Повышение экологической грамотности учащихся через использование разнообразных форм урочной и внеурочной деятельности
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов г.Шебекино Белгородской области»
Повышение экологической грамотности учащихся через использование разнообразных форм урочной и внеурочной деятельности
Автор опыта: Матюнина
Надежда Константиновна,
учитель биологии
Шебекино 2014 г.
Содержание:
Информация об опыте...3
Технология опыта..9
Результативность опыта 12
Библиографический список.16
Приложение к опыту
Информация об опыте
Условия возникновения, становление опыта
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шебекино Белгородской области» расположена в районе маслозавода, была построена в 1987 году под руководством местной администрации и администрации Биохимического завода. С 2000 года школа является инновационной площадкой «Одаренные дети», а с 2010 года - ресурсным центром по работе с одаренными детьми. Являясь учителем биологии
работаю в 5,6,9,11классах, как в общеобразовательных, так и профильных, и с углубленным изучением отдельных предметов. Работая 30 лет, из них 28 лет в данной школе, убеждена, что:
- экологизация образования является важнейшим элементом системы опережающего образования, самым приоритетным, поскольку от решения экологической проблемы зависит судьба цивилизации;
- преподавание экологии в средней школе обеспечивает формирование у школьников экологического мотивированного поведения - это чёткое представление о взаимосвязанности и взаимообусловленности всех природных процессов. Каждый ученик должен усвоить, что именно биологические знания составляют базу для осознания экологических проблем и путей их решения, что без понимания биозакономерностей, связей между живыми организмами, причин видового разнообразия нельзя воспитать экологически грамотных людей;
-для биологического образования, нацеленного на создание условий для развития творческих способностей школьника, необходимо показать возможности взаимодействия человека с природными объектами, включить учащихся в различные региональные события, в которых особенно ярко проявляются актуальные проблемы охраны природной среды Белгородчины и Шебекинского края;
Актуальность педагогического опыта
Экологической грамотностью называют совокупность духовных ценностей, принципов, правовых норм и потребностей, обеспечивающих оптимизацию взаимодействия общества и природы. Она призвана обеспечить устойчивое развитие системы общества - природы, реализуя духовно-нравственный потенциал человека. В современном биологическом образовании непосредственное взаимодействие с конкретными природными объектами должно реализовывать свой развивающий потенциал, как элемента развивающего образования, а именно формировать экологическую грамотность, развивать творческие способности учащихся, как элемента развивающего образования, повышать познавательную активность и уровень овладения биологическими знаниями.
Формирование и повышение экологической грамотности вижу через создание модели воспитания природой, т.е. создание творческого пространства для самореализации внутреннего творческого потенциала школьника; удовлетворения его эстетических, познавательных, физических потребностей; снятия состояния психологической незащищенности и нервно-психического напряжения средствами общения и непосредственного контакта с природными объектами. Работая над темой опыта более 3 лет убеждена в её новизне, актуальности, интегративности, практической направленности. Применяя новые технологии экологического воспитания, как технологии взаимодействия с природным и социальным миром, предлагаю модель экологического воспитания современного школьника. Модель основана на изучении экологического краеведения Белгородчины, используя проектно-исследовательскую деятельность учащихся по средствам экологизации курса биологии, как элемента системы опережающего образования. Экологизацию курса биологии достигаю использованием экологизированных форм уроков, занимательной экологии, работой в детском объединении «Исследователи природы» при НОУ «Мысль» в школе и ЭБЦ «Нежеголь». Считаю, что использование системы экологизированных разнообразных форм урочной и внеурочной деятельности повышает экологическую грамотность современного человека.
Ведущая педагогическая идея опыта
Формирование экологической грамотности школьников в настоящее время рассматривается в качестве одной из актуальных педагогических проблем. Социокультурная функция педагога при этом достигается через воспроизводство в личности и обществе ценностей новой экогуманитарной культуры, целостного мировоззрения, адекватно отражающего место человека в целостной системе жизни. Основная идея по формированию экологической грамотности – это использование знаний национально-регионального компонента содержания биологического образования, отражающих особенности природы региона, видового и экосистемного разнообразия, выращивания сельскохозяйственных растений и разведения домашних животных, изучение производств, в которых используются различные биосистемы, а так же природные условия, влияющие на здоровье человека, его образ жизни, характерные для региона инфекционные, производственные и наследственные заболевания; способствует развитию у учащихся интереса к предмету; развитию чувства патриотизма к своей малой Родине; конкретизации теоретических знаний; повышению познавательной активности; уровня овладения биологическими знаниями.
