Интегрированный урок по математике и окружающему миру во втором классе

МКОУ «Эртильская средняя общеобразовательная школа № 1»







Интегрированный урок
по окружающему миру и математике во 2 классе




Учитель начальных классов
Кутейникова О.С.










Тема: Водоемы. Закрепление по теме: «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Письменные вычисления».
Цели урока:
1.Организовать деятельность обучающихся по изучению различных видов водоёмов.
2. Научить различать части реки.
3. Закрепить умения решать задачи.
4. Способствовать формированию вычислительных навыков второклассников.
5. Развивать интеллектуальную, исследовательскую, коммуникативную и рефлексивную культуру младших школьников.
6. Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.
Оборудование для учителя: физическая карта России, карточки-задания, картины с изображением водоёмов, кроссворд, загадки, фотовыставка.
Оборудование для учащихся: учебники, тесты, книга – сборник для внеклассного чтения.









Ход урока.

Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Актуализация знаний.
Интересные вопросы
Ожидают смельчаков.
Пожелаем вам удачи.
Выходите!
Кто готов?
(Учитель раздаёт карточки для индивидуальной работы).

Индивидуальная работа по карточкам.

1 карточка
- Подпиши части холма



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


2 карточка


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



-Что такое горизонт?
-Что такое линия горизонта?
-Покажи на рисунке линию горизонта.

3 карточка

На рисунке – схеме напиши названия сторон горизонта.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Фронтальный опрос.
- Какие формы земной поверхности вы знаете? (Равнины и горы)
- В чем отличие холма и горы?
(Холм имеет высоту до 200 м, а гора – более 200 метров)
- В чем сходства горы и холма?
(Имеют сходные части: подошву, склон, вершину.)

-Что такое овраг?
(Углубление с крутыми склонами).
(Учитель оценивает ответы детей, выполнение индивидуальных
заданий.)
III. Постановка темы и целей урока.
Какие бывают водоемы.
- Отгадай загадки.

Кругом вода, а с питьем беда.
(Море.)
Бежит долиной кобылица,
Где вскачь, где рысью, где намет,
И всем, кто хочет в зной напиться,
Живую воду раздаёт.
(Река.)
Под осинку на песок
Уронили поясок.
И лежит, да не поднять
И бежит, да не поймать.
(Ручей.)
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зелёная.
(Пруд или озеро.)

Не проедешь, не пройдешь –
Обойдёшь сторонкой.
И водицы не попьёшь
С синеватой плёнкой.
(Болото.)
(Учитель вывешивает на доску карточки с отгадками).
- Река, море, озеро, пруд, ручей, болото – что это такое? Назовите одним словом. (Водоёмы).
- На уроке мы узнаем, чем отличается один водоём от другого, как называются части реки. Совершим путешествие по рекам нашего района.

Изучение нового материала по курсу «Окружающий мир».
Работа в парах.
(Показать картины водоёмов: река, ручей, море, пруд, озеро).
- Обсудите в парах, чем отличается один водоем от другого. (Выслушать мнение детей).
Ручей – водный поток, бегущий струёй.
Река – постоянный водный поток значительных размеров, с постоянным течением.
Море – большое водное пространство с горько-солёной водой.
Пруд – водоём в выкопанном углублении.
Озеро – замкнутый в берегах большой естественный водоём.
Беседа «Виды водоёмов».
- Водоёмы в природе встречаются разных видов: большие и маленькие, искусственные и естественные, солёные и пресные.
- Что такое искусственный водоём?
(Сделанный руками человека).
- Какие вы знаете искусственные водоёмы?
(Пруд, водохранилище, канал).
Исследовательская работа по учебнику «Окружающий мир» с.80.
- Прочитайте статью «О каких водоёмах идёт речь».
(Дети читают статью, дополняют виды водоёмов.)
- Рассмотрите схему реки в учебнике (с.81).
- Используя материал статьи, сформулируйте определения русла реки, устья, истока.
- Найдите и покажите каждую часть реки.
(Исток – начало реки. Русло – углубление, по которому течет река. Устье – место впадения реки в другой водоём).

Физкультминутка.
- Бежал ручей по камешкам,
Бежал, бежал, бежал
Потом в глубокой лужице
Лежал, лежал, лежал
То снова он помчался вскачь,
То будто бы уснул .
Увидел речку – прыг туда
И сразу утонул.


Закрепление изученного материала по математике.
- Расшифруйте слова. Для этого решите примеры и расположите ответы в порядке убывания.

57 + 38 Э 56 – 27 Ю
73 + 17 Р 64 + 26 Т
32 + 45 Т 87 + 13 Б
54 + 13 И 42 + 53 И
79 – 56 Ь 40 – 18 Г
68 – 43 Л (Битюг)
(Эртиль)


42 – 18 Й 91 – 45 Л
89 – 13 Т 27 + 73 К
96 – 43 К 82 – 79 К
97 – 36 О 83 – 69 Ы
50 – 24 А 75 – 26 Р
(Токай) 64 + 28 У
(Курлык)

- Что обозначают названия, которые у вас получились? (Название рек).
- Эти реки протекают по Эртильскому району.


Чтение стихотворения «Река» А.Леонтьева подготовленными учащимися.
Свободно, вольно
Катится река,
Всё дальше устремляясь от истока,
Вбирая силу бурного потока
И тишину лесного ручейка.

Неудержимо в даль несутся воды
Впадая в море, вспомнят ли они
Прибрежных ив задумчивые своды,
Что в знойный день их спрятали в тени?

Впадая в море, вспомнят ли они,
Как пенились, кипя от летних гроз,
Как были с небом и землёй едины,
И как зимой их сковывал мороз,
И как весна, гремя, ломала льдины?

