Выступление на педсовете Эффективность урока- стимул к успеху учителя и ученика
Выступление на педагогическом совете
Учитель английского языка: Смаилова Зауреш Ермековна.
Тема: Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика
Цель: Осуществить осмысление понятия «эффективность» и «эффективный урок».
Задачи:
Определить критерии эффективного урока.
Выяснить формы организации эффективного урока.
Выявить и сформулировать приёмы, методы, способствующие проведению эффективного урока.
Наглядность: презентация
(Слайд 1)
В жизни ученика, как и в жизни учителя, урок занимает важное место. Урок является основным компонентом школьного образования. Одной из задач образования на современном этапе является повышение эффективности урока как средства повышения качества образования. Вопрос качества, а значит, и эффективности урока волнует всех участников образовательного процесса: администрацию, учителя, учащихся и их родителей.
Каждого педагога волнует вопрос, как организовать урок, чтобы он стал для школьников радостью познания мира и активизировал бы их желание учиться, какие методы и приёмы использовать для достижения эффективного урока.
(Слайд 2)
Что значит слово «эффективность»? Какой урок можно считать эффективным? От чего зависит эффективность урока? Эффективность – это уровень соответствия результатов какой – либо деятельности поставленным задачам.
Иными словами, соответствует ли результат поставленным целям и задачам.
Об эффективности можно говорить, если чётко определить цели и конкретные задачи и видеть конечный результат.
(Слайд 3)
Какой урок можно считать эффективным?
Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения.
Т.е. что дал учащимся урок, насколько они продвинулись в усвоении учебного материала. Эффективный урок характеризуется тем, что на таком уроке, при разумной экономии учебного времени, при активной деятельности всех детей, каждый ученик приобретает определённую сумму знаний и навыков. Наименьшие «затраты» – наибольший результат! На таких уроках ученики развивают свои умственные способности. На таких уроках наряду с всесторонним развитием осуществляется также воспитание учащихся. Значит, оценивая эффективность урока, следует иметь в виду следующие параметры:
- понят ли учащимися теоретический материал,
- научились ли применять полученные знания на практике,
- сформировались ли умения и навыки по теме урока,
- проведена ли учителем коррекционная работа,
- проведена ли вытекающая из темы урока воспитательная работа.
(Слайд 4)
От чего зависит эффективность урока?
1) Тщательная и всесторонняя подготовка учителя.
Каждый урок по любому школьному предмету должен иметь определенную, продуманную при подготовке к нему структуру. И поэтому при подготовке к уроку учитель должен продумать когда, как, чем должны заниматься все учащиеся с учетом их индивидуальных способностей и возможностей. В этом состоит главная цель подготовки к уроку.
2) Конкретность поставленной цели и задач.
Если учащиеся понимают, зачем они пришли на урок, какова цель данного урока, то эффективность урока повышается.
Цель должна быть посильной. Каждый этап урока может иметь свою цель. На уроке должна быть цель для учителя (программа – максимум), цель для учащихся (программа – минимум).
3) Выбор типа урока.
Каждый учитель должен знать типологию уроков и уметь обоснованно выбирать тип урока, соответствующий особенностям того или иного класса, темы, раздела.
4) Продуманность форм и методов обучения. Обучение через открытие!
Учитель прежде всего, должен пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата.
(Слайд 5)
5) Сотрудничество учителя и ученика.
В образовательном процессе учитель и ученик – равноправные партнёры, участники коллективного процесса познания. Ученик – участник учебного сотрудничества, учащийся, т.е. учащий себя посредством учителя. Учитель и ученик, взаимодействуя между собой в учебном процессе, строят своё взаимодействие на принципах: сотрудничества, партнёрства, сотворчества, сопереживания, совместной деятельности, диалога.
6) Использование разнообразных средств обучения (учебники и учебные пособия, наглядные средства, технические средства, средства Интернета).
7) Моторная плотность урока, использование всего времени урока с максимальной продуктивностью.
Как известно, любое однообразное действие приводит к рассеиванию внимания учащихся, даже к сонливости. В результате дети занимаются посторонними видами деятельности, отвлекаются от хода урока, не воспринимают информацию учителя. Поэтому на каждом уроке, на каждом его этапе необходимо стремиться к разумному изменению видов деятельности учащихся.
Однако смена видов деятельности на уроке должна быть разумной, должна учитывать возрастные особенности учащихся, особенности данного класса и т. п. Не все дети и не всегда могут легко переключаться с одного вида деятельности на другой.
Темп, посильный для большинства учащихся класса.
Необходима рациональная организация учебного труда учащихся на уроке, формирование у них важнейшего умения - умения учиться. Поэтому сегодняшнему учителю необходимо научиться правильно и с наибольшей пользой использовать учебное время.
8) Активная работа учащихся.
9) Творчество
10) Дифференцированная и индивидуальная работа.
При планировании и построении урока учитель обязательно должен учитывать уровень умственных способностей учащихся, психофизические особенности.
Слайд 6
11) Эмоциональная атмосфера на уроке (положительный эмоциональный настрой в начале урока, эмоциональная подача материала).
12) Создание ситуации успеха.
Каждый урок должен отличаться ощутимостью положительных результатов. Каждый прошедший урок должен вызывать у учащихся и учителя чувство движения вперед, и, как следствие, чувство удовлетворения.
Результативность обучения можно повысить за счёт искренней веры учителя в большие потенциальные возможности своих учеников.
13) Использование разнообразных методических приёмов:
- приём новизны предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов;
- приёмы создания проблемной ситуации;
- приём адаптации к жизненным ситуациям;
- игровые приёмы.