Считаю, что повышению эффективности этого процесса способствует оптимальное сочетание традиционных и инновационных методов, форм и средств экологического воспитания. Решение данной проблемы вижу через экологическое воспитание на уроках биологии и во внеклассной работе на основе проектно-исследовательской деятельности и использовании учащимися знаний экологического краеведения Белгородчины.
Экологическую грамотность достигаю использованием:
разнообразных экологизированных форм уроков (лекций, исследований, семинаров, экскурсий, зачётов, путешествий, уроков творчества, экологических часов и т.д.);
элементов экологизации (экологических минуток, экологических задач, викторин, ситуаций, игр, загадок, пословиц и поговорок и т.д.);
занимательной экологии во внеклассной работе (в виде КВН, экологических часов, викторин, проектов, олимпиад, лекторий и т.д.);
практической деятельности учащихся:
участие в олимпиадах, слётах, конкурсах,турнирах,защите экологических проектах и презентаций т.д.);
работу детского объединения «Исследователи природы» НОУ в школе и ЭБЦ «Нежеголь».
Теоретическая база опыта
Формирую экологическую грамотность школьников с 5-11 класса, опираясь на опыт работы учителей биологии Е.Г.Ракицкой и С.Н.Молодцова, школы№17 г.Усолье-Сибирское Иркутской области, по программе экологического образования (2000г.), использую проектно-исследовательскую работу, экологизированные уроки, занимательную экологию, работу детского объединения «Исследователи природы» при НОУ в школе и ЭБЦ «Нежеголь».
Итогом моей работы по теме «Повышение экологической грамотности учащихся через использование разнообразных форм урочной и внеурочной деятельности» является создание экологизированных форм уроков биологии для учащихся 5-11 классов и мероприятий по внеклассной работе (см. Приложение к опыту №1,2,3,4,5)
Своеобразие концепции. Пути реализации
Концепция современного экологического образования основывается на применении новых технологий экологического воспитания, как технологий взаимодействия с природным и социальным миром.
Принципами экологического образования являются: междисциплинарность, т.е. краеведческий подход к изучению и решению региональных экологических проблем, интегративность, непрерывность, единство интеллектуального восприятия окружающей среды.
К формам экологического образования относятся:
-решение проблем через постановку перед учащимися различных жизненных ситуаций для последующего их разрешения;
-моделирование или введение ученика в ситуации реального опыта;
-экспертиза - изучение части материала, исследование;
-мониторинг - наблюдение за живыми объектами;
-работа с научно - популярной литературой или самостоятельное создание подобного материала для разработки собственного проекта;
-наставничество - работа учеников с профессионалами;
-практическая работа или использование знаний, умений и навыков учащимися в процессе проведения исследовательской работы и создании экологических проектов и презентаций.
Практическая деятельность экологического содержания включает основные составляющие - уход за ландшафтом, мониторинг состояния природной среды, пропаганда идеи устойчивого развития, сохранение биоразнообразия, защита окружающей среды от разрушения и загрязнения.
Моделями экологического образования являются:
Однопредметная, когда вводится интегрированная учебная дисциплина экологической направленности;
Многопредметная, когда осуществляется экологизация традиционных курсов и дисциплин;
Смешанная, когда вводится новых курс экологической направленности с одновременной экологизацией традиционных учебных предметов.
В своей работе отдаю предпочтение смешанной модели, реализуя содержания учебного курса «Экология Белгородской области».
Пути реализации данной концепции вижу через создание собственной модели экологического воспитания современного школьника, позволяющей формировать экологическую компетентность, развивать творчество, формировать ЗУН учащихся. Повышение экологической грамотности достигаю через экологизацию курса биологии на основе изучения экологического краеведения Белгородчины и проектно-исследовательской деятельности учащихся, где учителю отводится нормативная функция. Считаю, что при этом основными функциями школьной экологии являются:
Познавательная, т.е. развитие познания и мышления учащихся направленное на формирования экологической ответственности;
Биоцентрическая, т.е. формирование мировоззрения, когда современная деятельность человека в биосфере должна быть освещена Разумом;
Нормативная, учитель помогает школьникам строить личную программу самосовершенствования, учитывая своеобразие ноосферной нравственности
Технология опыта
Цели:
Создать модель экологического воспитания современного школьника через экологизацию курса биологии как элемента системы опережающего образования на основе экологического краеведения Белгородчины.
