Рефлексивный анализ из опыта работы воспитателя
Ф.И.О. педагога: Шакирова Гульназ Рафаэловна
Должность: воспитатель
Название учреждения: ГБОУ «Тойгельдинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Муслюмовского района РТ
Рефлексивный анализ опыта работы по теме: «Театральная деятельность воспитанников в коррекционной школе».
«Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, а в игре он познаёт мир».
Несколько лет назад, когда я работала на младшей группе, столкнулась с тем, что у детей плохо развита речь и чтобы не было предпринято, чтобы обогатить словарь, наполнить детскую речь различными выразительными средствами, результат оставался неутешительным. Сначала мне просто хотелось выяснить основные проблемы и попробовать их решить. Здесь и пришла мысль углубленно работать над театральной деятельностью. Ведь театральная деятельность включает в себя много задач, связанных с развитием речи: это и мимика, и жесты, и движения, и умение действовать с партнером, слушать не перебивая, и развитие мелкой моторики, развитие творчества, фантазии, а самое главное формирование личности.
В театральной зоне сказки представлены в разной подаче для детей. Это: пальчиковый театр, сказки на магнитной доске, теневой театр, кукольный театр, резиновые игрушки, шагающие куклы, настольный театр, игры драматизации а также красочные костюмы (в основном шитые родителями детей), шапочки с изображением персонажей, музыкальные инструменты, на котором дети с удовольствием «играют». Ну и, конечно же ширма, которая позволяет сделать кукольный театр более интересным.
В начале года я провела диагностику. В результате было выявлено, что у большинства детей отсутствует выразительность речи, беден словарный запас. Были и такие дети, которые неохотно шли на контакт со взрослыми и сверстниками.
Работа началась с того, что детям читала стихи, а порой просто предлагала при помощи жестов, мимики передать характер, настроение героев. Дети охотно выполняли роль зайчиков, медведя, лисы. Заметила, что детям нравится этот вид деятельности. Стала предлагать детям отдельные этюды, при этом добивалась выразительности.
Детям много читала, постоянно обсуждали героев произведений, их характер, повадки, с какой интонацией тот или иной герой произносит свою речь. К концу года, застенчивые дети – раскрепостились, стали активнее общаться со взрослыми, сверстниками. Речь обогатилась, стала более выразительной. Теперь передо мной стала задача не упустить то стремление детей, желание участвовать в театральной деятельности.
В средней группе я продолжила работу над этой темой. В начале года вместе с детьми готовили спектакли, используя настольный театр: «Маша и медведь», а уже к середине года обратились к драматизации. Это замечательный вид театральной деятельности. С каким интересом дети готовились к спектаклю по сказке «Заюшкина избушка», сколько было радости, когда спектакль по просьбе родителей дети играли с удовольствием.
Работая над ролью, постоянно поощряла детей за любое проявление творчества, инициативы. У детей еще больше возрастал интерес к игре на сцене. Теперь дети, которые были пассивны, с неохотой участвовали в спектаклях, стали активы, раскрепостились и наравне со всеми участвовали во всем. Также улучшалась речь детей, она стала более красочной.
Работа строилась по следующему плану: вначале предлагала детям или дети высказали свое пожелание по тому, или по иному произведению. Читали это произведение, обсуждали характеры героев, их поступки, определяли какие костюмы подойдут тому, или иному персонажу. Затем начиналась работа над ролью.
Особенно интересно проходили Новогодние праздники. Я предложила детям подумать и сказать, кем бы они хотели стать. Когда дети определились, я предложила придумать новогоднюю сказку, в которую вошли все персонажи. Каково же было удивление, когда каждый из ребят оказался великолепным рассказчиком.
Много работала с детьми над изготовлением кукол к различным спектаклям, развивая тем самым мелкую моторику рук, детское творчество и фантазию. Дети с удовольствием делали такие куклы. Так, например, Алена сделала бабушку Матрену – добрую, а Алсу – девочку веселую, задорную.
Куклы, сделанные своими руками или с помощью воспитателя дети любят больше, они им дороже, так как в нее вложено их настроение, любовь.
Театральная деятельность в коррекционной школе – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка и воспитания творческой направленности личности.
Моя работа продолжается, я надеюсь, что все что мне удалось сделать, развивать в детях интерес к театру, любовь к искусству – все это оставит свой отпечаток в дальнейшей жизни ребенка.
Итак, влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие детей неоспоримо. С помощью театрализованных игр- занятий можно решать практически все задачи программы и наряду с основными методами и приемами развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал для полноценного и всестороннего развития воспитанников.
В заключение хочу сказать, одна из самых важных профессий- это профессия воспитателя, любящего детей, прекрасно знающего свое дело и ясно представляющего себе, что любые потери в развитии ребенка коррекционной школы невосполнимы.
15