Выступление на педсовете Панорама деятельности классного руководителя


Выступление на педсовете.
Тема «Панорама деятельности классного руководителя»
Учитель нач.кл.: Звягинцева О.В.
Современные образовательные стандарты, безусловно, базируются на классике педагогики. Виктор Федорович Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа классного руководителя в начальной школе была эффективной, должен сработать "эффект соленого огурца". Главное создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой "рассол"? Что взять за его основу?
Маленький человек идет в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым, или легким и радостным? Поддержат его на этой дороге, протянут ладони, согреют теплом, или заставят выживать, изворачиваться, страдать? Во многом это зависит от классного руководителя.
Класс впервые собирает вместе разных детей, которые не были ранее знакомы друг с другом. Это особенный коллектив, и работа с ним дает преподавателю ни с чем несравнимый опыт. Каждый четвертый год классный руководитель, он же первый учитель выпускает своих воспитанников в среднюю школу, берет новый коллектив, и все равно эти дети остаются для преподавателя «его» классом. Конечно, каждый классный руководитель и я в том числе мечтает о создании дружного коллектива, где нет распрей, где комфортно всем ученикам, и не только на уроках, и после них. Именно во внеклассные часы малыши раскрывают способности, находят друзей для себя и становятся друзьями для других детей.
Из опыта работы я вижу, что один детский коллектив не похож на другой. Бывает так, что в одном классе подбираются дети дружные, внимательные друг к другу, вежливые, но иногда класс вызывает беспокойство педагога: дети подсмеиваются над ошибками другого, или высмеивают того или другого ученика. А между тем, младшие школьники проводят в школе достаточно много времени, и желание идти в школу с удовольствием часто зависит не только от выполненных или невыполненных домашних заданий, но и от того, как тебя встретят одноклассники, а самое главное, как тебя встретит первый учитель. Ведь именно к нему обращаются ученики со своими радостями и бедами, именно он помогает разрешить конфликты, ему доверяются детские тайны. Специфика нашей работы состоит в том, что дети постоянно находятся рядом с нами.
Я обратила внимание, что в последнее время отношение к обучению у учащихся изменилось. Сейчас часто можно слышать от детей фразы, выражающие нежелание выполнять домашние задания, идти в школу, на занятия. Многие дети не стремятся расширять запас своих знаний: пассивны на занятиях. Им большее удовольствие приносит деятельность, не связанная с обучением. Крушение оптимизма (а именно признание, любовь и уважение со стороны взрослого, одноклассников) - серьезная проблема на сегодняшний день.
И вот поэтому наша деятельность, как классных руководителей в особенно актуальна, так как младшие школьники нуждаются в коррекции поведения, нуждаются в вовлечении в процесс обучения. А главное – каждому ребёнку необходима ситуация успеха.
Константин Дмитриевич Ушинский писал: "…только успех поддерживает интерес ученика к учителю, познанию нового. Он появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться, трудиться". Первой заповедью воспитания К.Д.Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения. А как это сделать?
Эффективность обучения и воспитания в школе во многом зависит от взаимодействия учителя с родителями обучающихся, их поддержки и помощи. Родители живут жизнью класса вместе с детьми. Очень важно сделать всех родителей единомышленниками в воспитании и обучении. Где и как собрать родителей и детей вместе? Конечно, за подготовкой и проведением праздников. Часто в классе организую огоньки, утренники, на которые приглашаю родителей. Использую и такие формы: собрания, совместные занятия по интересам, изготовление поделок, выпуск стенгазет, сочинения, изготовление подарков и поздравительных открыток. Стараюсь сделать родителей своими единомышленниками, творцами общего со мной дела формирования личности ребенка. При проведении родительских собраний не уделяю много времени рассказу об успеваемости детей, я анализирую причины отставания, мотивы поведения, даю рекомендации по коррекции воспитания, часто приглашаю на собрания школьного психолога. Члены родительского комитета – мои самые неравнодушные и активные помощники во всем. Вообще я считаю, чем дружнее и сплочённее родители, тем дружнее дети. Родители принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогают мне, как классному руководителю в организации и проведении, а детям в подготовке мероприятий
Я пришла к выводу, что привлекать родителей в качестве пассивных слушателей неправильно: каждую минуту совместного пребывания нужно использовать для того, чтобы дети гордились ими, поэтому провожу совместные мероприятия, на которые они идут не как зрители, а как участники. В совместных конкурсах, соревнованиях, эстафетах взрослые и дети учатся лучше понимать друг друга, а родители имеют возможность понаблюдать за общением своего ребенка с другими.
У меня были самые разные дети: послушные и не очень, активные и пассивные, ответственные и безответственные.  У меня были разные родители: отзывчивые, вечно недовольные, открытые и добрые, понимающие, безразличные. Я училась работать со всеми: понимать их, избегать конфликтов, гасить гнев, чтобы они во мне видели друга, помощника в воспитании и обучении их детей. Старалась, не жалея времени, проводить не только основные  уроки, но и очень много времени посвящала внеклассным мероприятиям, вместе с родителями, наших активных, шумных, творческих детей занимали делом, всю их энергию направляли в нужное русло.
В прошлом году я вновь приняла под своё руководство первоклашек: шумный, непонимающий, порой, неуправляемый коллектив. Мы очень долго не могли ходить строем, выбегали, вешались на товарища, не умели строиться парами, друг друга толкали, щипали, шаркали ногами, теребили в руках всё, что попадало, качались на стульях, столы под нами ходуном ходили… Усадить ребёнка, который ещё не наигрался, непростое дело. Без тесной работы с родителями, было просто невозможно.  Поэтому работе с родителями я уделяю очень большое внимание.
Они пока ещё младшие в школе. Но внимания к себе требуют большого. Привитое, усвоенное в первые школьные годы сказывается на протяжении всей жизни. Заложенное с детства прочно и устойчиво. Вот почему воспитание играет такую большую роль уже с первых школьных дней. Сегодняшние дети через несколько лет будут полновластными хозяевами жизни. Учитель должен понимать, что в его сегодняшней работе зреет Завтра, набирает силу Будущее.
Учитель должен знать, чем наполнена внутренняя жизнь ребенка, чем заняты его мысли, чувства, куда уходит его энергия, что движет его поступками, к чему он стремится.Знания, полученные в школе, важны, но не менее ценно, если в учителе видят человека, друга. А это значит, что мы с вами должены быть способны эмоционально отзываться на переживания других людей, ценить их внутренний мир. Как найти контакт с детьми, как проникнуть в их маленький мир? Только глубоким проникновением в смысл их поступков, апеллируя к доброте, великодушию, чувству юмора, живой любознательности. В чем же заключается воспитательная деятельность классного руководителя начальных классов? Это прежде всего забота о здоровье детей, создание благоприятной эмоциональной обстановки в детском коллективе, организация свободного времени детей, изучение их индивидуальных особенностей, оказание помощи семье в воспитании ребенка.
Считаю, что мудрость учителя и классного руководителя в начальных классах заключается в том, чтобы с наибольшей эффективностью использовать свою близость к ученикам и вытекающие из этого преимущества в организации учебного и воспитательного процесса. В душе каждого своего ученика мы оставляем след. И мне, как педагогу, важно очень осторожно подходить к каждому своему ученику, не растоптать его детскую душу, а помочь ему обрести уверенность в себе, найти дорогу, которая определит цель жизни, пока ещё маленького человека. Я должна не только научить его грамоте, но и дать ему почувствовать, что он, и только он, является строителем своего собственного счастья и счастья своих родных и близких.
Всему этому их надо научить и это одно из наших предназначений.