Разработать алгоритм технологии экологического воспитания
Задачи:
Повышение экологической грамотности учащихся через использование разнообразных форм урочной и внеурочной деятельности
Развитие творческих способностей учащихся через проектно-исследовательскую деятельность и работу в ДО «Исследователи природы» НОУ «Мысль» в школе и ЭБЦ «Нежеголь»
Формирование ЗУН учащихся по экологической компетентности
Формирование мировоззрения учащихся через экологически мотивированное поведение
Многолетняя работа над проблемой формирования экологической грамотности школьников требует постановки следующих целей и задач, и путей их решения:
Цели
Задачи
Пути решения
Создать модель экологического воспитания современного школьника через экологизацию курса биологии как элемента системы опережающего образования на основе экологического краеве дения Белгородчины
Разработать алгоритм технологии экологического воспитания
Повышение экологической грамотности учащихся через использование разнообразных форм урочной и внеурочной деятельности
Развитие творческих способностей учащихся через проектно-исследовательскую деятельность
Формирование ЗУН учащихся по экологической компетентности
Формирование мировоззрения учащихся через экологически мотивированное поведение
Создание модели экологического воспитания
Создание алгоритма технологии экологического воспитания
Алгоритм технологии экологического воспитания
1.Изучение и решение региональных экологических проблем Шебекинского края через постановку перед учащимися жизненных ситуаций.
2.Работа с научно- популярной литературой и Интернет источниками по данной проблеме.
3.Моделирование или введение ученика в ситуацию реального опыта.
4.Практическая деятельность учащихся:
-экспертиза и мониторинг-исследование, наблюдение за окружающей средой.
-создание экологических проектов и презентаций с учётом актуальных проблем охраны природной среды Шебекинского края.
5.Практическое применение. Результативность.
6.Пропаганда идеи устойчивого развития. Участие в научно-практических конференциях, различных этапах Всероссийских олимпиад и конкурсов.
Планомерная работа по данной проблеме способствует формированию у учащихся навыков поведения и экологически целесообразной деятельности в окружающей среде, формирует их мировоззрение и экологическую грамотность.
Мною создана модель экологического воспитания, формирующая экологическую грамотность, творчество и ЗУН учащихся, через экологизацию курса биологии как элемента системы опережающего обучения на основе экологического краеведения Белгородчины. Экологизацию курса биологии на основе краеведения Белгородчины и Шебекинского края достигаю через: использование экологических форм уроков, элементов экологизации, занимательной экологии, работу детского объединения «Исследователи природы» НОУ «Мысль» в школе и ЭБЦ «Нежеголь».Предлогаю алгоритм технологии экологического воспитания
Модель экологического воспитания
Формирование экологической грамотности, творчества, ЗУН учащихся.
Результативность
13EMBED MSGraph.Chart.8 \s1415
Качество знаний учащихся по биологии за последние 3 года
2011-2012 учебный год
2012-2013 учебный год
2013-2014 учебный год
Число учащихся
Качество знаний
Число учащихся
Качество знаний
Число учащихся
Качество знаний
249
77%
256
81%
270
80%
13EMBED MSGraph.Chart.8 \s1415Охват учащихся работой детских объединений экологической направленности за последние 3 года
2011 - 2012 учебный год
2012 - 2013 учебный год
2013 - 2014 учебный год
за последние 3года
Всего учащихся - 249
Всего учащихся - 256
Всего учащихся - 270
Всего учащихся 775
Число учащихся
в ДО - 30
Число учащихся
в ДО - 35
Число учащихся
В ДО - 25
Число учащихся
в ДО - 90
Призёры районных олимпиад по биологии и экологии:
2011-2012 учебный год – Гаенко Анастасия, призер призер муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии.
2012-2013 учебный год – Лоскутова Анастасия, призер муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии и экологии
Победители муниципальных и Всероссийских конкурсов:
2011-2012 учебный год – Гаенко Анастасия, лауреат Всероссийского 34 турнира М.Ломоносова.
2011-2012 – учебный год – Журавлев Валерий, лауреат Всероссийского 34 турнира М.Ломоносова.
2011-2012 учебный год – Гаенко Анастасия, призер межшкольной научно-практической конференции по экологии.
2011-2012 учебный год – грамота, в районной акция «Живи, елка!» номинация «Сохраним леса России (конкурс на лучшую разработку внеклассного мероприятия).
2012-2013 учебный год – Воронцов Константин, лауреат Всероссийского 35 турнира М.Ломоносова.
2012-2013 учебный год – Шевченко Александр, призер межшкольной научно-практической конференции по экологии.
2012-2013 учебный год – Залогина Марина, призер районного конкурса «Елочный экопост» на самую оригинальную и выразительную листовку.
2013-2014 учебный год – Шевченко Александр, дипломант регионального этапа Всероссийского конкурса «Защитим озоновый слой и климат Земли» номинация социально-экологический проект.