Впадая в море, вспомнишь ли, река,
Всё, что в пути неблизком повстречала?
И вспомнишь ли журчанье ручейка,
С которого взяла своё начало?


Работа с фотовыставкой.
- Какая из рек нашего района самая длинная?
(Река Битюг, её длина 287 км.)
- Участок реки Битюг от с.Эртиль до с.Щучье объявлен памятником
природы.
(Показ фотографий).

IХ. Продолжение работы. Изучение особенностей искусственных водоёмов нашего района.
- Что такое пруд? (Водоём в выкопанном углублении.)
- К каким водоёмам относится пруд? (К искусственным.)
- Для чего люди создают пруды? (Разводят рыбу, поят домашний скот,
поливают огороды.) На территории нашего района много прудов.
- Чтение стихотворения Э.Цегельника.
Редеет лес,
Уж пруд навстречу
Открылся, зеркалом блестя.
Слышней в оврагах
Птичьи речи,
Звучнее трели соловья.
Медовый клевер взгляд ласкает,
Гудит сиреневым огнём.
И, лес, смущаясь, отступает,
Боясь обжечься об него.
В лазурных волнах
Дремлет ветер,
Внимая трелям соловья,
И пруд без ветра
Тих и светел,
И свеж, как майская заря.

Х. Решение задач на основе природоведческого материала.
а) - Представьте, что вам надо выкопать пруд.
Участок прямоугольной формы, длина 30 метров, ширина 12 метров. Найдите периметр.
б) Для копки пруда потребовалось 12 самосвалов, бульдозеров на 9 меньше, а экскаваторов на 1 больше, чем бульдозеров. Сколько всего машин потребовалось?

ХI. Беседа об охране воды.
- На нашей земле множество рек, озер, морей, прудов. Вода – это жизнь для людей, животных и растений. Вода – это одно из богатств на земле.
Количество воды на земле не меняется, так как происходит круговорот воды в природе. Но чистой воды становится всё меньше. Над водой повисла угроза загрязнения.
Воду надо беречь! Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
Особенно надо беречь родники. Ведь именно с родников начинаются большие и маленькие реки.

Чтение стихотворения «Родничок»

В серебристом родничке
Слышен голосок,
Словно бьётся в кулачке
Маленький звонок,
-Родничок мой, родничок,
Разожми свой кулачок!
Одолжи звоночек
Позвенеть чуточек.
Родничок, ответил:
-Что ты!
У меня полно работы!
С этой песенкой моей
Мне работать веселей.
Я журчу, журчу, журчу,
Не переставая.
Я всё время хлопочу-
Хлопок поливаю.

Потрудись и ты, дружок,
Зазвенит и твой звонок!



ХII. Закрепление изученного материала по курсу «Окружающий мир». Отгадывание кроссворда.

- Отгадайте кроссворд «Водоёмы»

1




2






3




4






5





6




Загадки к кроссворду:
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь
О берег бьётся
Из него вода не льётся,
Потому что невкусна-
И горька, и солона.
(Море.)
Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи
Нет опоры для ноги.
(Болото.)
Глядят в него
Молодые рябинки,
Цветные свои
Примеряют косынки
Глядят в него
Молодые берёзки-
Свои перед ним
Поправляют причёски.
И месяц, и звёзды-
В нём всё отражается
Как это зеркало называется?
(Пруд.)
Тихий, Северный Ледовитый,
Атлантический, Индийский – это
(Океаны).
В голубеньких рубашках
Бегут по дну овражка.
(Ручьи.)
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
(Река.)

- Какое ключевое слово получилось? (Родник)
- Разделите названные в кроссворде водоёмы на две группы. Объясните свой ответ. (Естественные и искусственные водоёмы.)
ХIII. Рефлексия. (Итог урока.)
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вам показалось особенно интересным?
- О чем бы вы хотели услышать ещё раз?
- А что вы хотели бы сделать по другому?

- Спасибо за урок.

ХIV. Домашнее задание.
Окружающий мир : с.80 -83, знать названия частей реки.
Математика: выполнить тест.

Тест. Сложение и вычитание в пределах 100.
1 вариант
Сумма чисел 24 и 3 равна:
а) 54 б) 27 в) 21
2. 32 + = 45. Неизвестное число равно:
а) 17 б) 13 в) 77
3. 78 – 4 =
а) 74 б) 38 в) 73
80 – 3 = 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
а) 50 б) 67 в) 77
Если 36 уменьшить на 12, то получится:
а) 28 б) 24 в)48

2 вариант (усложненный)
Сумма чисел 42 и 30 равна:
а) 7а б) 45 в) 39 г) 12
– 62 = 32. Неизвестное число равно:
а) 30 б) 94 в) 3 г) 34
43 – 20 = 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
а) 41 б) 23 в) 45 г) 63
90 – 63 =
а) 33 б) 0 в) 37 г) 27
Если 46 увеличить на 23, то получится:
а) 69 б) 23 в)29 г) 13
Разность чисел 47 и 3 увеличить на 4. Значение данного выражения равно:
а) 13 б) 4 в)48 г) 40









Литература.

Плешаков А.А. Мир вокруг нас. М.: Просвещение, 2008.
Сборник загадок. Пособие для учителя. М. 1988
Платонов В.Е. Эртиль: грани веков. Воронеж, 2003.
Осипов В. В воде и у воды. М.: Детская литература, 1965.
Волина В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994.
Я иду на урок в начальную школу. Естествознание: Книга для учителя. М.: Первое сентября, 2002.
















15