Рабочая программа по математике


Рассмотрена и рекомендована
Предметным сообществом
учителей ______________________
протокол № ____ от ____________ 2016 г.
Утверждена приказом ГБОУ Школы № 2129
№_____ от ________________ 2016 г.
Директор А.С.ПлаховаРабочая программа
учебного предмета:
«Математика»
Уровень общеобразовательный 7 «Ж» класс
для детей с ОВЗ
Срок реализации 2016-2017 учебный год
Составлена на основе
Программы обучения глубоко
умственно отсталых детей
под редакцией А. Р. Маллера Рабочую программу составила: Карсаева Татьяна Николаевна
г. Москва, 2016
Пояснительная записка
У умственно отсталых детей со сложной структурой дефекта очень глубоко недоразвита познавательная деятельность с её процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении счёту. У детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе чисел, они лишь механически заучивают порядковый счёт, с большим трудом овладевают конкретным счётом. А переход к абстрактному счёту для них недоступен.
При обучении необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков которые, прежде всего, явились бы действенными, практически ценными и обеспечили бы им подготовку к трудовой деятельности.
Обучение организуется на практической наглядной основе. Уроки необходимо обеспечить соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся.
Обучение счёту умственно отсталых детей со сложной структурой дефекта начинается с пропедевтического периода. Его содержание и основные задачи - развитие интереса к занятиям, выработка умения слушать учителя и выполнять его задания. Дети должны научиться работать в коллективе, вести правильно тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями. Основными методами работы в этот период должны стать наблюдения, экскурсии, дидактические игры.
На уроках дети считают предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и с символами бумажных денег. Кроме этого, знакомятся с пространственными и временными представлениями, мерами длины и ёмкости, учатся распознавать некоторые геометрические фигуры.
Занятия должны быть тесно связаны с другими учебными дисциплинами, особенно с ручным трудом.
Задачи коррекционно-развивающего обучения – коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
      Наряду с основными методами обучения математике используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др.
         Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
       Учебный материал программы ориентирован не столько на выполнение учебных задач, сколько на достижение того уровня умений, которые необходимы детям для успешной социальной адаптации. Поэтому в процессе обучения первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
  Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.
Основная цель учебного курса
Цель: дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления.  
Задачи:
- знакомство с абстрактными математическими понятиями; 
- формирование элементарных математических представлений и учебных универсальных действий;
- формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять        контроль и самоконтроль;
- коррекция и развитие сенсорных и познавательных процессов, личностных качеств ребенка;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи и обогащение словаря;
- воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности.
Содержание.
Повторение материала 6-го класса.
Устная и письменная нумерация в пределах 100.
Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи). Работа со счетами. Знакомство с десятком как с новой счетной единицей. Счет прямой и обратный десятками в пределах 100.
Решение примеров на сложение и вычитание круглых десятков, сложение круглого десятка с однозначным числом, сложение двузначного числа с однозначным без перехода через разряд, вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд.
Составление и решение задач в пределах 100 без перехода через разряд.
Понятие «моложе – старше».
Меры стоимости: 1 рубль, 3 рубля. Размен и замена. Работа с символами бумажных денег. Вводится монета в 50 копеек.
Меры длины: метр (метровая линейка). Измерение метром.
Меры емкости: литр.
Меры времени: определение времени по часам с точностью до получаса.
Геометрический материал: круг. Обведение шаблона.
Ожидаемые конечные результаты.
Учащиеся, по возможности, должны уметь читать, записывать, сравнивать числа в пределах 100; производить сложение и вычитание на конкретном материале (с помощью учителя); решать простые задачи с понятиями «больше на», «меньше на», «дороже», «дешевле», «старше», «младше», строить фигуры по точкам с помощью с помощью линейки. Учащиеся, по возможности, должны распознавать углы: прямой, острый, тупой. Различать стрелки часов, определять время с точностью до получаса; распознавать числа, полученные при счете и измерении одной единицей стоимости, длины, ёмкости. Форма проверки результатов усвоения программы: наблюдение, самостоятельная работа.
Методическое обеспечение программы.
Учебно-наглядные пособия по темам; учебные принадлежности: таблицы с числами (до 100); классные и индивидуальные счёты, раздаточный материал (монеты, купюры, геометрические фигуры, карточки с индивидуальными заданиями, циферблаты), дидактические игры, занимательный материал.Список литературы
1.Баряева Л.Б., Зарин А.П. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. - СПб., 2000. 
2.Бражнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1987
3.Василевская В.Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательных школ. – М., 1960.
4. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/Под ред. В.В. Воронковой. - М., 1994.
5.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., Просвещение. 1995.
6.Калинченко А.В. Обучение детей с нарушениями интеллекта арифметическим действиям с обыкновенными дробями//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004. - № 6.
7. Кузьмина-Сыромятникова Н.В. Методика арифметики во вспомогательной школе. Изд. 2-е, - М., 1949.
8. Лиепиня С.В. Сравнительные исследования объема внимания учащихся 1-3 классов вспомогательных и массовых школ//Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. - М., 1976.
9.Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. - М., АПН РСФСР, 1960.
10. НИИ дефектологии АПН СССР Программы обучения глубоко умственно отсталых детей.-М.,1983
11. Обучение математике детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). Под ред. Пузанова Б.П. – М., 2003.
12.Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /Под ред Ж И. Шиф. - М, 1965, с. 217-299, гл. 6.
13.Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. - М., Просвещение, 1989.
14. Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя - 2-е изд., перераб. - М., Просвещение, 1992.
15.Учащиеся вспомогательной школы / Под ред. М.С. Певзнер, К.С. Лебединской. - М., 1979.
16.Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. - М., Просвещение, 1990.