Победители и призеры всероссийской олимпиады школьников по биологии и экологии
год
Этап олимпиады
результат
2011
муниципальный
призер по биологии
2012
муниципальный
призер по биологии
призер по экологии
Победители и призеры конкурсов, слетов, турниров, форумов, научных конференций школьников
год
конкурсы, слеты, турниры, форумы, конференции
результат
2011
Всероссийский 34 турнир М.Ломоносова
Межшкольная научно-практическая конференция
Районная акция «Живи, елка!» номинация «Сохраним леса России (конкурс на лучшую разработку внеклассного мероприятия)
2 лауреата
призер по экологии
грамота (Приказ УО №207 от 14.02.2012г.)
2012
Всероссийский 35 турнир М.Ломоносова
Районный конкурс «Елочный экопост» на самую оригинальную и выразительную листовку
Межшкольная научно-практическая конференция
лауреат
призер (Приказ УО №194 от 13.02.2013г)
призер по экологии
2013
Региональный этап Всероссийского конкурса «Защитим озоновый слой и климат Земли» номинация социально-экологический проект
дипломант
(Приказ от 06.05.2013 №1029 г. Белгород, 2013г.)
Распространение актуального педагогического опыта:
выступления на заседаниях районных МО учителей биологии, открытые уроки.
Участие в районном семинаре «Научное общество учащихся, как форма работы с одаренными детьми в школе с углубленным изучением отдельных предметов» с выступлением «Исследовательские проекты, как форма организации экологически ориентированной деятельности школьника», 2011
Библиографический список:
В.В. Балабанова. Предметные недели в школе: Биология, экология,
ЗОЖ. Волгоград, 2001г.
А. Богоявлинская. Активные формы и методы обучения биологии, М,
«Просвещение», 1996г.
журнал «Биология в школе»: №3, 1999г; №5, 1999г; №3, 2003г; №4,
2003г; №8, 2003г; №,2004-2014 гг.
М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. Дополнительные материалы к урокам
и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах.
Волгоград, «Учитель», 2007
М.В. Высоцкая. Нетрадиционные уроки по биологии в 5 – 11 классах
(исследование, интегрирование, моделирование), Волгоград, 2004г.
М.В.Высоцкая. Проектная деятельность учащихся. Биология.
Экология.10-11 классы. Волгоград, «Учитель», 2008
Н.С. Дежникова. Школьный экологический календарь ( воспитание в
современной школе), М, «Просвещение», 2003г
Н.С. Дежникова. Экологический практикум (научный поиск,
педагогический опыт, авторские проекты), М, 2001г.
Н.А. Касаткина. Внеклассная работа по биологии, Волгоград, 2001г.
Г.Ю. Ксензова. Перспективные школьные технологии, М, 2001г.
И.Р. Мухамеджанов. Тесты, зачеты, блицопросы по общей
биологии. М. «ВАКО», 2007
В.А. Самкова. Экологический бумеранг, М, «Новая школа»,
1996г.
Е.В.Тяглова. Исследовательская и проектная деятельность
учащихся по биологии. М. «Глобус», 2008
Экология Белгородской области, БГУ, Белгород, 2006г
Приложение
Приложение №1.Экологический час. «Земля и Человек», 5 класс.
Приложение №2. Урок- путешествие. «Охрана природы в Белгородской области», 7-8класс.
Приложение №3.Урок- исследование. «Природные биогеоценозы (на примерах БГЦ окрестностей г. Шебекино)», 10- 11 класс
Приложение №4. Экологический час. «Моя малая Родина», 8-9 класс.
Приложение № 5. Экологическая тропа. «Охраняемые растения Титовского леса».
Приложение № 6. Презентация к проекту. «Биоиндикация как метод мониторинга воздушной среды по состоянию сосны обыкновенной» (2009г.)
Приложение № 1
Экологический час. (5 класс)
Тема «Земля и Человек»
Цель - обобщить, систематизировать знания по теме «Земля»; осуществить учет знаний и умений по теме; формировать культуру экологии каждого учащегося. Формировать умения сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать навыки творчества; формировать и развивать стойкий интерес к предмету, к природе родного края.
Тип урока - час творчества
Оборудование:
Выставка индивидуальных творческих работ уч-ся по теме «Человек и Земля».
Карточки задания.
Экологические знаки.
Музыкальное оформление.
Литература:
Программа по биологии. М. Дрофа. 2008г.
Н.И. Сонин и др. «Методическое пособие. Природоведение 5 класс» М. Дрофа. 2000г.
Л. Парфилова. Тематические игры по ботанике М. ТЦ. 2002г.
А. Богоявлинская. Активные формы и методы обучения по биологии. М. «Просвещение» 1996г.
Л. Демина. Земля в вопросах, загадках, ребусах, кроссвордах. М. МИРОС 1994г.
В. Балабаева и др. Предметные недели в школе: биология, экология. Волгоград «Учитель» 2001г.
