Рефлексивный анализ опыта работы по теме: «Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся на уровне начального общего образования»


Давлетшина Альфинур Ринатовна, учитель начальных классов, МАОУ «СОШ №16» г. Альметьевск
Рефлексивный анализ опыта работы по теме: «Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся на уровне начального общего образования»
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Такое развитие личности обучающегося задает особые требования ко всем ступеням образования. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
Но в наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать. Поэтому надо организовывать учебный процесс таким образом, чтобы ученики были вовлечены в процесс чтения.
Школа у нас современная и многофункциональная. В ней обучается почти 1500 учащихся. Я преподаю в 1 классе, в котором 30 обучающихся. Дети все разные, поэтому я всегда учитываю возрастные, физические и психологические особенности учащихся.
Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство».
Это:
-Пробно-поисковые ситуации;
-Беседы-дискуссии;
-Сам задай вопрос;
-Личный пример учителя;
-Приём устного словесного рисования;
-Словарно-стилистическая работа;
-Элементы драматизации;
Интересной формой привития любви к чтению можно назвать «дерево познания». Также предлагаю следующие приёмы работ: «Чтение с остановками», «Синквейн», «Работа с вопросником», «Знаю, узнал, хочу узнать», «Мозговой штурм», «Уголки», «Написание творческих работ» и т.д. Не стоит забывать об игровых технологиях и ИКТ, в начальных классах это особенно важно. Еще мы посещаем школьную и городские библиотеки, в которых все учащиеся уже записались и берут там необходимую литературу.
В нашем городе активно ведется работа по привлечению к чтению всех жителей, поэтому были открыты литературные «скверики», в которых есть книжные шкафы с книгами «на прокат». Я своих учащихся сводила на одно из открытий такого «литературного скверика».
Благодаря курсам повышения квалификации я узнала еще о новых методах работы, о которых рассказала Осипова Надежда Ивановна, учитель начальных классов «Гимназии им. В.В. Давыдова». В дальнейшем я собираюсь их применять.
Единственной проблемой по данной работе может стать нехватка времени. Потому что уроков для этого мало и на внеурочную работу учителям выделяется не так много времени. Поэтому необходимо систематически организовывать работу учащихся с текстом не только на уроках литературного чтения, но и на остальных учебных предметах.
В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.