Рефлексивный анализ опыта работы по теме: «Театральная деятельность дошкольников».
Ф.И.О. педагога: Зиганшина Венера РафисовнаДолжность: воспитатель
Название ДОУ: Сармановский район , пгт Джалиль МБДОУ№3 «Аленушка»
Рефлексивный анализ опыта работы по теме: «Театральная деятельность дошкольников».
Приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования является познавательно–речевое развитие детей.
В моем профессиональном развитии и становлении большую роль сыграл педагогический коллектив» под руководством А.Э. Юсуповой, где в атмосфере творчества и профессионального долга продолжается рост моего педагогического мастерства.
Детский сад, в котором я работаю – стабильно функционирующий, развивающийся, работающий в поисковом режиме. Я выделила для себя актуальную проблему социальной зрелости дошкольников: детское дошкольное учреждение должно стать школой социального действия, в которой в ежедневной совместной работе детей и взрослых развиваются любознательность, воображение, коммуникативные умения.
Моя тема самообразования: «Театральная деятельность дошкольников»
«Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, а в игре он познаёт мир».
Несколько лет назад, когда я работала на младшей группе, столкнулась с тем, что у детей плохо развита речь и чтобы не было предпринято, чтобы обогатить словарь, наполнить детскую речь различными выразительными средствами, результат оставался неутешительным. Сначала нам просто хотелось выяснить основные проблемы и попробовать их решить. Здесь и пришла мысль углубленно работать над театральной деятельностью. Ведь театральная деятельность включает в себя много задач, связанных с развитием речи: это и мимика, и жесты, и движения, и умение действовать с партнером, слушать не перебивая, и развитие мелкой моторики, развитие творчества, фантазии, а самое главное формирование личности.
В нашем детском саду ведётся плодотворная работа по данному направлению. Театральная деятельность является эффективным средством развития речи и артистических способностей детей.
В театральной зоне сказки представлены в разной подаче для детей. Это: пальчиковый театр, сказки на магнитной доске, теневой театр, кукольный театр, резиновые игрушки, шагающие куклы, настольный театр, игры драматизации а также красочные костюмы (в основном шитые родителями детей), шапочки с изображением персонажей, музыкальные инструменты, на котором дети с удовольствием «играют». Ну и конечно же ширма, которая позволяет сделать кукольный театр более интересным.
В начале года в средней группе мы провели диагностику. В результате было выявлено, что у большинства детей отсутствует выразительность речи, беден словарный запас. Были и такие дети, которые неохотно шли на контакт со взрослыми и сверстниками.
Работа началась с того, что детям читали стихи, а порой просто предлагали при помощи жестов, мимики передать характер, настроение героев. Дети охотно выполняли роль зайчиков, медведя, лисы. Заметила, что детям нравится этот вид деятельности. Стала предлагать детям отдельные этюды, при этом добивалась выразительности.
Детям много читали, постоянно обсуждали героев произведений, их характер, повадки, с какой интонацией тот или иной герой произносит свою речь. К концу года, застенчивые дети – раскрепостились, стали активнее общаться со взрослыми, сверстниками. Речь обогатилась, стала более выразительной. Теперь перед нами стала задача не упустить то стремление детей, желание участвовать в театральной деятельности.
В старшей группе я продолжила работу над этой темой. В начале года вместе с детьми готовили спектакли, используя настольный театр: «Маша и медведь», «Колобок», а уже к середине года обратились к драматизации. Это замечательный вид театральной деятельности. С каким интересом дети готовились к спектаклю по сказке «Заюшкина избушка», сколько было радости, когда спектакль по просьбе родителей дети играли с удовольствием.
Работая над ролью, постоянно поощряли детей за любое проявление творчества, инициативы. У детей еще больше возрастал интерес к игре на сцене. Теперь дети, которые были пассивны, с неохотой участвовали в спектаклях, стали активы, раскрепостились и наравне со всеми участвовали во всем. Также улучшалась речь детей, она стала более красочной.
В подготовительной группе поставили очень много сказок детям в детском саду и родителям, такие как «Заюшкина избушка» «Красная шапочка», «Теремок и уголек», «Пчелки –дружные подружки» и т д.
Работа строилась по следующему плану: вначале предлагала детям или дети высказали свое пожелание по тому, или по иному произведению. Читали это произведение, обсуждали характеры героев, их поступки, определяли какие костюмы подойдут тому, или иному персонажу. Затем начиналась работа над ролью.
Особенно интересно проходили Новогодние праздники.. Мы предложили детям подумать и сказать, кем бы они хотели стать. Когда дети определились, мы предложили придумать новогоднюю сказку, в которую вошли все персонажи. Каково же было удивление, когда каждый из ребят оказался великолепным рассказчиком.
Конечно, наша работа не принесла бы нам желаемых результатов, если не помощь родителей. Сначала они относились к нашим планам несерьезно. Но после проведенных бесед, консультаций, родители пошли нам навстречу, а в первую очередь помогли своему ребенку, стали ближе к нему.
В младших группах родители помогали в изготовлении декораций, костюмов, и сами принимали участие в театрализованных представлениях, спектаклях. Так зимой силами родителей был организован праздник «Волшебница Зима», где сами родители исполняли различные роли, Снегурочка, Лиса, Волк. Сколько было радости у детей, как сверкали их глаза, когда они узнавали в Лисе свою маму, а в волке – папу. Еще долго не смолкали детские разговоры после таких праздников.
Много мы работали с детьми над изготовлением кукол к различным спектаклям, развивая тем самым мелкую моторику рук, детское творчество и фантазию. Дети с удовольствием делали такие куклы. Так, например, Азалия сделала бабушку Матрену – добрую, а Эльза – девочку веселую, задорную.
Куклы, сделанные своими руками или с помощью родителей дети любят больше, они им дороже, так как в нее вложено их настроение, любовь.
Разработала авторскую программу на раскрытие творческого потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность «Сказочный мир-театр». Театральная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка и воспитания творческой направленности личности.
Наша работа продолжается, я надеюсь, что все что нам удалось сделать, развивать в детях интерес к театру, любовь к искусству – все это оставит свой отпечаток в дальнейшей жизни ребенка
Итак, влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие детей неоспоримо. С помощью театрализованных игр-занятий можно решать практически все задачи программы и наряду с основными методами и приемами развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал для полноценного и всестороннего развития малышей.
Постоянно повышаю уровень знаний путём изучения литературы, через курсов повышения квалификации, семинаров, самообразование. Продуктивно работаю в составе творческих групп в разработке дидактических и методических материалов. Имею сертификат за публикацию интегрированного занятия «Огонья. Участвовала на Межнународном и Всероссийском конкурсе «Ты-гений» (Диплом победителя 1 место); в IV Международном сетевом конурсе «Моя группа» (Диплом победителя 2 место); Во Всероссийском конкурсе «Рассударики»(победитель 2 место) Награждена грамотой в конкурсе «Лучший музыкальный уголок»(1 Место); грамотой в конкурсе «Мини музей» (1 место), грамотой «Лучший родительский уголок (1 место).
В заключение хочу сказать, одна из самых важных профессий-это профессия воспитателя, любящего детей, прекрасно знающего свое дело и ясно представляющего себе, что любые потери в развитии ребенка дошкольного возраста невосполнимы.