Формирование умений работы с научным текстом на уроках математики
Формирование умений работы с научным текстом
на уроках математики
Бологова М.А.
учитель математики
высшая квалификационная категория
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа № 5 г.Орла
Для того чтобы самостоятельно изучать научно-техническую литературу, к числу которой относятся математические тексты, необходимы определенные навыки работы с текстом. Сюда относятся умение читать текст, насыщенный информацией, вычленять из него главное, ставить перед собой вопросы и находить в тексте ответы на них, четко формулировать, что именно надо выяснить, определять, что осталось не выясненным до конца, обращаться за справкой к другой литературе и т. п.
Поэтому на первый план среди общеучебных умений обучающихся выходят:
- умение пользоваться учебной и справочной литературой,
- навыки самостоятельного приобретения знаний.
Как часто учащиеся могут изучать новый материал по книге? Все ли параграфы учебников пригодны для подобной работы? К сожалению, нет. Действующие школьные учебники математики содержат материал, часто недоступный учащимся, излагаемый иногда чрезмерно кратко, сухо, а иногда и слишком подробно. Поэтому, выбирая материал для самостоятельной работы с учебником, учителю приходится прежде всего учитывать уровень доступности соответствующего текста учебника. При этом большую помощь оказывает сочетание различных методов. Например, часть нового материала учитель объясняет сам, а несколько абзацев из учебника предлагает изучить самостоятельно. Вообще говоря, текст учебника, предназначенный для чтения после объяснения учителя, и тот текст, который рассчитан на самостоятельное прочтение учащимися, должны различаться. В первом случае текст должен быть компактным, лаконичным, резюмирующим уже полученную информацию, во втором случае он должен быть более обширным, содержать подводящие примеры, дополнительные пояснения. В практике работы школы, учитель должен сам выделить материал для самостоятельного прочтения учащимися. В качестве такого материала необязательно брать целый параграф, это может лишь небольшой фрагмент параграфа, отдельная теорема, частный вывод. Работа с книгой на уроке требует больше времени, чем изложение новой темы учителем. Однако позже это время окупается. Многие темы учащиеся в дальнейшем самостоятельно изучают на уроке и дома. Причем объем домашних заданий не возрастает: сказываются приобретенные навыки.
При объяснении нового материала учителю важно контролировать его усвоение с помощью специальных вопросов. Эта система вопросов должна быть заранее продумана учителем и отражать основные, узловые моменты сообщаемой информации. После объяснения учителя полезно предложить учащимся прочитать соответствующий текст в учебнике и найти в нем ответы на поставленные учителем вопросы. Так как на этом этапе учащийся не умеет самостоятельно оценивать материал по степени важности изложенных в нем сведений, то одной из задач учителя является обучение школьников выделению узловых моментов изучаемого текста. Поэтому в этот период система контролирующих вопросов, с помощью которой проверяется усвоение прочитанного материала, должна охватывать все условные моменты и не должна содержать малозначительные вопросы, не относящиеся к основному материалу. Очень важно, чтобы на этом этапе учащимся не задавались бы вопросы, относящиеся к применению этого материала. Работа по формированию навыков самостоятельного овладения учебной и справочной литературой проводится на всех этапах обучения. Умение применять изученный материал должно проверяться не одновременно с проверкой усвоения полученной информации. Даже на одном уроке эти два этапа формирования знаний должны быть разделены.
В связи с этим хотелось бы обратить внимание на сложившуюся в структуру учебников по математике, нашедшую свое наиболее яркое выражение в учебнике Атанасяна «Геометрия, 7-9,10 -11». В нем после разбора программного материала приводится список вопросов, отвечая на которые учащиеся воспроизводят изученный материал. При этом вопросы составлены таким образом, что в случае затруднения ученик может найти правильный ответ (который можно воспроизводить «впрямую», т. е. без какой бы то ни было переформулировки) прямо в тексте параграфа. Таким образом, воспроизведя просто текст учебника, ученик осваивает математическую речь во всей ее полноте: краткое изложение , отсутствие «лирических отступлений», четкий математически правильный язык. В случае проведения беседы учителя с учеником по вопросам учебника у ученика формируется правильная диалогическая речь, а в случае использования им вопросов учебника и его текста для воспроизведения изученного материала правильная монологическая.
Известно, что многие учащиеся стремятся пересказывать материал заданного параграфа учебника близко к тексту. Слово в слово повторяя одни фрагменты учебника, они в то же время пропускают другие, теряя важные взаимосвязи в изученном материале и зачастую искажая его, другие же, наоборот, останавливаясь прежде всего на главном и опуская излишние подробности, стараются излагать изученный материал по-своему, своими словами. Такие резкие различия в работе над изучаемым материалом объясняются не возрастными особенностями, как это полагают некоторые учителя, а тем, что учащиеся не владеют очень важным мыслительным приемом реконструкции.
