Публичное выступление на тему Учитель и ученик в социальных сетях.


HYPERLINK "https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0ahUKEwjAnsDvnavPAhXPJSwKHQz0A1oQFggfMAA&url=http%3A%2F%2Fwww.ug.ru%2Farchive%2F52275&usg=AFQjCNH9POqqle0N315SOzm2yWkOASj2pg&bvm=bv.133700528,d.bGg" \t "_blank" Учитель и ученик в социальных сетях: добавить нельзя отказать
Сегодня большинство людей не могут представить своей жизни без социальных сетей. Фраза «добавить в друзья» стала одной из популярнейших. Под термином «социальная сеть» в области информационных технологий понимают интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Социальные сети не имеют возрастных и профессиональных ограничений, там сконцентрированы все возможные инструменты самовыражения, общения, поиска друзей, поэтому они прочно вошли в жизнь современных школьников.
Уважаемое жюри, мне хотелось бы задать вам вопрос, ознакомившись с представленными данными, считаете ли вы актуальным вопрос использования социальных сетей в современном образовательном процессе?(карточки)
Заинтересовавшись этой темой, я провела социологический опрос среди школьников 9-11 классов в своей школе. Основными вопросами моего исследования были «Являются ли наши ученики активными пользователями социальных сетей, какой из них отдают предпочтение и сколько времени в них проводят». В результате я сделала вывод, что подавляющее число современных школьников является активным пользователем социальных сетей, причем самой популярной и опережающей все остальные по процентным показателям названа социальная сеть «ВКонтакте». Именно ей отдают предпочтение 67% школьников. Основываясь на этих данных можно утверждать, что развлекательный портал «Вконтакте» является самым популярным социальным ресурсом для большинства наших школьников.
К тому же нельзя не отметить и количество времени пребывания школьников в социальных сетях. Посмотрите, пожалуйста, на следующую диаграмму, согласно которой 59 % школьников не ведут подсчет времени пребывания в Интернете, 21% тратят на это от часа до 3 ежедневно и т.д.
Мы можем по-разному относиться к этой статистике, но тем не менее, вывод напрашивается только один: жизнь современных школьников практически полностью переместилась с улиц и дворов в социальные сети.
Давайте попробуем проанализировать все достоинства и недостатки использования социальных сетей для нас, учителей и, вспоминая всеми известный мультфильм, решить, где же нужно поставить запятую во фразе «добавить нельзя отказать».
Несомненно, опытный педагог скорее всего сумеет разглядеть особенности внутреннего мира ребенка и без этого ресурса. А для начинающего учителя социальная сеть может быть хорошим подспорьем. Как же нам до конца разобраться в личности современного ребенка, понять его? Я предлагаю вам рассмотреть роль социальных сетей в образовательном процессе в нескольких аспектах.
Итак, вы видите, что первое направление это учитель-школьник, причем школьник рассматривается и как учащийся и как личность. Второе направление это учитель-родитель.
Чем же может помочь нам социальная сеть при работе с учащимися? Все очевидно, в педагогической деятельности возможности социальных сетей используются для решения самых различных задач: консультации on-line, работа с презентациями, обучающими медиа-файлами, возможность проводить дополнительные занятия, подготавливать с учениками проекты, готовить к ЕГЭ, а также проверять знания учеников on-line .
Применение в виртуальных учебных группах технологий форумов позволяет всем участникам самостоятельно или совместно создавать сетевой учебный, т.е. рабочий контент, что стимулирует самостоятельную познавательную деятельность. Однако, использование социальных сетей как средства обучения имеет определенные риски. Здесь и возможное недовольство родителей тем, что ребенок много времени проводит за компьютером, а также факторы, отвлекающие от учебного процесса (сообщения от друзей, всплывающая реклама и т.д.)
Также социальная сеть может стать одним из наших помощников в познании личности ученика, ведь страничка человека позволяет узнать о нем многое: и хобби, и любимую музыку, и мысли, и настроение в каждый конкретный момент жизни. Мы иной раз не знаем , как ребенок проводит свободное время, с кем он общается? А ведь можно открыть новостную ленту, там наш ученик весь как на ладони со своими проблемами, чувствами и переживаниями. Личные дневники подростков превратились в статусы, комплименты - в «лайки» под фотографиями, а споры - в комментарии в темах. Упускать такой ценный источник информации и общения просто нельзя. Для учеников мы, учителя, превращаемся в живых людей, которые следят за их жизнью, знают о них, а порой и разделяют их увлечения. Тот факт, что учитель «оценил» фотографию, ребенок рассматривает как интерес к нему и к его жизни. Одно простое действие порой показательнее для него, чем любая поощрительная фраза, произнесенная на уроке. Слово учителя превратилось в действие, а это, согласитесь, намного важнее. Нельзя забывать о самых крайних случаях и понимать что мы с вами иногда можем предотвратить что-то страшное. Например, тысячи групп проповедуют суицид как способ избавления от проблем. Известны случаи, когда, поддавшись влиянию подобных людей, подростки, оставляя электронные записки-статусы, кончали жизнь самоубийством. Будь хоть один учитель «в друзьях» у подобного ребенка, мог бы он НЕ заметить этого? Да, конечно же, нет. Этим детям могла быть оказана своевременная психологическая поддержка. С другой стороны, подобная дружба имеет определенные риски: существует возможность подрыва авторитета учителя, попытки учеников завязать «панибратские» отношения, возможность возникновения конфликтных ситуаций в классе, неэтичные высказывания со стороны учеников на странице учителя в социальных сетях.
Все это накладывает определенные обязательства на учителя. Дети смотрят на нас как на образец поведения, и мы должны строго следить за всеми своими действиями, и зачастую нам приходится ограничивать себя в желании выложить все напоказ. Тут встает сложный вопрос: готовы ли мы ограничивать свое право на личную жизнь? Для чего мы заводим страничку в социальной сети? Если для того, чтобы делиться фотографиями недавних вечеринок и пляжного отдыха с друзьями, то должны быть строгие настройки приватности, вымышленное имя и, конечно, никакой дружбы с детьми. Если же мы готовы себя в чем-то ограничить и использовать этот ресурс для получения важной и ценной информации о наших учениках, то социальная сеть становится неизменным помощником. 
Еще один аспект, в котором мы рассматриваем социальную сеть – это взаимодействие учителя и родителей, которая позволяет нам постоянно находиться в тесном контакте с родителями, способствует быстрому донесению и обмену информацией. Однако, при работе с родителями в социальных сетях следует учитывать их мировосприятие и мировоззренческую позицию, разность которых может привести к недопониманию между родителями и учителем и стать причиной обвинений со стороны родителей в некорректном поведении учителя, и возникновению вероятности использования письменных высказываний, вырванных из общего контекста во вред учителю.
Безусловно, риски необходимо учитывать, но в итоге получается, что на сегодняшний день нам необходимо идти в ногу со временем и использовать в своей работе различные методы. В этой ситуации игнорирование социальных сетей все же является упущением. Главное в любой деятельности – это разумный подход. И если мы пришли в эту профессию по призванию, мы должны помнить, что настоящий учитель, это не тот, кто работает по графику. Мы должны быть готовы прийти на помощь нашим детям в любой сложный момент их жизни круглосуточно семь дней в неделю. каждый учитель в своей работе стремится использовать различные ресурсы и источники получения информации. Так почему бы нам не использовать и эту возможность узнать, понять и помочь нашим ученикам?
И, возвращаясь к теме, моего выступления, хотелось бы попросить вас еще раз вспомнить все, о чем мы поразмышляли сегодня и решить для себя, где же нужно поставить запятую.