществления поощрительных выплат, ведение педагогами Школы передового педагогического опыта, ведется подготовка материалов обобщения опыта к публикации.
Повышение профессиональной компетентности педагога в условиях интеграции общеобразовательного учреждения в ядерно-инновационный кластер.
Современный период характеризуется значительными изменениями, происходящими в системе образования. Это обусловлено новой концепцией социального и экономического развития страны в целом и регионов в частности: «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» ориентирует образовательные учреждения на активную инновационную деятельность, разработку собственной стратегии развития, формирование субъектной позиции в социуме.
В настоящее время в городе Димитровграде Ульяновской области совместными усилиями Правительства Ульяновской области, Государственной корпорации «Росатом», Федерального медико-биологического агентства России и ОАО «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (далее – ОАО «ГНЦ НИИАР») проводится активная работа по формированию ядерно-инновационного кластера. Это высокотехнологичный современный проект, реализация которого потребует высокого качества человеческого капитала, роста требований к уровню образованности и компетентности тех специалистов, что будут привлечены к решению задач развития ядерного кластера. Особый спрос возрастает на людей, достигших определенных высот в своем интеллектуальном и духовном развитии.
Поскольку создание ядерного кластера позволит дать мощный толчок к развитию самых разнообразных производств и целым отраслям на территории Ульяновской области, то необходимо позаботиться об условиях для наращивания в ней кадрового потенциала, увеличения числа высококлассных специалистов во многих производственных и инфраструктурах.
Осознавая актуальность ядерно-инновационного кластера для стратегии развития Димитровграда и Ульяновского региона в целом, необходимо построить инновационную деятельность лицея таким образом, чтобы включить педагогов и учащихся в решение проблемы, актуальной для города и региона.
Интеграцию общеобразовательного учреждения в ядерно-инновационный кластер следует рассматривать не только как значимое условие развития одаренности учащихся, но и как условие, позволяющее повысить уровень научно-методической работы педагогов, организовав сотрудничество с профессорско-преподавательским составом вузов (в первую очередь - с ДИТИ НИЯУ МИФИ) и научными работниками НИИАРа и других образовательных организаций и научных и производственных центров на уровне современных требований к знаниям и ключевым компетентностям выпускников.
Инновационная деятельность, в том числе и повышение профессиональной компетентности педагогов, можно осуществлять через работу предметных кафедр, которой руководит Методический совет. Интеграции в кластер предполагает необходимость структурных изменений в управлении методической деятельностью общеобразовательного учреждения: методические объединения учителей-предметников необходимо реорганизовать в предметные кафедры, в состав которых включить преподавателей вузов в качестве руководителей или научных консультантов. Разрабатываются новые локальные акты, положения, вносятся изменения в должностные инструкции. Для более четкой организации подготовки выпускников к продолжению обучения в вузах создается кафедра довузовской подготовки учащихся, в которую входят педагоги, преподающие на подготовительных курсах в рамках платных образовательных услуг.
В рамках предметных кафедр проходит, в частности, обобщение инновационного опыта педагогов, совместное конструирование уроков и внеурочных мероприятий и их анализ, организация предметных недель, подготовка и проведение предметных научно-практических семинаров.
Руководство методической работой осуществляется через Методический совет, в который входят руководители предметных кафедр, заместители директора, научный руководитель инновационной деятельности, психолог. На расширенных заседаниях присутствуют представители образовательных учреждений, научного центра, президент и члены школьного НУО.
Команда образовательного учреждения, участвующего в организации кластера, должна быть способна слаженно достигать результата с общим видением перспективы, со стремлением к самосовершенствованию, способностью учиться, координировать свои действия, коллективно принимать решения и реализовать их совместными усилиями.
К сожалению, многие педагоги, зная и применяя на практике приемы личностного развития учащихся, в том числе и одарённости, испытывают затруднения в понимании сути проектирования, содержания, подходов и методов реализации педагогической проблемы интеграции образовательного учреждения в ядерно-инновационный кластер. Следовательно, актуальной становится проблема повышения профессиональной компетентности педагогов именно в контексте понимания их роли как участников кластера.
Решение данной проблемы – в реализации Программы научно-методического семинара по теме «Интеграция общеобразовательного учреждения в ядерно-инновационный кластер как условие развития одаренности учащихся», который проводится с целью повышения компетентности педагогов в вопросах интеграции общеобразовательного учреждения в ядерно-инновационный кластер. Для этого решаются следующие задачи:
раскрыть ключевые аспекты понятия «кластерный подход в образовании»;
обосновать ключевые аспекты работы по интеграции ОУ в ядерно-инновационный кластер как условию развития одаренности учащихся;
создать условия для получения участниками семинара практических навыков по разработке уроков и внеурочных мероприятий по данному направлению;
создать условия для получения участниками семинара практических навыков по разработке материалов по психологическому сопровождению одаренных учащихся в условиях интеграции в кластер;
создать условия для получения участниками семинара практических навыков по социализации выпускников основной и старшей школы в условиях образовательного кластера.