Ход урока:
Введение.
Экологический час - час творчества (Рассказ, беседа, групповая и парная работа, самостоятельная работа с разноуровневыми карточками заданиями).
Экологические исследования.
Экологическая сказка (проблемные вопросы, обсуждения, решения). В чем экологический смысл сказки? Какие экологические проблемы она отображает? Как решить данные проблемы?
Вывод – Земля - наш дом! Рациональное природопользование!
Экологические ситуации и природоохранительные мероприятия Белгородчины (проблемные вопросы, обсуждения, решения).
Какие правила поведения в природе ты знаешь?
Как связаны между собой обитатели леса?
Почему птиц мы называем друзьями человека?
Какие животные и растения охраняются в Белгородской области?
Почему?
Стихотворения собственного сочинения уч-ся.
Исполнение песен «Небылицы».
Экологические игры (самостоятельная, групповая и парная работа).
Класс делится на 3 группы, каждая группа получает карточки - задания с уровнем А, В и С, используя экологические знаки находит пути решения проблемы.
Уровень А-1 группа
Как вы понимаете высказывание о природе? "Кто не любит природу, тот не любит человека". (Ф. Достоевский).
Объясните смысл пословицы. "Много леса - не губи, мало леса- береги, нет леса- посади".
Загадки:
Меня бьют, колотят, ворочают, режут, я все терплю и всем добром плачу.
Синенька шубенка покрыла весь мир.
Сижу на дереве, кругла, как шар. Красна, как кровь, сладка, как мед.
Уровень В - 2 группа
Кроссворд
3
Е
М
Л
Я
Земля
1.Ядовитое животное.
2.Растение леса.
3.Входит в состав Мирового океана.
4.Легкие планеты.
5.Центральная часть Земли.
Уровень С - 3 группа
Перечислите черты человека, который обладает высокой ответственностью к природе?
Мы с ребятами моими, всю природу любим. Лес и речку, и зверюшек - охранять мы будем.
Если в лес пришли с друзьями, вы сорить не смейте!
И костер после себя вы водой залейте,
Чтобы яростный огонь не губил деревья,
Не оставил за собой черные поленья.
Чтобы мама зайчика деток не искала,
Чтоб лисичка рыжая слез не проливала
И чтоб мы с ребятами в лес гулять ходили -
Солнечные зайчики нам в глаза светили.
(К. Высотская)
Подведение итогов. Рефлексия - сигнальные карты. Оценки.
Понравился ли вам урок? Чем? Что бы вы изменили?
Домашнее задание.
Изучите правила поведения в природе.
Приложение № 2
Урок-путешествие (7-8 класс)
Тема. Охрана природы в Белгородской области.
Цель - изучить природоохранные мероприятия Белгородчины; развить понятие о рациональном использовании природных ресурсов на основании экологических знаний; формировать экологическую культуру человека.
Оборудование:
Мультимедиа, проекты и презентации учащихся
«Красная книга флоры и фауны Белгородской области», «Охраняемые
растения и животные Белгородской области».
раздаточный материал - «Занимательная экология».
выставка литературы и проектов учащихся.
План проведения урока.
Путешествие. Природоохранные мероприятия:
создание Центрально-Черноземного заповедника имени Алехина (Ямская степь); Красная книга флоры и фауны Белгородской области; живые памятники природы : 500-летний дуб с.Дмитриевка, охраняемые дубы 250-300 лет, ель 100 лет в Титовском лесу окрестностей г.Шебекино.
Экологическая тропа Титовского леса окрестностей г.Шебекино.
Занимательная экология
Итоги урока
Ход урока:
Введение.
II. Путешествие (Рассказ, беседа, сообщения учащихсяся, практическая работа, групповая и парная работа).
Природоохранные мероприятия Белгородчины.
Какие природоохранные мероприятия выполняются в нашей
стране? По Белгородчине? Почему?
2. Презентации и проекты по плану «Природоохранные мероприятия
Белгородчины»:
Центрально-Черноземный заповедник имени Алехина (Ямская степь -
живой музей природы, т.к. представлена разнотравьем южных и
северных степей), заповедник «Белогорье».
Красная книга флоры и фауны Белгородской области: сосна меловая, волчеягодник Софии, кувшинка белая, ландыш майский, пролеска сибирская, купальница европейская, сколия-гигант, жук-олень, красотел пахучий, шмель обыкновенный, медведица Гера и другие.
Живые памятники природы: Панский дуб 500 лет в с. Дмитриевка, вековые дубы и ель в Титовском лесу.
Экологическая тропа Титовского леса. Рассказ об охраняемых растениях Белгородской области.
Вывод - природа Белгородчины уникальна, т.к. включает различные виды реликтов, эндемиков и требует рационального природопользования.
