Выступление на педсовете на тему Эффективность современного урока — стимул к успеху учителя и ученика
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12
Доклад
Эффективность современного урока – стимул к успеху учителя и ученика
Подготовил учитель русского языка и литературы
Решетникова Е.В.
Елец, 02.04.2014г.
ТЕМА: « Эффективность современного урока – стимул к успеху учителя и ученика»
Содержание
«А урок остается!»
Традиционный урок. Плюсы и минусы.
От чего же зависит эффективность урока?
Успех педагогической деятельности.
Что же ля нас современный урок?
Что главное в уроке?
Литература.
Цели :· Осознание основных критериев современного урока
· Повышение интереса педагогов к современным технологиям
· Осознание необходимости повышения уровня самообразования
« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства ,
показатель его кругозора. эрудиции»
В.А Сухомлинский
1. «А урок остается!»
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать. Любой урок –имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Традиционный урок. Плюсы и минусы
В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.
Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.
плюсы и минусы традиционного урока (две команды)
Нападающие – защитники
(образцы выступлений)
плюсы минусы
Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове. . Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель
наша молодость, работа, интересная размеренной уверенностью в ее необходимости и пользе, интересная жизнь. Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников. Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда). На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. Все большее количество учеников желает учиться в классах «выравнивания».
на коллектив позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли. Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.
. Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может. Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам.
Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом. Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития.
При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.Выводы: что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? В чем плюсы?
Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.
Знание принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений.
Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку.
Знание типологии урока
Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока.
Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.
Формулировка, кроме темы урока так называемого «имени урока».
Планирование воспитательной функции урока.
Комплексное планирование задач урока (стр. 40)
Выделение в содержание материала объекта прочного усвоения и отработка на уроке именно этого.
Продумывание хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.
Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
Практическая направленность учебного процесса.
Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение.
Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.
Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.
Формирование надпредметных способов учебной деятельности (например анализирование от предмета к явлению, процессу, понятию).
Работа по мотивации учебной деятельности - формирование мотивации познания.
Создание условий для проявления самостоятельности учащихся
Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.Включение компьютеров в педагогические технологии.
Дифференциация домашних заданий.
Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.
Обеспечение благоприятных гигиенических условий.
Обеспечение эстетических условий
Общение - сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.
Имидж учителя.
Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.
Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства
От чего же зависит эффективность урока?
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон ДьюиСлово “эффективность” в переводе с латинского – “эфектос” – означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий. Таким образом, эффективность урока - это его результативность, т.е. что дал учащимся урок, насколько они продвинулись в усвоении учебного материала. Значит, оценивая эффективность урока, следует иметь в виду следующие параметры: -понят ли учащимися теоретический материал; -научились ли применять полученные знания на практике; -сформировались ли навыки по теме урока; -проведена ли учителем коррекционная работа; -проведена ли вытекающая из темы урока воспитательная работа. От чего же зависит эффективность урока? 1. На первом этапе, прежде всего, от конкретности поставленной цели и задач. Затем установления средств – которые помогут педагогу в достижении цели. А уже затем определения способа – как педагог будет действовать, чтобы цель была достигнута. Целью изучения предмета русского языка в целом, о которой я говорю постоянно своим ученикам, является развитие умственных и речевых способностей, которые помогут в дальнейшем и умение применять знания при изучении других предметов и в жизненных ситуациях. И если учащиеся понимают, зачем они пришли на урок, ставят перед собой свои конкретные цели, то эффективность урока повышается. Для расширения понимания значимости русского языка в жизни человека учащиеся готовят сообщения, знакомятся с работами учёных, исследуют, как их родители применяют русский язык в своей работе. На уроках с целью пропедевтики обязательно сообщаю учащимся при изучении, каких школьных дисциплин им придётся применить изучаемую тему. К сожалению не всегда наша школьная программа построена так, что в ней чётко соблюдается преемственность и межпредметные связи. Что касается целей, которые я ставлю на конкретном уроке при изучении определённой темы, от них также зависит эффективно пройдёт урок или нет. Например, для учащихся 5 класса на данном этапе обучения основной целью является научить детей выполнять самостоятельную работу. Поэтому все уроки направлены на отработку данных умений. Чтобы научиться работать, например, с карточками надо знать правила и много тренироваться. Поэтому на уроке мы много работаем с правилами. Сначала я подвожу ребят к тому, чтобы они сами сформулировали правило. Например, на доске записаны слова и обозначены определенные части слов, т.