С помощью умелого применения хорошо подобранных разнообразных методических приёмов учителю удаётся сосредоточить внимание всех учащихся на достижении поставленной цели, активизировать их деятельность. Следует избегать чрезмерного разнообразия работ на одном и том же уроке, т.к. частое переключение с одного вида работы на другой мешает детям сосредоточить своё внимание на изучаемом вопросе и достаточно глубоко усвоить его.
14) Мастерство и профессионализм учителя (умение выбрать методы, формы обучения, подобрать средства, умение организовать, умение импровизировать, уверенность в своих знаниях, настойчивость, дисциплинированность, творческое начало личности и т.д.)
Учитель продумал четкую структуру урока, конкретную его цель, но что-то не получается, урок не идет по намеченному плану. В этом случае по ходу урока учитель должен уметь вносить необходимые коррективы, менять его структуру, использовать дополнительные приемы, но цель должна быть достигнута. В умении подстроиться под ситуацию и заключается мастерство педагога.
Выше перечислено 14 требований к современному уроку, но это не значит, что этот перечень нельзя продолжить. И нельзя, конечно, требовать, чтобы учитель на каждом уроке выполнял их все. Но знать их необходимо, поскольку это ведет к максимальной эффективности урока.
Слайд 7
Какие факторы могут помешать эффективности урока?
- Непродуманность организационных моментов, этапов урока;
- неумелое распределение времени на уроке;
- неумелое использование оборудования;
- однообразие применяемых методов;
- слабая материально – техническая база;
Слайд 8
- нарушение учащимися дисциплины;
- конфликт между педагогом и учащимися;
- разный темп работы учащихся;
- разный уровень умственного развития учащихся;
- недостаточное развитие общеучебных умений и навыков (умение работать с учебником и дополнительной литературой, умение выделять главное, сравнивать факты, явления, события, высказывать суждения, обобщать, умение слушать друг друга, умение правильно оформлять и вести тетрадь и др.);
- загруженность учителя (как следствие, недостаток времени на подготовку к уроку);
- человеческий фактор (ученик опоздал на урок, заболел, плохое настроение и т.д.)
Для успешности учебного процесса необходимо учитывать все вышеперечисленные причины снижения эффективности и качества урока и работать в первую очередь над устранением данных причин.
(Слайд 9)
Как учитель может определить эффективность урока?
-контроль усвоения учащимися определённых знаний (результаты фронтального и индивидуального опроса, тестирование, результаты самостоятельных, проверочных, контрольных работ и т.д.);
- применение знаний в новых ситуациях, использование знаний в жизни;
- развитие общеучебных умений и навыков;
- развитие у учащихся познавательных процессов;
- развитие рефлексии и оценочной деятельности;
- характеристика деятельности учащихся на уроке (интерес, активность, понимание материала и его значения);
- желание ученика найти дополнительную информацию по теме урока.
Слайд 10
Из опыта работы
В настоящее время учащиеся должны учиться самостоятельно выявлять новые теоретические сведения, а не получать знания в готовом виде.
В связи с этим стараюсь использовать на уроках задания, направленные на развитие у учащихся умений наблюдать, сравнивать, классифицировать, обобщать, находить закономерности, делать выводы, применяю задания поискового характера, творческого, процесс выполнения которых может быть связан с догадкой, опытом ребёнка, ранее усвоенными знаниями, вовлекаю учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.
При этом важно учить детей не бояться делать ошибок, не бояться высказывать своё мнение, даже если оно ошибочно.
Использую групповые формы организации учебной работы. Работая в группах, ребята учатся общаться, слушать друг друга, «сильные» ребята передают свои знания тем, кто послабее в учёбе, объясняют непонятное товарищам. При подготовке выступления группы учитывается мнение всех её участников, а значит, каждый ребёнок чувствует сопричастность к общему делу.
Конечно, не всегда получается работа в группах, пока ребята осваивают эту форму работы, но я могу утверждать, что этот вид работы эффективен и нравится детям.
11 слайд
С целью осуществления контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся провожу тесты, экспресс – опросы, проверочные работы. Практикую самооценку урока учащимися.
12 слайд
Принцип моей работы – «Когда интересно, тогда легко и доступно». На уроке применяю различные эффективные приемы, такие как «Корзина идей» «Бортовой журнал»
13 слайд
«Fish bone» «Ключевое слово»
14 слайд
Ассоциативный куст, кластеры , ключевые термины, мозаика «Джигсоу», мозговой штурм,эссе.
15 слайд
Приемы обратной связи «Лестница успеха», «Дерево успеха»
16 слайд
«Светофор»,«ХИМС»
17 слайд
Таблица «ЗХУ», Анкеты
18 слайд
Применяю такие приемы деления на группы, как: Жребий, Соседи , Мозаика, Времена года, Выбор лидера.
Итак, в своём выступлении я постаралась показать критерии эффективного урока, а также поделиться своим опытом работы. Конечно, пока не всё получается в работе, есть трудности. Приходится учиться вместе с детьми, развиваться самой. Часто приходится ставить себя на место ученика, чтобы лучше понять его состояние, чувства, мысли. Я не хочу останавливаться на достигнутом. Есть ещё много идей, задумок, которые предстоит реализовать в будущем в работе.
19 слайд
Хочу закончить свое выступление следующими рекомендациями:
- Учитель,ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.
-Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.
-Не требуй на уроке «идеальной дисциплины». Не будь авторитарным. Помни, урок — это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.
-Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.
20 слайд
-Неси детям добрую энергию и всегда помни, что «ученик — это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь».
-Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления..-Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, — не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.
21 слайд
- Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.
- Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.
-Будь всегда выдержан, терпелив, уравновешен.
22 слайд
Спасибо за внимание!