2. Занимательная экология. Карточки-задания по проблемным ситуациям, групповая работа учащихся.
Как экономить природные ресурсы?
Почему на Земле должны жить все живые организмы без исключения?
Что я могу сделать, чтобы улучшить состояние окружающей меня
среды?
Подведение итогов. Рефлексия - сигнальные карты. Оценки.
Понравился ли вам урок? Чем? Что бы вы изменили? Пожелания.
III. Домашнее задание. Изучить природоохранные мероприятия, уметь применять знания практически.
Приложение № 3
Урок – исследование. Тема: Природные биогеоценозы (на примерах БГЦ окрестностей г. Шебекино). 10-11 класс
Цель: Показать многообразие природных биогеоценозов на примерах биогеоценозов окрестностей г. Шебекино. Закрепить основные экологические понятия и закономерности. Совершенствовать формирование экологической культуры учащихся.
Тип урока - исследование.
Оборудование:
1. Мультимедиа, проекты и презентации учащихся «БГЦ дубравы, водоема, луга (окрестности города Шебекино)», «Растений и животных обитающих в Белгородской области».
2. Гербарии, коллекции (Белгородская область).
3. Карточки-задания.
4. Схемы - «БГЦ дубравы», «БГЦ водоема», «БГЦ луга» (окрестности города Шебекино)
Ход урока:
I. Введение
II. Проверка знаний. (Индивидуальный + фронтальный опрос)
Опрос у доски (разноуровневый опрос).
Дайте характеристику БГЦ, как структурной и первоначальной единицы экосистемы. Как основные закономерности при этом проявляются?
В любом ли БГЦ при установлении пищевых связей между организмами можно обнаружить закономерность, выраженную правилом экологической пирамиды?
Какова сущность этого правила? Почему от звена к звену в пищевой цепи теряется энергия, уменьшается биомасса? Что отражает пирамида численности, энергии, биомассы?
Цепи питания обычно не бывают длинными и состоят примерно из 3-6 звеньев используются знания экологической пирамиды, объясните этот факт.
В биогеоценозах обитают множество популяций разных видов, связанных
между собой. Как влияют эти связи на численность популяции?
Почему с увеличением численности популяций хищников уменьшается численность популяций копытных животных и увеличивается численность популяций кустарников, молодых деревьев?
2. Работа с понятиями: «Экосистема», «БГЦ», «БЦ», «биотоп», «Автотрофы», «Гетеротрофы», «Продуценты», «Консументы», «Редуценты», «биомасса», «правило экологической пирамиды», «саморегуляция».
3. Работа с карточками-заданиями.
К-1. БГЦ представляет собой сложную систему. Почему важно знать, какие связи между организмами разных видов сложились в этой экосистеме? Под влиянием каких факторов эти связи могут быть нарушены? Какими могут быть последствия нарушения взаимосвязей в экосистеме?
К-2. Состояние БГЦ зависит от расположения обитающих в них видов, численности их популяций. В ряде регионов нашей страны истребили волков. Численность каких животных при этом резко возросла? Почему в данных биогеоценозах пострадали многие кустарники, молодые деревья? Как восстановить нарушившееся равновесие?
К-3. Постройте экологическую пирамиду массы, исходя из следующей пищевой цепи: растения животные человек. Какая масса растений необходима, чтобы масса человека увеличилась на 1 кг?
III. Изучение нового материала – исследование. (Рассказ, беседа, работа с таблицами, схемами, гербариями, коллекциями). Защита презентаций.
1. Итоги исследовательской работы учащихся по теме «Природные биогеоценозы» (окрестности г. Шебекино).
Задание дается за несколько уроков, учащиеся делятся на 3 группы;
темы заданий:
- изучить видовой состав растений и животных, абиотические факторы среды, антропогенное влияние БГЦ-зов окрестностей г. Шебекино (дубравы, водоема, луга);
- составить схемы биогеоценозов (дубравы, водоема, луга);
- подготовить тематический отчет в виде презентации.
1 гр. - сообщения, демонстрация гербариев и коллекций БГЦ дубравы, оформление схемы «БГЦ дубравы», рекомендации по охране биогеоценоза. Защита презентации.
Продуценты - деревья (дуб, ясень, рябина, клен, яблоня, груша -1 ярус); кустарники (II ярус) - лещина, боярышник; травы (Ш ярус) - ландыш майский, ветреница дубравная и др.; IV ярус - лишайники, мхи, водоросли.
Консументы - птицы (дятел большой пестрый, малый пестрый дятел, королек, мухоловка-пеструшка и др.); белка, кабан дикий, уж обыкновенный, еж обыкновенный; насекомые - рыжий лесной и другие.
