Эффективность домашней работы как средство повышения качества образования


  Муниципальное образовательное учреждение
Малонагаткинская средняя общеобразовательная школа
муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области
Рекомендации по урочной и внеурочной деятельности
Эффективность домашней работы
как средство повышения качества образования
Преподаватель В.В. Калля2017
Эффективность домашней работы
как средство повышения качества образования
Домашняя учебная работа учащихся — является неотъемлемой частью учебного процесса и она непрерывно связана с работой, выполняемой на уроке. Многозначность роли домашней учебной работы, значительность её функций обуславливают её необходимость как органической части единого учебно-воспитательного процесса в школе.
До настоящего времени имеются любители подискутировать о том, что домашние задания не нужны учащимся. Такая постановка неправильная, необоснованная.
  Необходимость домашней работы учащихся обусловлена не столько решением чисто дидактических задач (закрепления знаний, совершенствования умений и навыков и т.п.), сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки школьников к самообразованию. Поэтому утверждения, что в домашних заданиях нет необходимости, поскольку основное должно быть изучено на уроке, несостоятельны. Домашняя работа имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение, формируя чувство ответственности за порученное дело, вырабатывая аккуратность, усидчивость и другие социально ценные качества.
Совершенно права была Н.К.Крупская, которая писала «Уроки на дом имеют большое значение. Правильно организованные они приучают к самостоятельной работе, воспитывают чувство ответственности, помогают овладеть знаниями и навыками».
Домашняя работа учащихся дополняет учебную работу на уроке , имеет целью повторения, закрепления, усвоения пройденного материала, подготовку к изучению новых вопросов, расширение и углубление знаний, формирование умений и навыков.
  Домашняя учебная работа учащихся принципиально отличается от классной прежде всего тем, что протекает без непосредственного руководства учителя, хотя и по его указаниям. Ученик сам определяет время выполнения задания, выбирает наиболее приемлемый для него ритм и темп работы. Работая самостоятельно, в домашних условиях, которые значительно отличаются от классных, ученик лишен тех средств, которые может использовать учитель, чтобы сделать работу более увлекательной; дома нет коллектива, который благотворно влияет на создание рабочего настроения, стимулирует здоровое соперничество.  Исходя из дидактических целей, можно выделить три вида домашних заданий:
подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы;направленные на закрепление знаний, выработку умений и навыков;
требующие применения полученных знаний на практике.
  Особым видом являются задания творческого характера (написание изложений, сочинений, выполнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий и т.п.).  Могут быть индивидуальные домашние задания и задания отдельным группам учащихся.
  Методика организации домашней работы - одно из слабых мест в деятельности школы и семьи. Часто задавание уроков на дом вообще не выделяется как самостоятельный этап урока. Между тем задавание уроков на дом должно прежде всего помочь учащимся самостоятельно учиться. Методика разъяснения выполнения домашнего задания считается правильной, если ученики осознали основные подходы к его выполнению. Домашние задания создают условия широкой их дифференциации, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Они имеют как продолжение работы над осознанием изученного материала в классе и отработки умений и навыков для одних учащихся, так и расширение и углубление знаний, умений и навыков для других более способных и проявляющих интерес к данному предмету учащихся.
Однако методика организации домашних заданий должна предусматривать предупреждение перегрузки учащихся.
Дозировка д/з может быть такой:
1 класс – 1 час2 класс – 1,5 часа3-4 класс – 2 часа5-6 класс – 2,5 часа1-8 класс – 3 часа9-11 класс – 4 часа
Поэтому методика домашних заданий должна быть предусмотрена учебным планом урока, на это должно быть отведено время, давать его следует до звонка, учащиеся должны записать в дневники. Получив задание на дом, ученик должен отчетливо представлять, что надо сделать и как следует выполнять работу в домашних условиях.
Повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся.
Таким образом, домашняя учебная работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. Продуманное, взвешенное, интересное домашнее задание способно творить чудеса. А чтобы оно было таким, надо сделать все возможное, чтобы, выполняя работу, ученик пусть хоть на секунду почувствовал бы вкус хотя и крошечного, но лично им сделанного для себя открытия, а значит, понял бы, что эта работа может приносить радость и пользу.
Список используемой литературы
1. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения - М., 2003.2. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя.– М.:Педагогика,1987.3. Пидкасистый П.И. Искусство преподавания.– Москва, 1998.