е. схематически зафиксировано правило. На основе этого дети сами формулируют правило. Затем мы сравниваем с тем, что нам даёт учебник, закрепляем тренировочными упражнениями и проговаривая правила, дома учим наизусть, на следующий урок обязательно устный или письменный опрос правил. Но если ребёнок правило не выучил, то вся работа на предыдущем уроке идёт насмарку, придя, домой он не закрепил, а забыл то, что усвоил на уроке. И эффективность, которая вроде бы была на предыдущем уроке, на следующий день исчезла бесследно. Конечно, усвоения всех правил невозможно без практического их примененияИспользую индивидуально-дифференцированные карточки, эстафеты, организую, взаимопомощь сильных учеников слабым, провожу дополнительные занятия, но и это не всегда приносит свои результаты, остаётся кто-то, кто не усвоил тему и самое главное не желает её усваивать. Что же делать дальше? 2.Эффективность современного урока основывается на применении новых форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель, прежде всего должен пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. А для этого недостаточно пересказать ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить все имеющиеся в нём правила. Насколько формально учитель будет относиться к своим обязанностям, настолько формально к приобретению знаний будет относиться ребёнок. Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности. Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание. Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока. Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету, по тем педагогическим находкам, которые позволяют говорить об этих уроках как о нетрадиционных, творческих, авторских. нестандартный урок будет приниматься в качестве одного из ведущих средств обучения; 3. Эффективность урока зависит от использования методических приёмов. Методические приемы – это педагогически оформленные действия учителя и учащихся, посредством которых решаются конкретные задачи. Они должны соответствовать педагогической ситуации, особенностям развития учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя. Прием – это организация определенного вида работы на конкретном уроке. Существует большое разнообразие методических приемов. Можно предложить несколько вариантов их классификации. 1. Например, во время рассказа или лекции учитель демонстрирует модели или слайды. Эти приемы можно назвать демонстрационными, они иллюстрируют речь учителя, способствуют образному восприятию объекта или процесса. Такой приём особенно эффективно использовать на уроках русского языка, при изучении любой новой темы. 2. Рассказ, лекция, беседа сопровождаются рисунком на доске, вычерчиванием схемы, записью новых терминов, определений. Это графические приемы, которые обогащают слово учителя графическим образом, помогают выделить нужный вопрос, привлечь внимание к основному содержанию. На уроках русского языка к каждому правилу составляется схема, алгоритм, буквенная запись правила или краткая запись правила. Дома, запоминая правило, ученик должен обращаться к предложенной схеме и наоборот. Это способствует эффективному запоминанию, а не зазубриванию правил. 3. Используются также логические приемы, которые требуют проведения анализа явлений, обобщения и систематизации фактов, формулирования выводов. Овладение учащимися логическими приемами ведет к повышению качества их знаний. В основе логических приемов лежат мыслительные операции, поэтому овладение ими свидетельствует о сформированности интеллектуальных умений, о развитии школьников. Для формирования логического мышления я использую логические вопросы, которые интересны всем детям, потому что дают возможность даже слабому ученику найти правильный ответ. Чаще такие задачи решаем в начале или в конце урока, на внеклассных мероприятиях и при выполнении домашних заданий, при подготовке к предметным олимпиадам. 4. Прием новизны предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных. По мере возможности на своих уроках я стараюсь уделить время для сообщений, которые подбираю сама или предлагаю найти их учащимся. 5. Прием семантизации – это возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова. Ребятам всегда интересно откуда произошёл тот или иной термин и что он означает. Расшифровка терминов, позволяет лучше запомнить не только новое слово, но и его смысловое значение. 6. Приемы создания проблемной ситуации. Это особый приём, который даёт свой положительный эффект в большинстве случаев, но затрачивает очень много времени на подготовку и при использовании его на уроке. 7. Прием адаптации к жизненным ситуациям. Методические приемы, активизирующие деятельностью учащих¬ся используются на разных этапах урока: • на этапе проверки домашнего задания; • на этапе восприятия и спо¬собствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу; • на этапе осмысления (усвоения) изучаемого материала; • на этапе воспроизведения полученных знаний; • на этапе домашнего задания. 4.Эффективности урока способствует развитие познавательного интереса учащихся. Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников, залог успеха. Он проявляется в активности и внимании учащихся на уроках, в их эмоциональных реакциях, в вопросах учителю, в чтении дополнительной литературы и т.п. И на своих уроках применяла различные формы и методы, которые собраны в папке обобщения опыта работы. 5. Эффективность урока зависит от использования новых педагогических технологий. Применяя любую технологию, мы должны поставить три вопроса: Зачем учить? Как учить? Как учить результативно? На своих уроках я использую принцип наглядности из «Объяснительно-иллюстративной технологии». Стараюсь слова иллюстрировать с помощью компьютера. Когда в процесс запоминания включается не только слуховая , но и зрительная память - это даёт больший эффект. Готовя презентации к уроку по русскому языку, стараюсь где это наиболее целесообразно включить анимацию, которая наглядно показывает процесс объяснения нового материала. Например, при объяснении темы «Сложное предложение». 6. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Поэтому на своём уроке я стараюсь как можно чаще применять компьютер, как средство обучения. Причем не только как наглядно иллюстративный материал, но и как тренажёр, для проведения тестовой работы. Компьютер также даёт возможность учащимся показать результаты своей работы наиболее интересно.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
А ЧТО ЕЩЕ …
Успех педагогической деятельности.