муравей, жук-олень, большой рогохвост; черви, грибы, простейшие личинки насекомых и т.д.
Редуценты - гнилостные бактерии, плесневые грибы.
2 гр. - сообщения, демонстрация гербариев и коллекций БГЦ водоема, оформление схемы «БГЦ водоема», рекомендации по охране видового состава БГЦ. Защита презентации.
Продуценты - элодея, роголистник, водяной мох, ряска, водокрас, кубышка желтая, кувшинка белая, стрелолист.
Консументы - лужанка, беззубка, большой и малый прудовик, катушка, гидра; рыбы - сом обыкновенный, лещ, плотва, окунь; простейшие - амебы обыкновенная, инфузория-туфелька; насекомые - жук плавунец, личинки
стрекоз, ручейники, паук-серебрянка; ракообразные - дафнии, речной рак обыкновенный; земноводные - прудовая лягушка, тритон обыкновенный, тритон гребенчатый.
Редуценты - гнилостные бактерии.
3 гр. - сообщения, демонстрация гербариев и коллекций БГЦ луга, оформление схемы «БГЦ луга», рекомендации по охране. Защита презентации
Продуценты - травы (клевер луговой, тимофеевка луговая, мятлик луговой, горошек мышиный, пижма обыкновенная, зверобой обыкновенный), почвенные водоросли.
Консументы – насекомые - шмель обыкновенный, пчела медоносная, крапивница, личинки бабочек (гусеницы), кузнечик зеленый и т.д., черви, мышь полевая, птицы – жаворонок и другие.
Редуценты - гнилостные бактерии, плесневые грибы.
2. Подведение итогов. Рефлексия - сигнальные карты. Оценки.
IV. Домашнее задание. Создание проектов по теме «Природные биогеоценозы Белгородчины».
Приложение № 4
Экологический час (8-9 класс)
Тема: Моя малая Родина.
Цель: Обучить и углубить экологические знания, расширить кругозор полученных знаний. Формировать экологическую культуру через познавательную активность и практическую направленность учащихся. Развивать познавательный интерес к предмету, творческие способности учащихся, пропагандировать краеведение, чувство патриотизма к своей малой Родине.
Тип урока - КТД
Оборудование:
- карточки- задания (Флора и Фауна Белгородской обл.);
- кроссворды «Лечебница природы», «Луговые растения», «Животные леса»
и др. - биоразнообразие Белгородчины;
- побеги, листья, плоды растений нашего края с сильным запахом;
- выставка - конкурс рисунков о природе, поделок из природного материала.
использование видеотеки о природе;
- презентации учащихся;
Музыкальное оформление «Звуки природы».
Выставка литературы.
Ход занятий:
Вступительное слово учителя. Тема, цель, задачи. Выставка- конкурс. «Звуки природы». Видеотека о природе. Выставка литературы.
Занимательная экология. Жюри.
Занимательные игры - учащиеся разбиваются на команды, придумывают название команды.
Собери растения - предлагаются карточки с изображением цветов, плодов, побегов, листьев различных травянистых и древесных растений, произрастающих в нашей области.
«Найди пару» - каждый игрок в одной команде получает по карточке с изображением животного, в другой команде - с названием этих животных. По сигналу нужно быстро найти пару. Выигрывает та команда, которая сделала как можно меньше ошибок (используются сведения о животных Белгородской области) и др.
Заполни кроссворд. Поясните лечебные свойства известных вам растений (материал краеведения)
«Лечебница природы»
Ответы: малина, зверобой, черёмуха, берёза, боярышник, донник, калина, душица, ромашка, липа, рябина, крапива, подорожник, одуванчик, дуб, ландыш.
Экологические ситуации.
Разработайте кодекс туриста, который включал бы перечень правил поведения в природе.
Широкое распространение в мировой природоохранительной практике получил девиз: «Мыслить глобально - действовать локально». Вам предложено аргументировать этот девиз. Какие доводы вы бы использовали? (Приведите примеры охраны природы по Белгородчине и родному краю).
Загадки.
Сельскохозяйственные растения родного края.
Ягода - красна,
Ягода - вкусна.
Режь да соли!
Ешь да хвали!
(Томат)
* * *
Цветок напрасный.
Плод- опасный.
А поле всё засажено.
(Картофель)
* * *
В жёлтеньком домишке
Чёрные детишки.
Среди них есть серые,
Но они незрелые.
(Подсолнечник) и др.
«Зелёная аптека»
Я и в поле, и в саду.
У прохожих на виду.
Голова моя бела,
Лепестками поросла.
(Ромашка)
* * *
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(Одуванчик)
* * *
Колосится в поле рожь
Там во ржи цветок найдёшь.