Программа семинара рассчитана на 20 часов.
Формы работы семинара:
Интерактивное занятие с элементами лекции и практической деятельности с мультимедиа-сопровождением и использованием раздаточного материала
мастер-классы с последующим анализом
открытые уроки с последующим анализом
групповая практическая работа по совместному конструированию уроков,
круглый стол: обмен мнениями
Ожидаемый результат:
- участники семинара осознают цель педагогической деятельности в условиях интеграции лицея в ядерно-инновационный кластер;
- участники семинара осознают и принимают свою роль по развитию одаренности учащихся в условиях интеграции в ядерно-инновационный кластер;
- участники семинара получают методическую помощь в разработке уроков и внеурочных мероприятий в условиях интеграции лицея в ядерно-инновационный кластер,
- участники семинара осваивают приёмы разработки материалов по психологическому сопровождению одаренных учащихся в рамках образовательного кластера;
- участники семинара осваивают практических навыки по социализации выпускников основной и старшей школы в условиях образовательного кластера
Интеграция в ядерно-инновационный кластер, таким образом, создает условия для развития одаренности учащихся на новом организационным и научно-методическом уровне.
Для изучения склонности педагогов к работе с детьми с признаками одаренности использовалась методика «Определение склонности учителя к работе с одарёнными детьми» А.И. Доровского.
В исследование на добровольной основе включаются педагоги и классные руководители учащихся, с которыми, в свою очередь, проводились диагностические исследования по развитию одаренности.
Готовность учителя к работе с детьми с признаками одаренности оценивается по следующим компонентам:
Теоретический компонент: история подходов к пониманию одаренности, концепции одаренности, проблемы прогнозирования одаренности, особенности развития одаренных индивидов, возрастные особенности проявления одаренности, психологические и педагогические аспекты, которые необходимо учитывать при отборе содержания образовательных программ, требования к педагогам, работающим с детьми с признаками одаренности, условия эффективного взаимодействия учителей и родителей детей с признаками одаренности.
Практический компонент: использование приемов и методов развития способностей ученика, предлагать ребенку задания творческого характера, использовать вопросы открытого характера, распределять время и внимание таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя нужным и востребованным, возможности предоставлять ученику консультации личностного характера и по предмету, уметь организовывать и внедрять и индивидуальное обучение ребенка с признаками одаренности.
Личностный компонент: мотивация к работе с детьми с признаками одаренности, эмпатия, позитивная «Я - концепция», активность, которая проявляется через желание выделять больше внимания и времени одаренному ученику, склонность к самосовершенствованию, высокий уровень интеллектуальных способностей, креативность, функциональный перфекционизм, уважение, доверие к ребенку, эрудиция, конгруэнтность.
Методика позволила оценить склонность педагогов к работе с одарёнными детьми по трём уровням:
1 уровень (49 и более баллов) - педагог имеет большую склонность к работе с детьми с признаками одаренности, для этого есть большой потенциал и способность стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся;
2 уровень (от 24 – 48 баллов)- у педагога есть склонности к работе с детьми с признаками одаренности, но они требуют дополнительных желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе;
3 уровень (23 и менее баллов) - недостаточно развита склонность к работе с детьми с признаками одаренности.
Показатели готовности учителя к работе с одаренными детьми
Мотивационная сфера: принятие детей данной категории; желание работать с одаренными детьми; стремление совершенствовать свои умения по работе с одаренными детьми.
Научно-исследовательская деятельность: творческое мышление, исследовательские умения и навык; выступления на семинарах, конференциях, педсоветах; статус педагога-исследователя; публикации опыта; участие в профессиональных конкурсах.
Методическая подготовка: обобщение опыта (разнообразие форм, различные уровни); использование разнообразных интерактивных методов и технологий; владение в совершенстве методом педагогического наблюдения; знание психологии одаренных детей; профессиональная компетентность (по предмету); регулярное повышение квалификации.
Коммуникативная компетентность: организаторские способности.
Личностная сфера: адекватная самооценка; позитивная Я – концепция; высокий уровень эмпатии; толерантность, гибкость; лидерские способности, стремление к личностному росту; уравновешенность; рефлексия, живой, активный характер, чувство юмора.
№ периоды 2013 – 2014г 2014 – 2015г 2015 – 2016г
1 1 уровень 34% 47% 53%
2 2 уровень 42% 33% 28%
3 3 уровень 24% 20% 19%
Динамика показателей склонности учителя
к работе с одаренными детьми.
В процессе научно-методической и инновационной деятельности по теме «Интеграция общеобразовательного учреждения в ядерно-инновационный кластер как условие развития одаренности учащихся» профессиональная компетентность педагогов выросла: за исследуемый период на 19% стало больше педагогов, имеющих большую склонность к работе с детьми с признаками одаренности, педагогов, способных стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.