Статья МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕМЫ «СИМВОЛЬНЫЙ И СТРОКОВЫЙ ТИПЫ ДАННЫХ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

Автор: Шайхиева Юлия Викторовна

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ТЕМЫ «СИМВОЛЬНЫЙ И СТРОКОВЫЙ ТИПЫ ДАННЫХ»
В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ
Говоря об информатизации российского образования, следует обратить внимание на два основных направления этого процесса. Результатами первого из них должно стать создание современной технической базы, внедрение информационных систем, формирование компьютерной грамотности учеников, а так же реформирование методических служб. Второе направление связано с информатизацией самого учебного процесса. Наличие самых последних достижений технической мысли никак не скажутся на результатах обучения, если все технические средства не будут иметь должного учебно – методического наполнения.
Изучение раздела «Алгоритмизации и программирования» является самым сложным этапом обучения в данной науке. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. В то же время изучение алгоритмизации и программирования неисчерпаемы с точки зрения развития аналитического ума школьника. Оно способствует развитию творческих способностей, дает тот культурный уровень, который позволит учащимся не только подготовиться к выпускным экзаменам в школе, но и продолжить образование в высших учебных заведениях.
Конечно, в настоящее время перспективно использовать такие объектно–ориентированные среды, как Delphi и Visual Basic. Однако небольшое число часов, отводимое на изучение предмета, вынуждает нас остановить выбор на Паскале, как на лучшем языке, так как благодаря своей компактности, удачному первоначальному описанию Паскаль является наиболее удобным для изучения. Изучая программирование на языке Паскаль, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации и программирования, приобщаются к алгоритмической культуре [3].
Одной из тем курса алгоритмизации и программирования является «Символьный и строковый типы данных». Во многих учебных планах на изучение данной темы отводиться от 4 до 8 часов. В разных программах последовательность изучения тем различная. В некоторых данная тема изучается до «Массивов» и служит базой для будущего их изучения, а в некоторых программах изучается после тем «Циклы» и «Массивы» и является закреплением и обобщением пройденного материала. Но независимо от последовательности изучения, методика преподавания остается прежней. Изучение Строкового и символьного типов данных целесообразно проводить вместе, так как строка является последовательностью символов. Изначально следует помнить, что в приложениях современной информатики обработка текстов является самым распространенным видом деятельности. Если вся задача состоит из обработки текста, то для этого существуют мощные специализированные программные средства текстовые процессоры. Однако встречаются ситуации, когда обработка текста часть задачи, решаемой алгоритмически, путем традиционного программирования. В этом случае нужны специальные структуры данных и средства их обработки [4].
К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущности и закономерности функционирования методов и форм осуществления целостного педагогического процесса. На современном этапе особое внимание уделяется вопросам, связанным с возбуждением активности учащихся по восприятию и осмыслению изучаемого материала.
Восприятие материала – дело сложное, требующее от учащихся сосредоточенности, внимания и волевых усилий. Недаром еще К.Д. Ушинский отмечал, что при неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне присутствовать на занятиях или же совсем оставаться без мысли в голове. Об этом же писал С.Т. Шацкий, указывая на то, что нередко учащиеся на уроках могут погружаться в «педагогический сон», то есть сохранять лишь видимость внимательности, но быть совершенно безучастными в работе и не воспринимать излагаемого материала. Поэтому помимо стандартного изложения теоретического материала, необходимо использовать нестандартные методы организации работы. Ни для кого не секрет, что дети очень любят выполнять задания нестандартными методами. При решении задач по математике, информатике, и другим предметам, они ищут собственные рациональные методы их решения с наименьшими затратами труда и средств. В таких ситуациях учителю необходимо оказывать помощь в выборе способов решений данных заданий и совместно искать пути для достижения результата.
Одним из важнейших компонентов учебного процесса является контроль знаний, умений и навыков учащихся. Однако стандартная проверка зачастую вызывает у детей отрицательные эмоции страх, неуверенность, волнение. Поэтому задачей учителя является такая организация занятия по проверке знаний, при которой учащиеся относились бы к ней с интересом. Известно, что дети проявляют большой интерес к компьютерам. Как показывает практика, ученики с большей охотой выполняют проверочные работы с его использованием. При этом в качестве проверочных заданий могут выступать электронные тесты, кроссворды, ребусы, контрольные работы. Тем самым поддерживается правило: главное не «знать», главное «уметь найти» [2].
Использование на уроках информатики тестовых заданий не только для проверки знаний, но и для других целей, поможет сформировать у учащихся целостное представление об изучаемом предмете.
Бытует мнение, согласно которому кроссворды предназначены для досуга. Однако, в педагогической деятельности их можно применять для активизации учащихся. Решение кроссвордов по своей сути не отличается от тестирования, проводимого с помощью тестов открытой или закрытой формы, вследствие чего оно также имеет право на применение в учебном процессе.
Как и во многих учебных предметах, в информатике очень много разнообразных понятий, что дает возможность широкого использования ребусов на этапе мотивации. Через занимательную подачу материала учащиеся быстро мобилизуются и включаются в учебную деятельность, а учитель доводит до ребят цели урока и выстраивает последовательность изложения материала.
Исходя из собственного опыта работы в школе замечу, что подготовка к уроку занимает немало времени. Для того, что бы подготовить урок на должном уровне, приходится обработать большое количество литературы. Поэтому для экономии времени и сил при подготовке к урокам было бы целесообразно использовать методическое обеспечение отдельных тем по информатике, что и было разработано мною для изучения темы «Символьный и строковый типы данных». В нем отражены не только методика преподавания как таковая, но и рассмотрена методика нестандартных методов закрепления и проверки знаний, таких как ребусы, кроссворды, тесты, Деловая игра. Имеются рекомендации для учителей информатики по изучению данной темы. Представлены план – конспекты, лабораторные работы, кроссворды, тесты, задачи уровней сложности А,В,С, для лучшего усвоения знаний по изучаемой теме.
Данное методическое обеспечение было апробировано мной и моими коллегами из других школ. Результаты проведенного мной анкетирования показали, что полное освещение всех вопросов, связанных с изучением данной темы, доступность излагаемого материала и разнообразие учебно – методического наполнения явились хорошим подспорьем учителям при подготовке к урокам, а использование нестандартных методов проверки знаний повысило качество усвоения учебного материала.
Применение современных информационных технологий обучения во многом изменяет традиционные взгляды на методику преподавания информатики, структуру и организацию учебной деятельности [1].
Используя компьютерную поддержку, нестандартные методы проверки знаний, можно достичь значительных успехов в процессе обучения.
К тому же методы активного обучения вносят новое качество в традиционные формы учебного процесса: происходит смещение центра значимости с процессов передачи, переработки и усвоения информации на ее самостоятельный поиск учеником.

Список литературы
1. Анеликова Л.А. Информатика и информационные технологии. 6-11классы. М., Дрофа, 2004.-251, [5]c.:ил.
2. Беляева А.П. Методология и теория профессиональной педагогики. СПб.: Лань, 2008. - 208с.
3. Ильин А.К. Компонентный Паскаль в школьном курсе информатики // Издательский дом "Первое сентября", газета ИнформатикА , №01 (554), 01-15.01.2008
4. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики. Учеб. пособие для студ. пед. Вузов/ Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К.-4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 624с.
15