Ярко- синий и пушистый.
Только жаль, что не душистый.
(Василёк) и др.
Викторины.
«Знаете ли вы лекарственные растения?»
Какая трава самая горькая и популярная в народной медицине? (полынь)
Что лечит одуванчик лекарственный? (желудочно-кишечные болезни,
ожоги.)
С помощью какого растения лечат заболевания кожи? (череды)
Чем интересен лопух? (противоревматическое, укрепляет волосы)
Какие растения помогают при простуде? (липа, малина)
Из каких растений приготавливают лекарство для людей с больным
сердцем? (ландыш)
Фауна Белгородчины
У какого насекомого прямо- таки оленьи рога, и «бодается» оно ими как
олень? (жук - олень)
Какая птица способствует распространению дуба? (сойка)
Какие птицы выводят птенцов дважды в лето? (синицы, голуби)
Кто крупнее - бурундук или белка? (белка)
Какой наш лесной житель сушит на зиму грибы на деревьях? (белка)
Какие животные сооружают плотины? (бобры) и др.
Подведение итогов. Слово жюри. Награждение победителей. Заключительное слово учителя.
Литература:
В.В. Балабанова и др. «Предметные недели в школе: Биология, Экология, ЗОЖ», Волгоград,2001г.
Л.Д. Парфилова «Тематические игры по биологии», Москва, ТЦ, 2002г.
А.Т. Зверев «Экологические игры», Москва, 1998г.
Приложение № 5
Занимательная экология.
Экологическая тропа (весна).
«Охраняемые растения Титовского леса окрестностей г.Шебекино».
Цель: Изучить охраняемые растения Белгородской области, расширить кругозор знаний по биологии и экологии высших растений. Пропагандировать природоохранные мероприятия, развивать познавательный интерес к предмету
)
9
8 7 6
4 5
2 3
1
1. Пролеска сибирская (ранняя весна)
2. Медуница (апрель-май)
3. Первоцвет лекарственный
4. Фиалка душистая
( апрель - май, в одетом лесу)
5. Ветреница дубовая
6. Ландыш майский (май-июнь)
7. Майник двулистный (май-
июнь)
8. Купена многоцветковая
9. Купальница европейская (май-
июнь, опушки леса)
Информация
1. За последние 100 лет деятельность человека поставила под угрозу исчезновение 25 тыс. видов высших растений.
2. Исчезновение только одного вида растений может повлечь за собой исчезновение 10-30 видов насекомых.
3. Брошенная в лесу бумага может лежать до полного разложения более 2-х лет, консервная банка более 90 лет, полиэтиленовый пакет более 200 лет, стекло более 1000 лет.
4. Кострище не зарастает в течение 5-7 лет.
5. Ландыш майский зацветает на 6-ом году жизни, купальница
европейская - на 8-ом году жизни, венерик башмачок - лишь на 18-м
году жизни!
Характеристика растения экологической тропы, на примере Ветреницы дубравной (Ahemone nemorosa L.) - приземистое травянистое растение сем. лютиковых. Зеленый стебель с рассеченными тройчатыми
листьями заканчивается шестилепестковой белой звездочкой цветка. При распускании бутон бывает окрашен в лиловато-розовые тона, а затем становится чисто-белым. Поднятая на тонких цветоножках, ветреница заметна издалека в светлом лесу. Время ее цветения в конце апреля начале мая, совпадает с ветреной погодой, а тонкий стебелек качается даже от легкого ветерка, отсюда ее научное название - анемона, что означает ветер. Все части ветреницы ядовиты. Первые букеты привлекают многих, но не собирайте большие букеты, не обедняйте красоту весеннего леса! Ветреница зацветает только на 10-12-й год, и цветет она недолго, около недели, пока лес не оденется листвой.
Вывод: Наблюдайте жизнь природы, изучайте ее и любите! Человек должен использовать дары природы - рационально, бережно, разумно.
Матюнина Надежда Константиновна
13PAGE 141715
Экологизация
курса биологии, как элемента системы опережающего образования.
НОУ
школы, ЭБЦ«Нежеголь»
Экологизированные формы уроков.
Проекты, презентации, олимпиады, конкурсы, слёты и т.д.
Проекты, презентации слёты, конкурсы, олимпиады
и т.д.
Работа ДО
«Исследователи природы».
Лекции, исследова –
ния, семинары, зачёты, путешест-вия, творчества, экскурсии, экологические часы и т.д.
Занимательная
экология.
Элемент экологизации.
Экологи-ческие минутки, задачи, виктори-ны, ситуации, загадки, игры, послови-цы, поговорки и т.д.
КВН, экологические часы, викторины, олимпиады и т.д.
Root Entry