Чтобы реконструировать, но не исказить изучаемый материал, учащийся должен хорошо его понять в результате активной мыслительной деятельности, и тогда учащийся постепенно избавляется от вредной привычки бездумной «зубрежки». Следует поощрять всякую попытку учащегося изложить по-своему хотя бы какую-то часть материала. Умению реконструировать материал учебника надо специально обучать. Полезно при чтении новой темы по учебнику учить составлять тезисы, излагать материал в развернутом или сокращенном виде, приводить свои примеры, обобщать, сравнивать и т. д. Когда учащиеся воспроизводят определения, теоремы, то желательно, чтобы формулировки они сопровождали своими примерами и контрпримерами. Следует поощрять также попытки формулировать определения, аксиомы своими словами. Но при этом необходимо сразу же тщательно анализировать случаи искажения формулировки: не просто отвергать неправильную формулировку, а добиваться с помощью контрпримеров, чтобы весь класс понял сущность ошибки. Ученики часто ошибаются, искажают формулировки. Однако если ошибка сразу же сопровождается анализом, требующим от учащихся собранности, сообразительности, использования знаний, то она может стать полезной. Допустим, ученик сказал: «Прямые на плоскости, не имеющие общей точки, называются параллельными». Учитель сразу предлагает привести контрпример, иллюстрирующий ошибочность этого определения. Если никто не может справиться с заданием, учитель чертит на доске три прямые, содержащие стороны треугольника. Эти прямые не имеют общей точки, но не параллельны. Теперь все в классе догадываются, что в формулировке были пропущены слова: «Две прямые...».
Обучая реконструкции теорем, желательно (особенно первоначально) приучать учащихся при изложении доказательства теоремы изменять форму и расположение чертежа, буквенные обозначения. Это, кроме того, помогает легко и очень быстро изжить довольно распространенный недостаток: заучивание буквенных обозначений при доказательстве теорем. Желательно также везде, где это уместно, обращать внимание учащихся на возможность видоизменения отдельных фрагментов доказательства, на различные формы записи доказательства одной и той же теоремы.
Поскольку нельзя научиться читать не читая, важны сами «читательские» упражнения, необходимо, чтобы преподаватель математики не только довольствовался или возмущался, пожиная плоды работы других учителей, но принимал активное участие в совершенствовании техники чтения, используя все возможности для чтения на уроке, в процессе подготовки и выполнения домашнего задания, внеклассных предметных мероприятий.
Формирование навыков беглого чтения на уроках математики можно осуществлять за счет чтения вслух учащимися условий задач, определений и теорем, различных комментариев. Однако формирование умения бегло читать текст не является самоцелью. В любом учебном предмете важнейшим умением является самостоятельное прочтение и осмысление прочитанного. В курсе математики это должно привести в конце концов к умению учащегося самостоятельно прочитать несложный в математическом плане учебный текст, выделить в нем основные существенные элементы, разобраться в их выводе и уметь применить прочитанное на практике, т. е. к умению самостоятельно овладеть текстом. Поэтому задание «прочитать текст изучаемого параграфа» (причем бегло) обязательный вид заданий для любой возрастной группы учащихся.
Учителю, готовящемуся работать со школьниками, которых он ранее не обучал, нужно знать, сформировано ли у них умение работы с книгой (учебником). Этот вопрос в настоящее время достаточно важен для учителей математики, особенно в старших классах. Чтобы в момент начала работы с данным контингентом учащихся выяснить, владеют ли они этим умением, целесообразно применить систему методов. Во-первых, в этом вопросе может помочь целенаправленное наблюдение. Например, если у ученика имеются аккуратные пометки на полях учебника, какие-то пометки в тексте, то значит он самостоятельно занимался с книгой. Если при устном опросе учащегося по вашей просьбе он сможет выделить в рассматриваемом параграфе основное содержание, отметить ключевые моменты и пр., то это показывает, что он умеет работать с текстом. Во-вторых, можно провести анкетный опрос, чтобы выяснить, как учащиеся могут работать с учебником. В предлагаемых учащимся вопросах должна отражаться специфика изучения курса математики, состоящая главным образом в том, что его теоретический материал составляют строго вводимые определения математических понятий, доказательства теорем, выводы формул, правил и пр., а система изложения такова, что весь фактический материал взаимосвязан между собой. В силу этого только сознательное овладение предыдущими фактами обеспечивает усвоение последующих.
Примерное анкеты, для учащихся 10-11 класса.
1. Читаете ли вы текст заданного пункта учебника после первого прочтения еще раз? С какой целью?
2. При изучении текста ставите ли вы сами вопросы «отчего?», «почему?»?
3.Стараетесь ли вы ответить на поставленные вами вопросы при повторном чтении?
4. При чтении учебного материала учебника стараетесь ли вы разобраться в каждом теоретическом положении (или отдельные факты остаются не выясненными до конца)?
5. Стараетесь ли вы самостоятельно восстановить опущенные в учебнике моменты доказательства, вывода и пр.?
6. Выделяете ли вы в изучаемом пункте учебника тот материал, который нужно помнить на память, который приводится в качестве иллюстраций и пр.?
Литература
1. Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007г.
2. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г
3. Якиманская И.С. Психологические особенности овладения учебными умениями в курсе математики. - М.: Просвещение, 1992 г
4. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6
5. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя/ Н. Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011.
15