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного образования. Традиционно считается, что успех педагогической деятельности зависит от знания педагогики, своего предмета, от владения его методикой. Психологи же в последние десятилетия доказали, что часть успеха зависит от умения учителя создавать в классе атмосферу взаимопонимания, доверия, способствующую контактам, развитию, творческому общению. Учителя работают, полагаясь в основном на интуицию, доверяя своему педагогическому дару. Но даже самые талантливые иногда чувствуют беспомощность и осуждают себя. Не всегда взаимоотношения со школьниками приносят радость. Многие психологи видят причину тому в авторитарности, имеющей место в нашем обществе и, как следствие, в школе. Попытки же отказаться от «командного» воспитания и обучения оборачиваются анархией, хаосом. Такое противоречие усиливает разъединенность, тревогу. В результате взрослые и дети не могут найти общего языка. Почему так происходит? Нас самих воспитывали методами, основанными принципах на власти и дистанции, и многие из нас не видят в этом ничего плохого - выросли и стали хорошими людьми. При этом не все осознают, что взаимоотношения, основанные на авторитарности, лишали и детей, и учителей ощущения собственной ценности и значимости, укореняли представления об отношениях общества и личности, ставящие человека в позицию пассивного ожидания изменений и благ, а своим твердым обращением с человеком с детства лишали его способности доверять другим людям. В наше же время все более актуальной становится ориентация на развитие индивидуальных способностей каждого ученика, на воспитание интеллигентных, думающих личностей, склонных к самообразованию. Стартовой площадкой для этого может послужить адекватная организация процесса обучения, а именно - взаимодействие учителя с учениками как с равными партнерами, личностями, коллективом личностей. Когда учитель действует на ученика не как на объект - не решает вместо ученика задачу, который затем лишь повторяет решение, а они вместе решают ее, причем учитель только помогает, - достигается продуктивное взаимодействие. Но успешность обучения зависит не только от совместной согласованной деятельности учителя и учеников. Важную роль играет также взаимодействие учащихся друг с другом. Таким образом, только организация совместной деятельности учеников с учителем и учеников друг с другом позволит воспитать интеллигентного человека, человека, который может правильно, содержательно и интересно излагать свои знания, полученные самостоятельно из проработанного текста, от учителя и своих одноклассников. Современный человек должен также применять полученные знания в различных ситуациях и для различных целей, применять их гибко и творчески. 2. Психологические основы учебного сотрудничества на уроке. Нельзя оставить без внимания психологический аспект учебного взаимодействия на уроке. Опыт передовой практики обучения русскому языку показывает, что эффективность урока русского языка, как и всех уроков в целом, обуславливается, прежде всего, способностью учителя создать условия и организовать ситуации, в которых ученики осваивают язык как средство общения. Существует два основных аспекта сотрудничества на уроке: взаимодействие учителя с учениками и учеников друг с другом. Во взаимодействии учителя с учениками особое значение имеет учет психологических закономерностей формирования ведущей мотивации у детей. Учитель должен опираться на реальные познавательные интересы и желания учеников. Это является обязательной предпосылкой иноязычной речевой деятельности. Мотивацию у детей можно создать за счет использования широкого контекста общих познавательных и социальных мотивов учеников. Потребность понимать фильмы на русском языке, возможность непосредственно общаться с людьми другой национальности, писать письма по Интернету может также стать мотивом для изучения русского языка. Следует учитывать еще одну особенность речевой деятельности. Речевая деятельность – это процесс формирования и формулирования мысли. Поэтому предмет мысли ученика (то есть то, о чем он хочет сказать на русском языке, или то, что он хочет понять) должен быть ему интересен, ясен и доступен для понимания. Стремясь реализовать свою мысль или понять чужую, ученик ищет средства и способы для этого. Именно в это время учитель должен помочь ученику. Только после того, как учитель выявит у ученика специфическое состояние поиска (или сам спровоцирует возникновение такого состояния) и установит, что ученик «решает задачу» формулирования, ищет средства и затрудняется в их нахождении, он должен ему помочь. При этом меняется функциональная нагрузка учителя: на уроке он акцентирует внимание учеников не на выполнении упражнений, а на содержательном аспекте деятельности, раскрывая цель и мотив каждого задания. Нельзя не согласиться с Ш.А. Амонашвили, утверждающим, что современный учитель должен владеть не только наукой воспитания и обучения, но и искусством общения с ребенком и детским коллективом. При этом важно помнить, что учитель может играть роль партнера по общению с учениками лишь при условии, что он обучен и воспитан в духе справедливости к ним, солидарности с ними и терпимости к ним, если он способен быть открытым в проявлении своих интересов и эмоций и умеет критически осмыслить свое поведение. Итак, необходимо уйти от авторитарности в образовании. Авторитарность в воспитании и обучении ведет в дальнейшем к построению таких же отношений в будущей жизни с подчиненными, собственными детьми. Чем же отличается противостоящий авторитарному стиль общения. Психологи дают ему разные названия: демократический, конвенциальный, сотрудничающий, продуктивный. Он подразумевает позицию учителя рядом с учеником, активное участие самого ученика в деятельности, организуемой учителем, участие ребенка в разработке ближних и дальних целей своей жизни, ответственность за свое саморазвитие и саморазрушение, заботу о сохранении доброжелательных и теплых взаимоотношений. Каждый взрослый может создать доверительные отношения с детьми и совершенствовать их, увеличивая коэффициент открытости, заботы и внимания друг к другу, свободы и взаимного тепла. Но как это сделать? Успех любящего учителя состоит в том, что он позволяет ученику действовать самостоятельно в своем собственном пространстве. Когда два человека действуют вместе, их жизненные пространства соприкасаются - возникает «общий коридор». Площадь этого совместного пространства влияет на результаты общего дела: чем больше пространства, тем больше возможностей для маневров и разнообразных усилий, ведущих к успеху. Совместное пространство может быть увеличено, если взрослый поможет ребенку освободиться от эмоционально-рефлексивных зажимов. Для этого нам предстоит стать зеркалом чувств ребенка – это позволит ему быть активным в общении со взрослыми. Ребенок может позволить себе быть активным, если общение с ними наполнено открытостью, откровенностью и ясностью. Дети никогда не свободны от жизненных проблем - семейных, школьных, личных. Вернуться к активности ребенок сможет лишь тогда, когда он почувствует, что его принимают таким, каков он есть. 3. Учебное сотрудничество в процессе обучения русскому языку. Роль учителя и учащихся на уроке русского языка Сотрудничество учителя и учащихся является одной из определяющих основ современного обучения. Сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности. В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных и жизненных интересов учащихся. Значение этой формы организации обучения столь велико, что весь педагогический процесс начинает рассматриваться как «педагогика сотрудничества».
5. Что же для нас современный урок?
Ответ:
это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие , развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.
6.Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
HYPERLINK "http://74323s030.edusite.ru/DswMedia/dswmedia" \t "_blank" Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Рефлексия
На листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.
большой – для меня это важно и интересно … указательный - я получил(а) конкретные рекомендации…
средний - мне было трудно ( не понравилось)…
безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
мизинец - для меня недостаточно…
7. Литература
1.http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=200772. Буланкина Н.Е. Проблема самореализации личности в полиязыковом информационно-образовательном пространстве. 2000. 3. Зимняя И.А. Психология обучения языкам в школе. М., 1991. 4. Кондратьева С.В. Учитель - ученик. М., 5. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии: Сборник / Отв. ред. Е.В. Шорохова. 6. Проблема интеграции языкового образовательного пространства в коммуникативное пространство. 1999. 7. Языковое и образовательное пространство: проблемы, поиски, решения. 2009 г.
8..Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
7.Кузнецова О.В. Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева// Управление начальной школой. - 2011. - № 6. - С. 31-40.
8.Осипова Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н. В. Осипова, И. А. Головинская, С. В. Брюханова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 26-33.9. Песняева Н.А. Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников / Н. А. Песняева// Методист. - 2010. - № 4. - С. 61-67.
10.Песняева Н.А. Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге / Н. А. Песняева// Управление начальной школой. - 2010. - № 7. - С. 15-22.11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 155-158. - ISBN 978-5-09-020588-7.